Недействующий

Об утверждении Методики проведения антикоррупционной экспертизы законов, иных нормативных правовых актов Ульяновской области и их проектов

3. Коррупционные факторы

3.1. Коррупционными факторами являются:

а) факторы, связанные с реализацией полномочий государственного органа;

б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;

в) факторы системного характера.

3.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий государственного органа, выражаются в:

а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий государственных органов, их должностных лиц;

б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения государственными органами, их должностными лицами действий в отношении граждан и организаций;

в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

г) злоупотреблении правом заявителя государственными органами, их должностными лицами - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, их должностных лиц;

е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции государственных органов, их должностных лиц при принятии нормативных правовых актов;

з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

3.3. Факторы, связанные с наличием правовых пробелов, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в акте и выражаются в:

а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в акте нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;

б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения государственными органами, их должностными лицами определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);

г) отсутствии запретов и ограничений для государственных органов, их должностных лиц - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных гражданских служащих в коррупциогенных отраслях;

д) отсутствии мер ответственности государственных органов, их должностных лиц - отсутствии норм о юридической ответственности государственных гражданских служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;

е) отсутствии указания на формы, виды контроля за действиями государственных органов, их должностных лиц - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями государственных органов, их должностных лиц, государственных гражданских служащих;

ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности государственных органов, и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

3.4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе акта, - нормативные коллизии.

Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения государственных органов, их должностных лиц.