ЗАКОН

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ
НАСЕЛЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОБРОКАЧЕСТВЕННОЙ
ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ" НА 2007 - 2010 ГОДЫ"

Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
18 декабря 2008 года


Внести в областную целевую программу "Обеспечение населения Ульяновской области доброкачественной питьевой водой" на 2007 - 2010 годы, утвержденную Законом Ульяновской области от 9 июля 2007 года N 86-ЗО "Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение населения Ульяновской области доброкачественной питьевой водой" на 2007 - 2010 годы" ("Ульяновская правда" от 07.07.2007 N 55; от 14.07.2007 N 57; от 18.07.2007 N 58), следующие изменения:

1) в паспорте Программы:

а) в строке "Государственный заказчик Программы" слова "Правительство Ульяновской области" заменить словами "Министерство строительства Ульяновской области";

б) строку "Руководитель Программы" исключить;

в) строку "Цели и задачи Программы" изложить в следующей редакции:

"Цели и задачи Программы     - цели:
                               обеспечение     населения      питьевой   водой
                               нормативного качества и  количества    за  счет
                               развития и  модернизации  систем  водоснабжения;
                               восстановление,     охрана    и    рациональное
                               использование       источников        питьевого
                               водоснабжения за счет  развития  и модернизации
                               систем водоотведения;
                               задачи:
                               обеспечение    необходимой      технологической
                               надежности  систем питьевого   и  хозяйственно-
                               бытового    водоснабжения   и    водоотведения;
                               развитие и модернизация  систем водоснабжения и
                               водоотведения городов и иных населенных пунктов
                               Ульяновской области.";


г) после строки "Цели и задачи Программы" дополнить строкой "Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы" следующего содержания:

"Важнейшие целевые           - важнейшие  целевые   индикаторы   и   показатели
индикаторы и показатели        Программы   приведены   в   приложении    1    к
Программы                      Программе.";


д) строку "Сроки и этапы реализации Программы" изложить в следующей редакции:

"Сроки реализации Программы  - 2007 - 2010 годы.";


е) после строки "Сроки реализации Программы" дополнить строкой "Перечень подпрограмм" следующего содержания:

"Перечень подпрограмм        - не предусматривается.";


ж) строку "Основные мероприятия Программы" исключить;

з) строку "Исполнители Программы" изложить в следующей редакции:

"Основные исполнители        - Министерство строительства Ульяновской области;
мероприятий Программы          органы  местного  самоуправления  муниципальных
                               образований     Ульяновской     области     (по
                               согласованию).";


и) строку "Объемы и источники финансирования Программы" изложить в следующей редакции:

"Объемы и источники          - предполагаемый объем финансирования Программы -
финансирования Программы       674149,004 тыс. рублей, в том числе за счет
                               средств:
                               федерального бюджета - 393434,81 тыс. рублей,
                               областного бюджета - 279481,894 тыс. рублей,
                               прочих источников - 1232,3 тыс. рублей.
                               В том числе по годам:
                               2007 год - 103757,0 тыс. рублей, в том числе:
                               федеральный бюджет - 68441,0 тыс. рублей,
                               областной бюджет - 35316,0 тыс. рублей;
                               2008 год - 158610,194 тыс. рублей, в том числе:
                               федеральный бюджет - 49100,0 тыс. рублей,
                               областной бюджет - 108277,894 тыс. рублей,
                               прочие источники - 1232,3 тыс. рублей;
                               2009 год - 187842,42 тыс. рублей, в том числе:
                               федеральный бюджет - 125854,42 тыс. рублей,
                               областной бюджет - 61988,0 тыс. рублей;
                               2010 год - 223939,39 тыс. рублей, в том числе:
                               федеральный бюджет - 150039,39 тыс. рублей,
                               областной бюджет - 73900,0 тыс. рублей.";


к) строку "Оценка эффективности реализации мероприятий Программы" исключить;

л) строку "Ожидаемые результаты реализации Программы" исключить;

м) строку "Контроль за исполнением Программы" изложить в следующей редакции:

"Система управления          - организация  управления  Программой и  текущий
Программой                     контроль за ходом ее реализации возлагаются на
                               государственного     заказчика    Программы.";


н) дополнить строкой "Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели оценки эффективности мероприятий Программы" следующего содержания:

"Ожидаемые конечные          - увеличение доли сельских населенных пунктов,
результаты                     реализации обеспеченных питьевой водой надлежащего
Программы и показатели         качества:
оценки эффективности           2007 год - 58%;
мероприятий Программы          2008 год - 60%;
                               2009 год - 62,5%;
                               2010 год - 65,5%;
                               снижение удельного веса потерь воды в процессе
                               транспортировки до потребителей:
                               2007 год - 23%;
                               2008 год - 21%;
                               2009 год - 20%;
                               2010 год - 19%.";


2) раздел 1 признать утратившим силу;

3) раздел 2 изложить в следующей редакции:

"2. Введение


Настоящая Программа разработана филиалом "Ульяновскводпроект" открытого акционерного общества "Ульяновская областная корпорация ипотеки и строительства" на основании распоряжения Губернатора Ульяновской области от 08.02.2006 N 65-р "О создании рабочей группы по разработке областной целевой программы "Обеспечение населения Ульяновской области доброкачественной питьевой водой на 2006 - 2008 годы".

При составлении Программы использованы:

статистические данные по использованию воды населением за 2005 год;

показатели качества воды;

результаты обследования филиалом "Ульяновскводпроект" открытого акционерного общества "Ульяновская областная корпорация ипотеки и строительства" существующего состояния обеспеченности населения питьевой водой.

Настоящей Программой предусмотрено обеспечение населения Ульяновской области качественной питьевой водой путем строительства новых сетей и реконструкции существующих.

Характеристика проблем, на решение которых направлена
Программа

Одной из самых актуальных проблем в Ульяновской области является проблема с водоснабжением населения, сельского хозяйства, промышленного производства, а также проблема водоотведения и очистки сточных вод. Последние годы отмечены старением существующих систем водоснабжения и водоотведения, непринятием мер по их восстановлению и развитию, а также строительству новых систем водоснабжения и водоотведения.

Не уделяется должного внимания разведке и утверждению запасов подземных вод, которые являются основным источником водоснабжения в районах Ульяновской области. Поверхностные воды используются только населением г. Ульяновска (река Волга) и населением Радищевского района (озеро-родник).

В г. Ульяновске проводится очистка поверхностных вод. Качество воды в основном доводится до показателей, определенных СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества". В сельской местности, городах и поселках городского типа, где используются подземные воды, вопросам очистки и подготовки воды по некоторым химическим и бактериологическим показателям не уделяется должного внимания.

В г. Ульяновске одной из проблем является отсутствие резервных источников водоснабжения, так как водозабор в пос. Поливно расположен на территории, подверженной оползням. Водозабор из реки Свияги законсервирован и не работает.

Основными факторами, влияющими на ухудшение микробиологических показателей воды, являются:

увеличение числа аварий на водопроводных сетях и сооружениях вследствие их износа;

неисполнение ежегодных мероприятий по обеззараживанию водопроводных сетей (промывка с хлорированием), предусмотренных правилами эксплуатации;

неисполнение мероприятий по промывке и обеззараживанию сетей водоснабжения после ликвидации аварийных ситуаций;

несоблюдение мероприятий по содержанию зон санитарной охраны водозаборов;

отсутствие либо выход из строя установок обеззараживания воды при ее подаче в водопроводную сеть на станциях второго подъема;

невыполнение мероприятий по ликвидационному тампонажу бездействующих скважин, не пригодных для дальнейшей эксплуатации.

В целях улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и предотвращения вспышек инфекционных заболеваний, возникновение которых связано с качеством питьевой воды, необходимо последовательно реализовывать комплекс мер по приведению систем водоснабжения населения в состояние, соответствующее нормам эксплуатации.

В сельской местности положение с водоснабжением в большей степени обострено. Здесь системы водоснабжения находятся в аварийном состоянии, в некоторых случаях не имеют организованных зон санитарной охраны.

За годы реформ из-за резкого падения объемов производства системы водоснабжения организаций сельского хозяйства и промышленности пришли в упадок. Данное положение было порождено недостаточностью финансовых средств на проведение ремонтных работ, отсутствием в организациях квалифицированных специалистов водопроводно-канализационного хозяйства, специализированной техники для эксплуатации систем водоснабжения, лабораторного оборудования для осуществления контроля за качественными характеристиками питьевой воды.

В то же время вследствие неудовлетворительного финансового положения муниципальных предприятий водопроводно-канализационного хозяйства возрастает степень износа водопроводных сетей и сооружений, недостаточными темпами идет новое строительство.

Согласно статистическим данным по состоянию на 01.01.2006 при численности населения Ульяновской области 1335,9 тыс. человек (в г. Ульяновске и рабочих поселках - 974,2 тыс. человек) на ее территории имеются водопроводные сети различного назначения протяженностью 3207,6 км. В сельской местности при численности населения 361,7 тыс. человек протяженность водопроводных сетей и водоводов составляет 4022,6 км.

Количество водоразборов в городах и рабочих поселках составляет 4997 единиц, в сельской местности - 10163 единицы.

В связи с ограниченностью финансовых ресурсов в первую очередь должны быть восстановлены объекты, решающие задачу максимального удовлетворения населения Ульяновской области водоснабжением.

Решение вопросов водоснабжения населения Ульяновской области программным методом необходимо из-за их многоплановости и затратности.

Источники водоснабжения в Ульяновской области.
Обеспеченность водой

В Ульяновской области для водоснабжения используются поверхностные и подземные водные объекты. Сведения о водных объектах, являющихся источниками водоснабжения, приведены в приложениях 3, 10, 11, 12, 13 к Программе.

Поверхностные водные объекты представлены рекой Волгой и используются для водоснабжения г. Ульяновска. Для водоснабжения в правобережье используются Поливненский водозабор и водозабор технической воды в Винновской роще. Для водоснабжения в левобережье используются Архангельский водозабор поверхностных вод и Архангельское месторождение подземных вод и дренажной воды. Эти водозаборы снабжают водой почти половину населения Ульяновской области. Использование поверхностных вод в других районах Ульяновской области представляется нецелесообразным, так как эти воды требуют больших затрат на подготовку воды.

Водоснабжение других районов Ульяновской области построено на использовании подземных вод. Кроме того, построены групповые водопроводы - Ульяновский групповой водопровод I и Ульяновский групповой водопровод II, подающие воду из родников: Павловский групповой водопровод, Сенгилеевский групповой водопровод, водовод реки Смородина г. Новоульяновска, водовод "Кукушкин глаз" села Большое Нагаткино. Отличительной особенностью трех последних водоводов является использование рельефа местности с подачей воды до населенного пункта самотеком.

В Ульяновской области разведано 22 месторождения подземных вод. Общая величина утвержденных запасов 7,458 м3/сек, из них 3,659 м3/сек подготовлены к промышленному освоению. Отбор подземных вод составляет 1,1 м3/сек, что составляет 14,75% от общих разведанных запасов подземных источников водоснабжения. Это говорит о том, что большая часть запасов не востребована и большая часть Ульяновской области не имеет полноценных материалов для проектирования и строительства водозаборов.

Качество воды в водных объектах.
Здоровье населения и качество воды

Качество воды определяется целым рядом факторов. Различается качество воды природное, которое зависит от условий месторождения, и качество, зависящее от деятельности человека.

Большое значение имеет защищенность водоносных горизонтов. При недостаточной степени защищенности водоносных горизонтов природное качество воды ухудшается в результате негативного влияния бактериологических и азотных загрязнений.

На качество воды влияет и сельскохозяйственное производство. Это антропогенное загрязнение. Первые водоносные горизонты, как правило, загрязнены. Загрязнению подвергается вода при отсутствии герметизации оголовков скважин, особенно если они расположены на фермах, промышленных площадках и иных подобных объектах.

Нормативы качества питьевой воды, действующие в Российской Федерации, регулируются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".

Этот документ устанавливает нормативы качества воды по микробиологическим и паразитологическим показателям, обобщенные показатели и содержание вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения.

Кроме вышеприведенных показателей нормируются органолептические свойства воды и показатели общей альфа- и бетта-радиоактивности.

Как видно из вышесказанного, качество воды зависит не только от природных свойств воды, но и от воздействия на нее человека в период добычи воды, подготовки ее к использованию, а также защиты природных водных объектов не только от истощения, но и загрязнения. Отклонения качества воды от нормативных показателей СанПиН 2.1.4.1074-01 в процентах от количества стандартных проб приведены в приложениях 4, 5 к Программе.


Современное состояние систем водоснабжения городов и
иных населенных пунктов, имеющих промышленную
инфраструктуру

Все города и иные населенные пункты Ульяновской области с промышленной инфраструктурой имеют централизованные системы водоснабжения. Более пятидесяти процентов жителей обеспечены внутренним водопроводом. Не обеспечены водой улицы-новостройки.

Основными водопотребителями являются коммунальный и производственный секторы. Забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется из поверхностных (г. Ульяновск, р.п. Радищево) и подземных водных объектов.

Общий объем потребления воды питьевого качества в 2005 году составил 123,0 млн. м3 (в среднем 337,0 тыс. м3 в сутки), из них на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды - 103,6 млн. м3 (284,0 тыс. м3 в сутки).

На действующих коммунальных водопроводах поднятая из скважин вода не обеззараживается. Не все источники водоснабжения в населенных пунктах соответствуют санитарным и техническим нормам.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»