Недействующий

Об утверждении Муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Ульяновск" на 2009 - 2012 годы

3.2. Обоснование решения проблемы программно-целевым методом


Мировой опыт показывает, что развитие малого и среднего предпринимательства имеет большое значение в решении социально-экономических задач муниципальных образований.

Развитие малого и среднего предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни и являющихся главной стабилизирующей политической силой гражданского общества.

В муниципальном образовании "Город Ульяновск" в рамках реализации предыдущих муниципальных целевых программ, направленных на развитие сферы малого и среднего предпринимательства, были достигнуты к 2008 году следующие показатели:

- число субъектов малого предпринимательства возросло с 21,3 тысяч единиц в 2005 году до 29,7 тысяч в 2007 году;

- объем налоговых поступлений (ЕНВД) возрос с 231269 тыс. рублей в 2005 году до 235835 тыс. рублей в 2007 году, однако доля поступления ЕНВД в доход муниципального образования "Города Ульяновск" сократилась с 10,5% в 2005 году до 7,5% в 2007 году;

- средняя заработная плата на предприятиях малого бизнеса в 2005 году составила 2,7 тыс. рублей, в 2007 году - 5,2 тыс. рублей;

- количество субъектов малого бизнеса на 1000 жителей в 2005 году составляло 33,05 единиц, в 2007 году - 47,02 единицы.

Вместе с тем, несмотря на положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования "Город Ульяновск", следует отметить наличие ряда причин и факторов, сдерживающих развитие предпринимательства.

Это следующие причины:

- недостаточные меры государственной и муниципальной поддержки;

- нестабильность и противоречивость законодательной базы, регулирующей деятельность данной сферы, особенно налогового законодательства;

- административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов;

- нехватка квалифицированных кадров;

- низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателей недостаточно навыков ведения бизнеса, опыта управления), низкий уровень юридических, экономических знаний предпринимателей, необходимых для более эффективного развития бизнеса;

- недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей и городских властей по защите экономических прав предпринимателей;

- недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела.

Кроме того, в настоящее время малое и среднее предпринимательство также характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, ограниченным доступом к кредитным ресурсам и другими показателями, определяющими его экономическую неустойчивость.

Опыт реализации предыдущих муниципальных программ поддержки предпринимательства в муниципальном образовании "Город Ульяновск" показал, что эффективными могут быть только меры комплексной поддержки и взаимодействия органов местного самоуправления и предпринимательства.

Система комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне органов местного самоуправления должна включать следующие обязательные элементы:

- развитую инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;

- обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса;

- содействие в расширении рынков сбыта производимых товаров и услуг;

- надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей;

- взаимодействие между предпринимателями в лице объединений предпринимателей и властью;

- благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности.

Необходимо также отметить, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех субъектов малого и среднего предпринимательства по городу, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями по городу и в целом по области не позволяют составить реальное представление о сфере малого и среднего предпринимательства и осложняют принятие эффективных решений.

Одним из препятствий в оказании действенной поддержки малым и средним предприятиям является отсутствие или недостаток эффективной инфраструктуры, обеспечивающей их деятельность.

Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.