Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009-2015 годах" (с изменениями на 1 февраля 2011 года)

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

     

Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Ульяновской области и Российской Федерации в целом. От уровня развития автомобильных дорог во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности региональных производителей и улучшения качества жизни населения.

В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, регионального и межмуниципального значения, местного значения в Ульяновской области составляет 10664,535 км, в том числе автомобильных дорог федерального значения протяженностью 429,5 км, автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения - 4583,035 км, автомобильных дорог местного значения - 5652,0 км.

В 2007 году всеми видами транспорта перевезено 9903,9 тыс. тонн грузов, из которых около 49,7 процента выполнены автомобильным транспортом.

Грузооборот организаций автомобильного транспорта в 2007 году составил 1237,3 млн. тонна-километров, что составило 123,6 процента к аналогичному показателю 2006 года. Объем перевозок пассажиров автобусным и легковым автомобильным транспортом в 2007 году достиг 1493,9 млн. пассажиро-километров, что составило 103,5 процента к аналогичному показателю 2006 года.

Основной проблемой дорожного хозяйства Ульяновской области является высокая доля автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, вследствие чего:

1) в настоящее время 1181,8 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения находятся в неудовлетворительном состоянии;

2) свыше 187 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения требуют реконструкции с целью изменения их параметров для повышения пропускной способности;

3) ввод в эксплуатацию нового моста через реку Волгу приведет к росту интенсивности движения большегрузного транзитного автомобильного транспорта, что многократно увеличит нагрузку на автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения;

4) до настоящего времени 237 сельских населенных пунктов Ульяновской области с общей численностью населения около 16 тысяч человек не имеют подъездов к населенным пунктам с твердым асфальтобетонным покрытием, из них 42 населенных пункта с общей численностью населения около 11 тыс. человек (с численностью населения более 125 человек в населенном пункте с протяженностью подъезда до 5 км к населенному пункту);

5) существуют проблемы с ускоренным износом дорожного покрытия в связи с ростом транзитного движения по улично-дорожной сети городских и сельских населенных пунктов, а также с низкой пропускной способностью автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и автомобильных дорог общего пользования местного значения;

6) сохранение существующей дорожной инфраструктуры и ее развитие возможны при достаточном финансировании дорожного хозяйства, однако объем средств, направляемых на деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, в областном бюджете Ульяновской области за последние годы был недостаточен.

Недостаточный уровень развития автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения является одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития Ульяновской области.

На первом этапе реализации Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ульяновской области от 7 ноября 2008 года N 522-пр "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года", ставятся задачи создания транспортно-логистического кластера "Волжский транзит".

Организация содержания, ремонта и капитального ремонта, а также строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения без целенаправленного объединения мероприятий по дорожной деятельности в программу влечет за собой следующие негативные факторы:

отсутствие единой согласованной региональной политики развития дорожного хозяйства;

отсутствие установленных приоритетов и объединенных целевых показателей по развитию отрасли.

Таким образом, отсутствие единого комплекса мероприятий, направленных на достижение конкретных целей, не позволит выполнить задачи по развитию дорожного хозяйства и повышению его технического уровня, соответствующие II этапу (2007-2010 годы) комплексной программы экономического и социального развития Ульяновской области на 2005-2010 годы.

По опыту субъектов Российской Федерации можно выделить два основных применяемых варианта решения проблемы развития системы дорожного хозяйства: текущее планирование со сроком реализации 1 год и долгосрочное планирование со сроком реализации 7-10 лет.

Текущее планирование основано на деятельности по реализации годовых мероприятий, что не позволит определить приоритеты развития отрасли, а также долгосрочную стратегию развития системы дорожного хозяйства Ульяновской области. Данный вариант позволяет решать только текущие проблемы в ущерб достижению стратегических целей, стоящих перед дорожным хозяйством Ульяновской области.

Долгосрочное планирование основано на формировании комплексной программы развития дорожного хозяйства, что позволит использовать с наибольшей эффективностью финансовые ресурсы при четко определенных приоритетах развития дорожного хозяйства Ульяновской области.