ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2009-2015 ГОДАХ"
(с изменениями на 1 февраля 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ульяновской области от 01.06.2011 N 98-ЗО
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Закона Ульяновской области от 03.06.2009 N 69-ЗО
Закона Ульяновской области от 29.09.2009 N 145-ЗО
Закона Ульяновской области от 06.11.2009 N 178-ЗО
Закона Ульяновской области от 11.05.2010 N 64-ЗО
Закона Ульяновской области от 03.11.2010 N 172-ЗО
Закона Ульяновской области от 01.02.2011 N 08-ЗО
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
30 октября 2008 г.
Утвердить областную целевую программу "Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009-2015 годах" (прилагается).
Губернатор
Ульяновской области
С.И. Морозов
г. Ульяновск
5 ноября 2008 года
N 181-ЗО
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2009-2015 ГОДАХ"
Наименование | - | областная целевая программа "Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009-2015 годах" (далее - Программа). |
Основание для | - | распоряжение Правительства Ульяновской области от 8 июля 2008 года N 354-пр "Об утверждении концепции областной целевой программы "Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009-2015 годах". |
Государственный заказчик | - | Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области. |
Разработчик | - | областное государственное учреждение "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области". |
Цель и задачи | - | цель: обеспечение сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения; задачи: содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, мостов и иных искусственных дорожных сооружений на уровне, допустимом нормативами, для обеспечения их сохранности; капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, мостов и иных искусственных дорожных сооружений, находящихся в неудовлетворительном и аварийном состоянии; формирование и развитие межрегионального транспортного коридора в направлении Центр-Урал; содействие в развитии улично-дорожной сети муниципальных образований Ульяновской области; развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения с твердым покрытием на территории Ульяновской области в сельской местности. |
Важнейшие | - | доля автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям; автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, вводимые в эксплуатацию после реконструкции и строительства; количество отремонтированных мостов на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в неудовлетворительном состоянии; количество сельских населенных пунктов с численностью населения более 125 человек с протяженностью подъезда до 5 км к населенному пункту, подлежащих обеспечению постоянной круглогодичной связью с автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения, автомобильными дорогами общего пользования местного значения по дорогам с твердым покрытием; доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям. |
роки и этапы | - | реализация Программы предусматривается в 2009-2015 годах в два этапа: I этап - модернизация автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и инфраструктуры дорожного хозяйства Ульяновской области (2009-2011 годы); II этап - развитие автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и инфраструктуры дорожного хозяйства Ульяновской области (2012-2015 годы). |
Перечень подпрограмм | - | не предполагается. |
Объемы и | - | общая сумма расходов на реализацию мероприятий Программы составляет 34194530,31 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 18736205,36 тыс. рублей; средства областного бюджета Ульяновской области - 15458324,95 тыс. рублей (с учетом межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Ульяновской области). I этап (2009 - 2011 гг.) - общая сумма расходов на реализацию мероприятий Программы составляет 12433032,57 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета -8076674,24 тыс. рублей; средства областного бюджета Ульяновской области - 4356358,33 тыс. рублей (с учетом межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Ульяновской области). II этап (2012 - 2015 гг.) - общая сумма расходов на реализацию мероприятий Программы составляет 21761497,74 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 10659531,12 тыс. рублей; средства областного бюджета Ульяновской области - 11101966,62 тыс. рублей (с учетом межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Ульяновской области). Объемы расходов на реализацию Программы по источникам финансирования могут изменяться после принятия законов о соответствующих бюджетах. |
Основные | - | Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области; областное государственное учреждение "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области"; органы местного самоуправления (по согласованию); подрядные и проектные организации, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. |
Система управления реализацией Программы | - | текущее управление реализацией Программы и контроль осуществляет Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и | - | снижение доли автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, до 50 процентов; увеличение вводимых в эксплуатацию после реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на 137,44 км; восстановление мостов на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в неудовлетворительном состоянии, - 21 мост; увеличение количества сельских населенных пунктов с численностью населения более 125 человек с протяженностью подъезда до 5 км к населенному пункту, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения, автомобильными дорогами общего пользования местного значения по дорогам с твердым покрытием - не менее чем на 10; снижение доли автомобильных дорог общего пользования местного значения, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, до 70 процентов. |
Основные индикаторы оценки эффективности Программы | - | снижение доли автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, на 23 процента; увеличение вводимых в эксплуатацию после реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, на 3,0 процента по отношению к 2008 году; восстановление мостов на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в неудовлетворительном состоянии, - 100 процентов по отношению к 2008 году; увеличение количества сельских населенных пунктов с численностью населения более 125 человек с протяженностью подъезда до 5 км к населенному пункту, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения, автомобильными дорогами общего пользования местного значения по дорогам с твердым покрытием, до 30 процентов от потребности по состоянию на 2008 год; снижение доли автомобильных дорог общего пользования местного значения, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, на 15 процентов. |
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Ульяновской области и Российской Федерации в целом. От уровня развития автомобильных дорог во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности региональных производителей и улучшения качества жизни населения.
В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, регионального и межмуниципального значения, местного значения в Ульяновской области составляет 10664,535 км, в том числе автомобильных дорог федерального значения протяженностью 429,5 км, автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения - 4583,035 км, автомобильных дорог местного значения - 5652,0 км.
В 2007 году всеми видами транспорта перевезено 9903,9 тыс. тонн грузов, из которых около 49,7 процента выполнены автомобильным транспортом.
Грузооборот организаций автомобильного транспорта в 2007 году составил 1237,3 млн. тонна-километров, что составило 123,6 процента к аналогичному показателю 2006 года. Объем перевозок пассажиров автобусным и легковым автомобильным транспортом в 2007 году достиг 1493,9 млн. пассажиро-километров, что составило 103,5 процента к аналогичному показателю 2006 года.
Основной проблемой дорожного хозяйства Ульяновской области является высокая доля автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, вследствие чего:
1) в настоящее время 1181,8 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения находятся в неудовлетворительном состоянии;
2) свыше 187 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения требуют реконструкции с целью изменения их параметров для повышения пропускной способности;
3) ввод в эксплуатацию нового моста через реку Волгу приведет к росту интенсивности движения большегрузного транзитного автомобильного транспорта, что многократно увеличит нагрузку на автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения;
4) до настоящего времени 237 сельских населенных пунктов Ульяновской области с общей численностью населения около 16 тысяч человек не имеют подъездов к населенным пунктам с твердым асфальтобетонным покрытием, из них 42 населенных пункта с общей численностью населения около 11 тыс. человек (с численностью населения более 125 человек в населенном пункте с протяженностью подъезда до 5 км к населенному пункту);
5) существуют проблемы с ускоренным износом дорожного покрытия в связи с ростом транзитного движения по улично-дорожной сети городских и сельских населенных пунктов, а также с низкой пропускной способностью автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и автомобильных дорог общего пользования местного значения;
6) сохранение существующей дорожной инфраструктуры и ее развитие возможны при достаточном финансировании дорожного хозяйства, однако объем средств, направляемых на деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, в областном бюджете Ульяновской области за последние годы был недостаточен.
Недостаточный уровень развития автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения является одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития Ульяновской области.
На первом этапе реализации Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ульяновской области от 7 ноября 2008 года N 522-пр "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года", ставятся задачи создания транспортно-логистического кластера "Волжский транзит".
Организация содержания, ремонта и капитального ремонта, а также строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения без целенаправленного объединения мероприятий по дорожной деятельности в программу влечет за собой следующие негативные факторы:
отсутствие единой согласованной региональной политики развития дорожного хозяйства;
отсутствие установленных приоритетов и объединенных целевых показателей по развитию отрасли.
Таким образом, отсутствие единого комплекса мероприятий, направленных на достижение конкретных целей, не позволит выполнить задачи по развитию дорожного хозяйства и повышению его технического уровня, соответствующие II этапу (2007-2010 годы) комплексной программы экономического и социального развития Ульяновской области на 2005-2010 годы.
По опыту субъектов Российской Федерации можно выделить два основных применяемых варианта решения проблемы развития системы дорожного хозяйства: текущее планирование со сроком реализации 1 год и долгосрочное планирование со сроком реализации 7-10 лет.
Текущее планирование основано на деятельности по реализации годовых мероприятий, что не позволит определить приоритеты развития отрасли, а также долгосрочную стратегию развития системы дорожного хозяйства Ульяновской области. Данный вариант позволяет решать только текущие проблемы в ущерб достижению стратегических целей, стоящих перед дорожным хозяйством Ульяновской области.
Долгосрочное планирование основано на формировании комплексной программы развития дорожного хозяйства, что позволит использовать с наибольшей эффективностью финансовые ресурсы при четко определенных приоритетах развития дорожного хозяйства Ульяновской области.
Цель Программы - обеспечение сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения.
Достижение указанной цели обеспечивается за счет решения следующих задач:
содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, а также мостов и иных искусственных дорожных сооружений на них, на уровне, допустимом нормативами, для обеспечения их сохранности;
капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, а также мостов и иных искусственных дорожных сооружений на них, находящихся в неудовлетворительном и аварийном состоянии;
формирование и развитие межрегионального транспортного коридора в направлении Центр-Урал;
содействие в развитии улично-дорожной сети муниципальных образований Ульяновской области;
развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения с твердым покрытием на территории Ульяновской области в сельской местности.
Решение предусмотренных Программой задач в пределах рассматриваемого периода с учетом прогнозируемых финансовых возможностей будет достигаться путем концентрации финансовых и иных ресурсов на приоритетных направлениях развития автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и осуществления проектов, обеспечивающих наибольший эффект в части сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Целевые индикаторы и показатели Программы приводятся в приложении 1 к Программе.
Значения целевых индикаторов и показателей на соответствующий год с разбивкой по кварталам утверждаются Правительством Ульяновской области в срок до 1 февраля соответствующего года.
Реализация Программы предусматривается в 2009-2015 годах в два этапа.
I этап (2009-2011 годы):
выполнение текущего ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, ликвидация незавершенного строительства;
строительство и ввод в эксплуатацию I очереди мостового перехода через реку Волгу в г. Ульяновске (первый и второй пусковые комплексы) с последующей передачей объекта в федеральную собственность;
реконструкция и ввод в эксплуатацию автомобильных дорог "Казань - Ульяновск" - "Ульяновск - Самара" в Ульяновском районе Ульяновской области, "Инза - Оськино - граница области" в Инзенском районе Ульяновской области, "Сурское - Шумерля" - "Москва - Казань" в Сурском районе Ульяновской области;
подготовка к строительству автомобильной дороги "Саранск - Сурское-Ульяновск" на участке обхода г. Ульяновска;
строительство и реконструкция автомобильных дорог, соединяющих сельские населенные пункты с численностью населения более 125 человек с протяженностью подъезда до 5 км к населенному пункту с автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения, автомобильными дорогами общего пользования местного значения по дорогам с твердым покрытием;
II этап (2012-2015 годы):
значительное увеличение финансирования работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, мостов и иных искусственных дорожных сооружений для обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и мостов и иных искусственных дорожных сооружений;
строительство и ввод в эксплуатацию автомобильной дороги "Саранск - Сурское-Ульяновск" на участке обхода г. Ульяновска;
строительство и ввод в эксплуатацию обходов р.п. Чердаклы и г. Димитровграда на автомобильной дороге "Ульяновск - Димитровград-Самара";
строительство и реконструкция автомобильных дорог с твердым покрытием, соединяющих сельские населенные пункты с численностью населения более 125 человек с протяженностью подъезда до 5 км к населенному пункту с автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения, автомобильными дорогами общего пользования местного значения по дорогам с твердым покрытием;
восстановление мостов на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
Перечень мероприятий, направленных на достижение целей и решение задач Программы, приведен в приложении 2 к Программе. Система программных мероприятий включает следующие направления:
1) строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (перечень мероприятий определен в приложении 4 к Программе) в соответствии со схемой территориального планирования Ульяновской области;
2) отдельные мероприятия в области дорожного хозяйства, включающие:
капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, мостов и иных искусственных дорожных сооружений, находящихся в неудовлетворительном и аварийном состоянии, перечень которых утверждается распоряжением Правительства Ульяновской области;
диагностика и паспортизация автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, мостов и иных искусственных дорожных сооружений на них;
ликвидация последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций за счет средств резерва, предназначенного для этих целей;
3) содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, мостов и иных искусственных дорожных сооружений:
содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, мостов и иных искусственных дорожных сооружений на уровне, допустимом нормативами, для обеспечения их сохранности;
осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения (нанесение горизонтальной разметки, вырубка кустарников и т.д.).
Распределение объемов финансирования мероприятий по годам реализации Программы указано в приложении 3 к Программе. Объемы финансирования мероприятий подлежат уточнению после принятия федерального закона о федеральном бюджете и закона Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на соответствующие годы и подписания соглашений с Федеральным дорожным агентством о выделении субсидий, а также после утверждения проектной документации в установленном порядке.
Физические объемы работ по строительству и реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и автомобильных дорог общего пользования местного значения определены в приложении 5 к Программе.
Участие муниципальных районов (городских округов) в Программе осуществляется путем софинансирования капитального ремонта, ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения, мостов и иных искусственных дорожных сооружений на них в рамках ежегодно подписываемых соглашений между
Министерством промышленности и транспорта Ульяновской области и муниципальными районами (городскими округами) Ульяновской области. Субсидии предоставляются при условии долевого финансирования из бюджетов муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области в объемах, предусмотренных законом Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на соответствующий год.