Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области" на 2008 - 2013 годы (с изменениями на 4 декабря 2013 года)

1. Характеристика проблем, на решение которых
направлена Программа

     

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы".

Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

На долю сельского хозяйства приходится 11% валового регионального продукта. В сельской местности проживают 356,1 тыс. человек, или 27% от общей численности населения. В сельском хозяйстве области занято 85 тыс. человек, или 14% от работающего населения области. В области во всех категориях хозяйств имеется 2085,3 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, или 56% территории, из них 1620,7 тыс. гектаров пашня. Сельскохозяйственным производством в области занимаются 320 сельскохозяйственных организаций и 1707 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ).

В 2005 - 2006 годах в сельском хозяйстве области началась положительная динамика роста. Экономический рост в 2006 году обеспечен за счет увеличения производства всех видов сельскохозяйственной продукции: зерна - на 10,5%, сахарной свеклы - на 44,2%, картофеля - на 1%, овощей - на 3,1%, мяса - на 1,1%, молока - на 0,9%, яиц - на 10,6%. В 2006 году сельскохозяйственными товаропроизводителями области произведено продукции (в действующих ценах) на сумму 13932,4 млн. рублей, или в сопоставимой оценке 104,1% к уровню 2005 года. Валовая продукция растениеводства составила 6,7 млрд. рублей, или 48% от общего объема, животноводства - 7,3 млрд. рублей, или 52%. В 2005 году пропорция составила 49% и 55% соответственно. В сельскохозяйственных предприятиях произведено 31,7% общего объема продукции, в КФХ - 4,3%, в хозяйствах населения - 64%. В стратегическом плане дальнейшее развитие агропромышленного комплекса области при сохранении многоукладной аграрной экономики должно быть направлено на развитие крупнотоварного производства сельскохозяйственной продукции.

Были достигнуты следующие результаты:

объемы высеянных семян высших репродукций увеличились до 10% (норма 10 - 15%). Среднее содержание клейковины в зерне в целом по области увеличилось за 3 года с 17% до 20%;

урожайность зерновых культур составила 16,3 ц/га (рост к 2006 году составил 10%), сахарной свеклы увеличилась до 294 центнеров с гектара, что на 32 центнера с гектара выше уровня 2006 года;

заложено 46 гектаров новых садов и 20 гектаров питомников, проведен уход за насаждениями, посаженными в предыдущие годы на площади 180 гектаров;

надой молока на фуражную корову в среднем по области увеличился по сравнению с 2006 годом на 227 килограммов и составил 2572 килограмма, среднесуточный привес крупного рогатого скота возрос на 45 граммов и составил 394 грамма, среднесуточный привес свиней увеличился на 53 грамма и составил 243 грамма;

закрепилось в сельской местности 218 молодых специалистов.

Из областного бюджета в 2006 году предоставлялись субсидии на компенсацию части затрат, связанных с приобретением сельскохозяйственной техники, в сумме 41,79 млн. рублей, а также на компенсацию части затрат, связанных с приобретением минеральных и органических удобрений, в сумме 28 млн. рублей. Оказанные меры поддержки позволили сельскохозяйственным товаропроизводителям приобрести 111 единиц сельскохозяйственной техники, внести минеральных и органических удобрений больше, чем в 2004 году, на 26 тыс. тонн и 390 тыс. тонн соответственно.

Увеличение объемов производства продукции и объемов государственной поддержки позволило получить сельскохозяйственным товаропроизводителям прибыль в размере 125,6 млн. рублей.

В целом Ульяновская область имеет благоприятную природную и экономическую среду для развития перспективных товарных отраслей сельского хозяйства, однако их развитие сдерживает ряд проблем.

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и до 2013 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.

К основным рискам относятся:

макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей по развитию агропромышленного комплекса, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности и кризисом банковской системы, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;

природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;

социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора;

международные торгово-политические риски, обусловленные успешным функционированием аграрного сектора в увязке с ситуацией на международных рынках и деятельностью экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, изменением конъюнктуры международной торговли сельскохозяйственной продукцией (это может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности), существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию и усилением ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин;

законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности реализации оформления прав собственности на землю. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.

В этих обстоятельствах в целях создания условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности необходимо планомерно решить комплекс взаимосвязанных задач, приуроченных к определенным срокам, и осуществить ряд мероприятий экономического, производственного, организационного характера с использованием финансовых ресурсов из различных источников. При этом должен быть задействован широкий круг участников - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, кредитные организации, сельскохозяйственные товаропроизводители. Для координации и согласования их действий, определения ресурсов и их источников, ответственных за исполнение мероприятий Программы, а также для определения прав, обязанностей участников процесса необходимо использовать программно-целевой метод.