Основное направление управления ликвидностью областного бюджета и государственными заимствованиями связано с вопросами оптимизации источников финансирования дефицита областного бюджета, которая подразумевает решение следующих задач:
1) финансирование дефицита областного бюджета и обеспечение стабильности финансирования расходов;
2) использование свободных средств областного бюджета, временно не востребованных для финансирования расходов областного бюджета.
Первая задача решается в контексте тех целей и мер, которые изложены в разделе 6 настоящей Концепции. Суть ее сводится к тому, что государственные заимствования привлекаются не только для финансирования возникшей потребности областного бюджета, но и в целях резервирования дополнительных средств для сглаживания пиков платежей и их досрочного привлечения с учетом тенденции изменяющихся условий на рынке заимствований.
Свободные средства областного бюджета, являясь временно не востребованными для финансирования расходов, могут быть использованы по двум основным направлениям:
операции по сокращению долга;
операции на открытом рынке.
Досрочное погашение долга не является однозначно эффективным способом управления ликвидностью и в конечном итоге увеличивает риски неисполнения областного бюджета, поскольку чем больше средств в начале финансового года направляется на сокращение долга, тем больший объем необходимо будет привлекать в конце финансового года.
На операции досрочного погашения государственного долга Ульяновской области необходимо накладывать ограничения, поскольку это может привести к некоторым отрицательным последствиям, в том числе:
к дополнительным расходам областного бюджета на обслуживание долга, не предусмотренным областным бюджетом на соответствующий финансовый год;
к снижению ликвидности рынка;
к выводу денежных ресурсов из финансовой системы Ульяновской области.
Досрочное погашение долга возможно в период текущего профицита и более эффективно в отношении долговых инструментов, которые погашаются в текущем финансовом году. Это позволит уменьшить расходы на погашение и обслуживание государственного долга в будущем плановом периоде.
Косвенный эффект от данных операций сокращения краткосрочного долга - приближение расходов на погашение и обслуживание долга.
Операции на открытом рынке позволяют управлять ликвидностью областного бюджета, сокращать государственный долг Ульяновской области и расходы на его обслуживание.
Описанные выше меры и варианты управления ликвидностью областного бюджета позволят повысить в целом управляемость областного бюджета и решить проблемы несбалансированности его исполнения.