За период с 2002 по 2008 год в Ульяновской области зарегистрировано 1305 преступлений коррупционной направленности, в том числе 628 фактов взяточничества. В 2008 и 2009 годах количество коррупционных правонарушений со стороны должностных лиц исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, государственных гражданских служащих Ульяновской области, муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области составило 68 человек.
Преступные действия чиновников подрывают авторитет государственных органов и органов местного самоуправления у населения, препятствуют развитию предпринимательства, снижают активность бизнеса, негативно влияют на социально-экономическое развитие региона, что требует принятия скоординированных мер по устранению причин, порождающих коррупцию.
Внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции, повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти и исполнение требований, установленных антикоррупционным законодательством, являются также необходимыми элементами реализации проводимой в России и в Ульяновской области административной реформы.
В целях принятия эффективных мер по совершенствованию борьбы с коррупцией распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р "О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и принять нормативные правовые акты и антикоррупционные программы для создания механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти.
Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31.07.2008 N Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции. Приняты и успешно работают федеральные законы "О противодействии коррупции", "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". Правительством Российской Федерации были разработаны методика и правила проведения антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и их проектов. В 2010 году Президентом Российской Федерации были утверждены обновленный Национальный план противодействия коррупции и Национальная стратегия противодействия коррупции. Приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней. Национальный план противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13.03.2012 N 297 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции", содержит новые задачи, прежде всего, по достижению конкретных результатов и обеспечению контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных планами по противодействию коррупции государственных органов субъектов Российской Федерации.
Принятые на федеральном уровне антикоррупционные меры нашли должное отражение в Ульяновской области, где впервые в России была введена государственная должность Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, целью работы которого стало содействие реализации антикоррупционного законодательства в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.
В числе основных итогов реализации Программы с 2008 по 2010 год можно отметить следующие:
1) организация системы антикоррупционных экспертиз проектов нормативных правовых актов Ульяновской области.
С 1 июня 2009 года по 1 июня 2010 года Уполномоченным по противодействию коррупции и его аппаратом в Ульяновской области проведены 603 антикоррупционные экспертизы проектов нормативных правовых актов Ульяновской области. В более чем 20 процентах из них были выявлены коррупциогенные факторы. Общая сумма финансовых средств, регулировать которые предполагалось проектами нормативных правовых актов Ульяновской области, содержавших коррупциогенные факторы, достигает 1,4 млрд. рублей. Около трети выявленных коррупциогенных факторов в той или иной степени создавали возможности для прямых взяток сотрудникам исполнительных органов государственной власти Ульяновской области. Еще треть выявленных коррупциогенных факторов вела к дискредитации государственной власти и принимаемых ею решений. Все выявленные коррупциогенные факторы устранены из текстов проектов нормативных правовых актов на стадии их доработки;
2) организация системы антикоррупционного мониторинга.
В 2009, 2010 годах проведен ряд социологических исследований, посвященных изучению проблемы распространенности коррупции. По данным экспертного социологического опроса ульяновских предпринимателей, около 46 процентов респондентов оценили уровень коррумпированности отношений власти и бизнеса в России как максимальный или близкий к этому. По данным другого социологического опроса, проведенного в 12 учреждениях, оказывающих государственные услуги населению, 6 процентов граждан сталкивались с фактами коррупции в данных учреждениях или слышали о них.
Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области и его аппаратом разработана, апробирована и с 2010 года реализуется система мониторинга эффективности реализации исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области требований антикоррупционного законодательства. Данная система предусматривает детальный анализ достигнутых результатов по ряду показателей - таких, как проведение антикоррупционной экспертизы, работа комиссий по урегулированию конфликтов интересов, общественных советов по профилактике коррупции и других с последующей комплексной оценкой достигнутых результатов. В 2011 году Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области совместно с автономной некоммерческой организацией "Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства" разработана и реализуется не имеющая аналогов в других субъектах Российской Федерации прикладная многофакторная программа проведения ежегодного мониторинга уровня коррупции в Ульяновской области с использованием данных правоохранительных органов, исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и результатов социологических исследований, которая позволит ежегодно оценивать не только уровень и качество принимаемых мер по противодействию коррупции, но и измерять ее уровень применительно к каждому муниципальному образованию Ульяновской области;
3) профилактика коррупции через систему образования.
В 2010 году изданы учебные пособия для общеобразовательных учреждений Ульяновской области по включению элементов антикоррупционного воспитания и образования в учебный процесс. Данное направление работы имеет важнейшее значение, поскольку проводит профилактику коррупции через формирование у подрастающего поколения неприятия использования незаконных способов решения проблем;
4) организация обучения антикоррупционным технологиям.
В 2009 году Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области и его аппаратом проведена серия обучающих семинаров для сотрудников органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. 1 и 4 марта 2010 года в Ульяновске состоялся семинар-тренинг для юристов органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по изучению технологии организации и проведения антикоррупционных экспертиз. Семинар прошел с участием профессора, доктора философских наук, президента исследовательского фонда "Институт модернизации государственного и муниципального управления" В.Н. Южакова (г. Москва) и кандидата юридических наук, старшего научного сотрудника Института государства и права РАН Э.В. Талапиной. Проведенные семинары позволили сотрудникам исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, ответственным за реализацию антикоррупционных требований, более качественно реализовывать требования законодательства в сфере антикоррупционной политики;
5) вовлечение институтов гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики.
В целях привлечения граждан, организаций к реализации антикоррупционной политики в муниципальных образованиях Ульяновской области были созданы общественные советы по профилактике коррупции. Целью их работы является выявление коррупционных фактов и обсуждение способов их предупреждения.
С рядом общественных объединений Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области были подписаны соглашения о сотрудничестве и взаимодействии. Данные общественные объединения принимают участие в качестве экспертов при проведении антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и их проектов.
В Ульяновской области в 2010 году объявлена акция "Борьба с коррупцией - дело каждого!", которая направлена на стимулирование гражданской активности и вовлечение жителей Ульяновской области в реализацию мер по профилактике коррупции;
6) создание организационной структуры по профилактике коррупции в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.
Данная структура включает в себя ответственных лиц, курирующих в каждом из этих органов реализацию целевой программы по противодействию коррупции, проведение антикоррупционных экспертиз, работу комиссий по рассмотрению конфликтов интересов, взаимодействие с институтами гражданского общества и средствами массовой информации.
Работоспособность этой структуры поддерживается созданной системой взаимодействия ее субъектов, разработанной и внедренной системой рейтинговой оценки эффективности антикоррупционной деятельности элементов этой структуры и организованного на ее основе постоянно действующего мониторинга ее работы.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция по-прежнему затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации экономики, вызывает у населения области серьезную тревогу и недоверие к органам государственной власти Ульяновской области, создает негативный имидж региона, снижая его социальную и инвестиционную привлекательность.
Данные обстоятельства требуют дальнейшего наращивания усилий по противодействию коррупции, используя программно-целевые методы, которые позволяют обеспечить постоянный контроль за реализацией мероприятий Программы, изменение запланированных мероприятий, анализ достигнутых результатов и, при необходимости, внесение корректировок в перечень мероприятий Программы. При этих условиях обеспечивается комплексность, неразрывность, последовательность и конкретность принимаемых мер по противодействию коррупции.
Абзац утратил силу. - Постановление Правительства Ульяновской области от 06.10.2010 N 36/325-П.