Обеспеченность документами территориального планирования, ее качественная характеристика являются факторами устойчивого развития территорий муниципальных образований Ульяновской области. Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области должны содействовать эффективному использованию имеющихся ресурсов (в том числе недвижимого имущества), создавать условия для эффективного использования и развития территорий, активно способствовать привлечению инвестиций.
Социально-экономическое развитие Ульяновской области должно быть тесно увязано с правильной организацией ее территории и территорий муниципальных образований Ульяновской области. Для этих целей служит, в частности, территориальное планирование и градостроительное зонирование для определения мест размещения жилищной, коммунальной, социальной, промышленной, рекреационной и других инфраструктур с учетом всех имеющихся возможностей и ограничений.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определил принципиально новую политику градорегулирования на местах, а именно необходимость разработки документов территориального планирования, установив, что с 1 января 2010 года органами местного самоуправления не допускается принятие решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 17 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" определена необходимость разработки правил землепользования и застройки. С 1 января 2010 года при их отсутствии предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляться не будет. Также с 1 января 2010 года не будет допускаться выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты. Это в свою очередь может привести к снижению инвестиционной привлекательности муниципальных образований Ульяновской области.
Сложившаяся в настоящее время в Ульяновской области система градорегулирования и землепользования недостаточно стимулирует привлечение частных инвестиций в строительную сферу, а главное - в жилищное строительство.
В настоящее время в Ульяновской области 143 поселения (32 городских и 111 сельских поселений) и 3 городских округа, на территории которых должны быть разработаны генеральные планы и правила землепользования и застройки. На сегодняшний день во всех муниципальных районах документы территориального планирования формально имеются. Это проекты районной планировки, выполненные проектными институтами в период с 1977 по 1985 год. Сельские поселения располагают проектами планировки и застройки сельских населенных пунктов (в основном бывших центральных усадеб колхозов и совхозов), выполненными проектными институтами в 70 - 80-е годы прошлого века. Эти проекты, разрабатываемые в период плановой экономики, определяли развитие территорий населенного пункта в соответствии с возможностями строительства на тот период, до сих пор многие решения в материалах проектов планировки остаются нереализованными, фактическая застройка территории зачастую не соответствует их градостроительным решениям.
Практически все муниципальные образования Ульяновской области приняли правила землепользования и застройки на основании старых генеральных планов и нуждаются в разработке или корректировке правил землепользования и застройки.
Необходимость своевременной подготовки градостроительной документации обусловлена и тем, что наличие градостроительной документации и правил землепользования и застройки является одним из условий участия Ульяновской области в федеральных целевых программах, например в подпрограмме "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой" в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Необходимым условием участия в данной подпрограмме является подготовка документации по планировке территории и правил землепользования и застройки.
Грамотное зонирование и упорядочение землепользования и застройки территорий муниципальных образований Ульяновской области позволит остановить развернувшийся процесс неконтролируемой скупки земель сельскохозяйственного назначения без перевода их в земли поселений и самовольной их застройки.
В целях обеспечения муниципальных образований Ульяновской области документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки необходима государственная поддержка муниципальных образований Ульяновской области, применение программно-целевого метода, обеспечивающего поэтапное достижение поставленной цели, увязку бюджетных финансовых ресурсов с максимальной управляемостью и контролем результативности мероприятий.