ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРОГРАММЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001 - 2005 ГОДЫ"
Принят
Законодательным собранием
Ульяновской области
30 июня 2001 года
Статья 1. Утвердить "Программу кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства Ульяновской области на 2001 - 2005 годы".
Статья 2. При рассмотрении Закона Ульяновской области "Об областном бюджете Ульяновской области" на 2002, 2003, 2004, 2005 годы предусматривать выделение средств на выполнение "Программы кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства Ульяновской области на 2001 - 2005 годы".
Глава администрации
Ульяновской области
В.А.ШАМАНОВ
Ульяновск
9 июля 2001 года
N 029-ЗО
ПРОГРАММА
КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ
Наименование Программы | "Программа кадрового обеспечения сель- |
Основание для разра- | Постановление Правительства Российской |
Основные разработчики | Ульяновский институт переподготовки |
Основные исполнители | Главное управление финансов области |
Цель Программы | Создание системы кадрового обеспечения, |
Структура Программы | Программа состоит из четырех основных |
Объем и источники | Федеральный бюджет - 70 млн. рублей |
Ожидаемые конечные | Восстановление в организациях професси- |
Система и органы конт- | Один раз в полгода на коллегии Управ- |
Программа кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства Ульяновской области на 2001 - 2005 годы разработана коллективом ученых Ульяновского института переподготовки кадров и агробизнеса с участием Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации области, Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии, Управления по труду администрации области.
Настоящая Программа предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области развития персонала.
Программа носит системный комплексный характер, учитывающий кризисное состояние агропромышленного комплекса.
Анализ сложившегося положения дел в сфере развития кадрового потенциала организаций агропромышленного комплекса Ульяновской области показывает, что проводимая в большинстве из них кадровая политика не соответствует стратегии рыночных реформ. Несмотря на принимаемые меры, условия хозяйствования в аграрном секторе остаются тяжелыми. За последние 10 лет посевные площади сократились с 1643.8 тыс. га до 1213.3 тыс. га, поголовье скота - с 579.7 тыс. голов до 201.3 тыс. Уменьшилось количество техники: тракторов - с 17.6 тыс. штук до 11.6, комбайнов - с 7.1 тыс. штук до 3.6.
В связи с сокращением объемов сельскохозяйственного производства численность работников на сельскохозяйственных предприятиях уменьшилась с 125.2 тыс. человек в 1991 году до 67.4 тыс. в 2000 году.
Ухудшился качественный состав руководителей и главных специалистов сельскохозяйственных предприятий. Количество специалистов с высшим и средним профессиональным образованием уменьшилось на 2 тыс. человек. Более 1100 должностей специалистов до сих пор замещены специалистами без образования. Удельный вес руководителей сельскохозяйственных организаций всех форм собственности, имеющих высшее образование, составил в 2000 году 82% вместо 91% в 1991 году, главных специалистов - 62% вместо 64%.
Отсутствует надлежащая система подбора и расстановки кадров руководителей в Цильнинском, Николаевском, Карсунском, Кузоватовском районах области, где среди руководителей хозяйств только 65 - 72% имеют высшее образование, допускаются случаи избрания на эти должности лиц, не имеющих специального образования. Остается высокой сменяемость руководителей, что отрицательно сказывается на результатах производственной деятельности предприятий.
Реформирование управленческих структур привело к существенному сокращению штатной численности кадровых служб. Почти в половине районных управлений сельского хозяйства и продовольствия и 40% сельскохозяйственных предприятий сокращены должности освобожденных специалистов по кадровой работе.
Низка закрепляемость молодых специалистов на селе. В 1999 году, например, прибыло в сельскую местность молодых специалистов из высших учебных заведений 48 человек, из средних специальных - 68 человек. Из них остались работать: выпускников высших учебных заведений - 26 человек, средних специальных учебных заведений - 43 человека.
Практически перестала существовать система обучения рабочих кадров непосредственно на предприятиях, в хозяйствах. Многие руководители ошибочно считают учебу кадров малоэффективным, дорогостоящим делом. За последние годы в агропромышленном комплексе наблюдается снижение спроса на информацию, падает интерес к учебе кадров, постоянному повышению их квалификации, забывают о том, что уровень профессионализма работников определяет уровень производства. Вследствие этого массовое обучение руководителей и специалистов в системе дополнительного послевузовского образования, а рабочих кадров - непосредственно на производстве требует безотлагательного решения и является одним из основных условий вывода сельскохозяйственной отрасли из кризисного состояния.
Настоящая Программа разработана для того, чтобы придать решению проблем кадрового обеспечения, подготовки и переподготовки, обучения кадров целенаправленный, плановый характер.
Основная цель Программы - создание системы кадрового обеспечения, позволяющей сформировать кадровый потенциал, способный эффективно реализовать аграрную реформу и обеспечить плавный переход к рыночной экономике, обратив особое внимание на подготовку кадров новых специальностей и профессий, оперативную переподготовку имеющихся кадров и регулярное повышение их квалификации.
Основные направления Программы:
- аналитическая оценка кадровой ситуации на начало планируемого периода;
- формирование и реализация социального заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, сбалансированного с объемами их подготовки в агропромышленных и других учебных заведениях области;
- активизация организаторской работы, обеспечивающей соответствующий заказу контингент абитуриентов, направляемых на учебу на основе целевого набора, заключения контрактов;
- совершенствование профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов и работников сельскохозяйственного производства через систему непрерывного их обучения;
- своевременное внесение корректив в программы подготовки и обучения кадров с учетом меняющихся форм хозяйствования и управления, экономических отношений, развития новых отраслей в аграрном секторе, меняющейся конъюнктуры спроса на кадры в условиях масштабных преобразований;
- усиление внимания к вопросам рационального использования руководителей и специалистов через систему их оценки и аттестации, формирования и подготовки резерва, разработки и реализации системы социальных гарантий и льгот.
Направления | Требуется специалистов по нормативам на 01.01.2005 | Фактически 01.01.2000 | % | Количество специалистов, необходимое до потребности 2005 г. | требность (выбытие за 2001 - 2005 гг.) | в 2001 - 2005 гг. дефицита кадров | Ожидаемая численность специ- 01.01.2006 | Обеспеченность в % | ||||||||||||||||||||
прибытие за 2001 - 2005 гг. | выпускники очной фор- | выпускни-ной формы | Перевод с | |||||||||||||||||||||||||
всего | выс- | среднее специальное | все- | выс- | сред- |
| все- | выс- | среднее | все- | выс- | сред- | все- | выс- | сред- | выс- | сред- | выс- | сред- | выс- | сред- | все- | выс- | сред- | все- | выс- | сред- | |
Агрономия | 1422 | 747 | 675 | 1082 | 659 | 423 | 76 | 340 | 83 | 252 | 149 | 100 | 49 | 375 | 250 | 125 | 237 | 100 | 10 | 25 | 3 | 5 | 1308 | 809 | 499 | 92 | 108 | 74 |
Зоотехния | 1395 | 565 | 830 | 1049 | 450 | 599 | 75 | 346 | 115 | 231 | 141 | 95 | 46 | 325 | 200 | 125 | 200 | 110 |
| 10 |
|
| 1033 | 555 | 678 | 88 | 100 | 82 |
В е т еринария | 1286 | 498 | 788 | 970 | 425 | 545 | 75 | 316 | 73 | 243 | 170 | 75 | 95 | 425 | 300 | 125 | 300 | 125 |
|
|
|
| 1225 | 650 | 575 | 95 | 130 | 73 |
Механизация | 2381 | 907 | 1474 | 1870 | 856 | 1014 | 78 | 511 | 51 | 460 | 950 | 150 | 800 | 1330 | 330 | 1000 | 315 | 900 | 15 | 100 |
|
| 2250 | 1036 | 1214 | 94 | 114 | 82 |
Электрификация | 249 | 133 | 116 | 168 | 82 | 86 | 67 | 81 | 51 | 30 | 144 | 7 | 137 | 225 | 25 | 200 | 20 | 160 | 5 | 40 |
|
| 249 | 100 | 149 | 100 | 75 | 128 |
Экономна | 542 | 507 | 35 | 461 | 332 | 129 | 85 | 269 | 175 | 94 | 90 | 75 | 15 | 100 | 100 |
| 100 |
|
|
|
|
| 471 | 357 | 114 | 87 | 70 |
|
Бухгалтерский учет | 2372 | 581 | 1791 | 2013 | 571 | 1442 | 85 | 359 | 10 | 349 | 886 | 90 | 796 | 1150 | 100 | 1050 | 100 | 900 |
| 150 |
|
| 2277 | 581 | 1696 | 96 | 100 | 96 |
Строительство | 288 | 73 | 215 | 198 | 73 | 125 | 69 | 90 |
| 90 | 65 | 5 | 60 | 120 | 20 | 100 | 20 | 100 |
|
|
|
| 253 | 88 | 165 | 88 | 120 | 77 |
Мелиорация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Правоведение | 239 | 21 | 218 | 36 | 21 | 15 | 15 | 203 |
| 203 | 117 | 5 | 112 | 320 | 20 | 300 | 17 | 300 | 3 |
|
|
| 239 | 36 | 203 | 100 | 171 | 100 |
Технология |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теплотехника |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Радиосвязь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коммерческое дело | 148 | 48 | 100 | 67 | 48 | 19 | 45 | 81 |
| 81 | 36 |
| 36 | 100 |
| 100 |
| 100 |
|
|
|
| 131 | 48 | 83 | 89 | 100 | 83 |
Другие специальности | 132 | 36 | 96 | 108 | 36 | 72 | 82 | 24 |
| 24 | 176 | 30 | 146 | 200 | 50 | 150 | 50 | 150 |
|
|
|
| 132 | 56 | 76 | 100 | 155 | 79 |
Итого | 10454 | 4116 | 6338 | 8022 | 3553 | 4469 | 77 | 2526 | 563 | 1963 | 2924 | 632 | 2292 | 4670 | 1395 | 3275 | 1359 | 2945 | 33 | 325 | 3 | 5 | 9768 | 4316 | 5452 | 93 | 104 | 86 |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ УЛЬЯНОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
Функционирование комплекса в соответствии с действующими в Российской Федерации Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" и Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" позволит обеспечить многоступенчатость и непрерывность образования, стимулировать стремление сельской молодежи к повышению своего образовательного уровня.
Наименование специальностей | Прием и выпуск по годам (чел.) | ||||
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
Агрономия | 50/50 | 50/60 | 50/73 | 50/68 | 50/70 |
Агроэкология | 25/- | - | - | 25/30 | 25/30 |
Ветеринария | 150/116 | 150/90 | 150/110 | 150/116 | 150/115 |
Зоотехния | 60/52 | 60/74 | 60/84 | 60/72 | 60/74 |
Механизация сельского хозяй- |
|
|
|
|
|
Бухгалтерский учет и аудит | 75/98 | 75/97 | 75/125 | 75/140 | 75/140 |
Сервис и техническая эксплу- |
|
|
|
|
|
Экономика и управление на |
|
|
|
|
|
Всего: | 585/484 | 560/509 | 560/623 | 585/651 | 585/647 |
План приема и выпуска в сельскохозяйственных средних
специальных учебных заведениях Ульяновской области