ЗАКОН

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2003 ГОДЫ


Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
25 января 2001 года


Статья 1. Утвердить Программу занятости и социальной защиты граждан от безработицы по Ульяновской области на 2001 - 2003 годы.


Статья 2. При рассмотрении Закона Ульяновской области "Об областном бюджете Ульяновской области" на 2001, 2002 и 2003 годы учитывать финансирование Программы занятости и социальной защиты граждан от безработицы.


Глава администрации
Ульяновской области
В.А.ШАМАНОВ

Ульяновск
5 февраля 2001 года
N 005-ЗО





ПРОГРАММА
ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН
ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001 - 2003 ГОДЫ

ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ
И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ
ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2003 ГОДЫ


Наименование             Программа содействия занятости и
программы                социальной защиты граждан от
                         безработицы по Ульяновской области
                         на 2001 - 2003 годы

Наименование, дата и     Распоряжение N 571-р от 6 мая 2000 г.
номер принятия решения   главы администрации Ульяновской области
о разработке Программы   "О разработке программы занятости и
                         социальной защиты граждан от безработицы
                         по  Ульяновской  области  на 2001 - 2003
                         годы"

Основные разработчики    Департамент занятости населения с
Программы                участием областных управлений, комитетов,
                         объединений, администраций городов и
                         районов области, предприятий, учреждений
                         и организаций независимо от форм
                         собственности и хозяйствования

Цели и задачи            Реализация государственной политики
Программы,               занятости путем:
важнейшие целевые      - развития гибкости рынка труда;
показатели             - увеличения уровня занятости;
                       - переориентации экономически активного
                         населения на новые формы трудовых
                         отношений;
                       - повышения стимулов к активному поиску
                         работы безработными;
                       - смягчения социальных последствий
                         высвобождения рабочей силы;
                       - развития кадрового потенциала области
                         путем совершенствования системы обучения,
                         переобучения, переподготовки и повышения
                         квалификации кадров и внедрения
                         эффективных механизмов профилирования
                         незанятого населения;
                       - определения новых условий и порядка
                         выплаты пособий по безработице;
                       - роста мобильности трудовых ресурсов;
                       - осуществления мер в области активной
                         политики занятости населения

Сроки реализации         2001 - 2003 годы
Программы

Объемы и источники       Выплата пособий по безработице будет
финансирования           полностью осуществляться за счет средств
                         федерального бюджета в соответствии с
                         числом зарегистрированных безработных,
                         а финансирование активных программ
                         содействия занятости населения - за счет
                         федерального бюджета и средств
                         территориальных бюджетов согласно
                         бюджетной заявке, представляемой в
                         Минтруд России и администрацию области

Ожидаемые конечные       Реализация Программы в течение
результаты результаты    2001 - 2003 годов позволит:
Программы              - сдержать уровень регистрируемой
                         безработицы в 2001 году в пределах 1,72%,
                         в 2002 - 2003 г.г. - в пределах 1,75 -
                         1,78 %;
                       - оказать консультационные услуги по
                         вопросам трудоустройства 270000 человек,
                         в том числе в 2001 году - 90000 человек;
                       - обеспечить временное трудоустройство
                         более 37500 человек, в том числе в 2001
                         году - более 12000 человек;
                       - поддержать предпринимательскую инициативу
                         1900 человек, в том числе в 2001 году -
                         580 чел.;
                       - предоставить возможность для получения
                         необходимых для последующего
                         трудоустройства профессиональных навыков
                         и знаний более 12300 тысяч граждан, в том
                         числе в 2001 году - 4000 человек;
                       - провести профориентационную работу с
                         81000 человек, в том числе в 2001 году -
                         с 26500 человек;
                       - поддержать доходы 40686 безработных
                         граждан, в том числе в 2001 году - 13032
                         безработных

Система организации    - контроль за реализацией Программы
контроля за              осуществляет Департамент занятости
выполнением Программы    населения, администрация области,
                         городов и районов

ВВЕДЕНИЕ


Программа занятости и социальной защиты граждан от безработицы по Ульяновской области на 2001 - 2003 годы разработана в соответствии с Законом "О занятости населения в Российской Федерации", распоряжением главы администрации области от 06.05.2000 г. N 571-р с целью выработки комплексных мер по сдерживанию безработицы и социальной защиты граждан, вынужденно потерявших работу или находящихся под риском увольнения.

В числе основных задач программы: предотвращение массовых увольнений работников; создание условий для скорейшего трудоустройства граждан, потерявших работу; обеспечение социальной защиты тех категорий населения, которые испытывают трудности в поиске работы;

организация новых и сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест; развитие и повышение эффективности программ и услуг, реализуемых через службу занятости и направленных на сокращение периода безработицы; повышение конкурентоспособности и мобильности граждан на рынке труда, напрямую связанного с состоянием экономики в области, финансовым положением предприятий, организаций, особенно ведущих отраслей.

Программа предусматривает меры, направленные на повышение эффективности использования трудовых ресурсов; развитие профессиональной ориентации населения; ослабление негативного влияния на занятость структурных сдвигов в экономике на основе совершенствования форм и методов подготовки и переподготовки незанятого населения и высвобождаемых с предприятий работников, обеспечения социальной защиты временно незанятых граждан.

Программа разработана на основе анализа рынка труда и результатов работы Департамента службы занятости по реализации Программы занятости и социальной защиты граждан от безработицы по Ульяновской области на 1998 - 2000 годы.

Ситуация с занятостью населения в 1998 - 2000 годах характеризовалась в области следующими процессами:

- преобладанием выбывших работников над численностью принятых на работу (ежегодно в среднем более 10 тыс. человек);

- продолжающимся перераспределением рабочей силы между секторами экономики и отраслями хозяйства;

- дальнейшим сохранением в существенных размерах неполной занятости.

В течение первого полугодия 2000 года на предприятиях и в организациях различных отраслей хозяйства городов и районов области ежемесячно более 23 тысяч работников переводились на режим неполного рабочего времени (5,0% среднесписочной численности).

Дополнительную напряженность на рынке труда области создавали массовые высвобождения с действующих предприятий, в том числе при их реорганизации, сокращении объемов производства, ликвидации.

Областная программа занятости и социальной защиты граждан от безработицы по Ульяновской области на 1998 - 2000 годы, аналогичные городские и районные программы позволили обеспечить комплексный подход в решении проблем занятости, скоординировать работу с заинтересованными управлениями, комитетами и отделами при администрациях, с предприятиями и организациями независимо от форм собственности.

В целом по области уровень безработицы от численности экономически активного населения снизился с 2,16% по состоянию на 01.01.1998 года до 1,16% - на 01.01.2000 года. Произошло снижение напряженности на рынке труда в отдельных районах и целом ряде населенных пунктов.

Программа временной занятости и общественных работ кроме оказания материальной поддержки гражданам способствовала сохранению мотивации к труду длительно безработных граждан.

Большое внимание уделялось организации летнего трудоустройства учащейся молодежи.

В условиях ужесточения требований работодателей к качеству рабочей силы и в целях вовлечения в процесс трудовой деятельности слабозащищенных категорий населения определен комплексный подход к решению проблем профессионального обучения граждан, а также их ориентации на развитие предпринимательства и организацию самозанятости. Расширению возможностей трудоустройства, приобретению профессиональных знаний и навыков способствовало направление на "Молодежную практику", в "Клубы ищущих работу" и курсы "Новый старт".

Анализ фактических показателей за 1998 - 2000 годы подтвердил реальность ежегодных прогнозов по рынку труда. Принимаемые меры позволили максимально обеспечивать реализацию Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы, контрольные показатели которой были взаимосвязаны с региональной Программой.

В 1998 - 2000 годах средства массовой информации регулярно освещали:

- прогноз состояния рынка труда по Ульяновской области;

- занятость слабозащищенных категорий безработных (женщин, молодежи, инвалидов, бывших военнослужащих и членов их семей);

- вопросы профориентации, профобучения, переобучения безработных;

- самозанятость и развитие малого и среднего бизнеса;

- меры по пресечению случаев незаконного получения пособия по безработице;

- вопросы летней занятости учащейся молодежи, несовершеннолетних, в т.ч. "трудных" подростков;

- новые формы занятости в сельской местности;

- ярмарки вакансий рабочих и учебных мест;

- опыт работы в сфере занятости других регионов Российской Федерации.

Вопросы занятости населения вызывают постоянный интерес общественности, в связи с этим Департаментом занятости регулярно проводятся пресс - конференции с участием средств массовой информации. На телеканале "2х2 на Волге" продолжает выходить программа "Телевизионной биржи труда". Она знакомит зрителей с имеющимися вакансиями, содержит объявления о мероприятиях по трудоустройству, проводимых службой занятости.

В программе содействия занятости и социальной защиты граждан от безработицы по Ульяновской области на 2001 - 2003 годы прогнозируется, что в 2001 году 31,9 тысячи человек, попавших на рынок труда, смогут трудоустроиться самостоятельно, воспользовавшись информацией службы занятости о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, помещаемых на специальных стендах службы занятости, информационно-справочным бюллетенем "Трудоустройство", средствами массовой информации. 53,5 тыс. человек обратятся за помощью в городской, межрайонные, районные отделы службы занятости населения. Соответственно в 2002 году 32,0 тысячи человек трудоустроятся самостоятельно, обратятся в службу занятости в 2002 году 53,6 тыс. человек, в 2003 году - 53,7 тыс.человек. При непосредственном содействии службы занятости прогнозируется трудоустроить в 2001 году 34,5 тыс. человек, в том числе:

- женщин - 17,3 тыс. человек;

- высвобождаемых - 1,8 тыс. человек;

- из числа выпускников учебных заведений - 1,5 тыс. человек;

- освобожденных из мест лишения свободы - 160 человек;

- меняющих работу по причине текучести - 15,4 тыс. человек;

- из числа временно незанятых - 4,1 тыс. человек;

- беженцев - переселенцев - 20 человек;

- инвалидов - 185 человек;

- лиц, уволенных из Вооруженных Сил - 200 человек.

Ожидается, что в 2001 году 20,4 тыс. человек будут признаны безработными, в 2002 году - 20,5 тыс. человек, в 2003 году - 20,6 тыс. человек. Среди районов по степени напряженности рынка труда по - прежнему будут выделяться Николаевский, Новомалыклинский, Базарносызганский, Сурский, Кузоватовский, Сенгилеевский.

В результате реализации комплекса мероприятий активной политики занятости в 2001 году предусматривается 4 тысячи человек направить на переобучение, 5 тыс. человек направить на общественные и временные работы, 11 тысяч подростков, учащихся и студентов трудоустроить на время летних каникул. Оказать содействие в организации собственного дела и самозанятости 560 гражданам. В 2002 и 2003 году, соответственно направить на обучение 4,1 и 4,2 тыс. человек, привлечь на общественные работы в 2002 году 5,2 тыс. человек и 5,3 тыс. человек - в 2003 году.

Областная программа занятости предусматривает целый комплекс взаимосвязанных мер, реализация которых будет способствовать регулированию процессов на рынке труда, предотвращению обострения социальной напряженности в области, роста уровня безработицы.


ПРОГНОЗ РЫНКА ТРУДА НА 2001 ГОД
ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ЧЕЛ.)


Таблица 1

Всего на
рынке   
труда   

из них                                              

Высвобож-
денные   
работники

Выпуск-  
ники     
учебных  
заведений

Уволенные
по собст-
венному  
желанию  
и др.    

Длитель-
ное время
не заня-
тые тру-
довой де-
ятельнос-
тью      

Беженцы
и пере-
селенцы

Инвалиды

Уволен-
ные из
ВС     

Осво-  
божден-
ные    
из мест
лишения
свободы

Учащиеся
на время
летних  
каникул

Общая численность
лиц, выходящих на
рынок труда      
в т.ч. женщины   



85480  
42970  



4480   
3520   



3360  
2000  



53250  
24118  



10288  
6080  



54  
48  



784  
368  



704  
42  



560  
64  



12000  
6730  

Из общей числен-
ности трудоуст-  
роятся           
самостоятельно   
в т.ч. женщины   




31980  
16170  




1680   
1320   




1260  
750  




24394  
11624  




3858   
2280   




20  
18  




294  
138  




264  
16  




210  
24  




0  
0  

Обратятся в служ-
бу занятости     
за помощью всего
в т.ч. женщины   



53500  
26800  



2800   
2200   



2100  
1250  



28856  
12494  



6430   
3800   



34  
30  



490  
230  



440  
26  



350  
40  



12000  
6730  

Из них:          
могут быть       
трудоустроены    
в т.ч. женщины   



34500  
17300  



1850  
1500  



1510  
1140  



15475  
5681  



4100   
2440   



20  
12  



185  
100  



200  
2  



160  
25  



11000  
6400  

Будут признаны   
безработными     
в т.ч. женщины   


20400  
12400  


2400   
1950   


1200  
760  


14130  
6925  


1730   
2500   


30  
25  


375  
185  


285  
20  


250  
35  

Получат пособие  
по безработице   
в т.ч. женщины   


20000  
12000  


2000   
1600   


1200  
760  


12215  
7050  


3670   
2330   


30  
25  


370  
180  


270  
20  


245  
35  

Будут направлены
на профподготовку
в т.ч. женщины   


4000  
2400  


380   
345   


625  
440  


2130  
1132  


610   
445   


5  
2  


60  
30  


150  
4  


40  
2  

Будут участвовать
в общественных   
работах          
в т.ч. женщины   



5000  
2500  



800   
660   



200  
150  



3010  
1070  



924   
606   



0  
0  



27  
8  



15  
2  



24  
4  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»