Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 1994 г. N 125

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ "ОТХОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 09.11.2007 N 399
____________________________________________________________________


В целях обеспечения последовательного ограничения вредного воздействия отходов на окружающую природную среду и здоровье человека экологически безопасного и малоотходного производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, постановляю:

1. Утвердить областную программу  "Отходы" на 1994 - 1997 гг. (прилагается).

2. Заместителям Главы администрации области, руководителям областных комитетов, управлений, предприятий, учреждений и организаций, Главам администраций городов и районов принять к исполнению и организовать работу по реализации программных мероприятий в намеченные сроки.

3. Областному комитету по охране природы (Арефьев) осуществить координацию действий природоохранительных структур и природопользователей по реализации программы "Отходы".

4. Функции рабочего органа по решению текущих вопросов, связанных с осуществлением мероприятий программы "Отходы", поручить комиссии по экологии и природным ресурсам при администрации области.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации области Яроша В.Ф.


Глава администрации области
Ю.Ф.ГОРЯЧЕВ






Утверждена
постановлением Главы
администрации области
от 24 июня 1994 г. N 125

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОТХОДЫ"


г. Ульяновск
1994 г.

1. Паспорт областной целевой программы "Отходы"

NN
пп

Показатель

Содержание показателя

1.


2.






3.



4.


5.


6.





7.







8.














9.



Наименование програм-
мы

Дата принятия решения
о разработке програм-
мы, наименование и
номер документа



Государственный за-
казчик и разработчик


Исполнитель


Сроки реализации
Программы

Основные программные
мероприятия




Ожидаемые конечные
результаты






Объемы и источники
финансирования













Система контроля за
исполнением Программы


Областная целевая программа "Отходы"
(далее по тексту - программа).

План действий администрации Ульяновс-
кой области по реализации экономичес-
кой реформы (раздел V(1), п. 58); ре-
шение коллегии облкомприроды N 12 от
28.12.93 "Об утверждении областной
программы "Отходы".

Ульяновский областной комитет по охра-
не природы с привлечением специалистов
отраслей промышленности и науки.

Рабочая группа по разработке областной
целевой программы "Отходы".


1994 - 1997 гг.

Внедрение технологий по использованию
видов (групп) отходов, включенных в
Программу, малоотходных и безотходных
технологий, разработка системы мер по
реализации Программы.

Осуществление проектов по переработке
видов отходов, включенных в Программу,
технической политики по внедрению ма-
лоотходных технологий. Формирование
системы управления отходами, ее инфор-
мационного обеспечения и мониторинга
отходов.

В целом реализация Программы за 1994 -
1997 гг. нуждается в финансировании в
объеме 13937,5 млн. руб. в ценах 1993
г. Общая сумма финансирования по ис-
точникам распределяется следующим об-
разом: местный бюджет (города, района)
1836 млн. руб. (13,2%), средства пред-
приятий 7786 млн. руб. (55,9%), доле-
вое участие предприятий 786 млн. руб.
(5,6%), иные источники: областной бюд-
жет, областной экологический фонд,
коммерческие структуры, внебюджетные
фонды, спонсирование) 3529,5 млн. руб.
(25,3%).

Контроль за реализацией Программы воз-
лагается на местный орган Министерства
охраны окружающей среды и природных
ресурсов, заинтересованные управления
и ведомства.

2. Пояснительная записка


С целью реализации норм и положений Закона РФ "Об охране окружающей среды" областной комитет по охране природы с привлечением ученых и специалистов различных отраслей промышленности и науки разработал программу "Отходы".

Сложившаяся в области непростая ситуация с образованием, использованием, обезвреживанием, хранением и захоронением отходов представляет угрозу здоровью населения и будущим поколениям.

В 1993 г. в области впервые была проведена инвентаризация и учет состояния образования, накопления и утилизации промышленных токсичных отходов. За эту работу отчиталось 123 предприятия, за истекший год образовалось свыше 146 тыс. тонн отходов, из которых использовано (удалено из обращения) 36,8%, утилизировано в технологическом процессе 9,2%, остальные 79,0 тыс. направлены на хранение.

С учетом ранее накопленных находится на хранении (без радиоактивных) более 450 тыс. тонн, из которых лишь 245 тыс. тонн (55%) расположены в местах, отвечающих требованиям эколого -санитарных нормативов и имеющих соответствующие разрешительные документы, 45% отходов хранятся с нарушением этих требований. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках экологически опасных отходов 2 и 3 классов токсичности, общее количество которых достигло 104 тыс. тонн в организованном и 11,5 тыс. тонн в неорганизованном складировании.

Из-за несовершенства производственных технологий расточительно используются природные ресурсы, много их возвращается в окружающую среду в виде различных отходов, которые могли бы стать дополнительным источником сырьевых и материальных ресурсов, что позволило бы снизить или снять отрицательное воздействие отходов на окружающую среду.

Областная программа "Отходы" предусматривает формирование системы мер по обращению с отходами. Настоящая Программа представляет собой начальный этап по упорядочению с ТО на территории области. В дальнейшем, по мере получения результатов от реализации пунктов Программы, предполагается ее корректировка и расширение.

Основными задачами Программы являются:

- реализация проектов, внедрение технологий и создание производств по обезвреживанию, использованию и размещению (хранению, захоронению) отходов;

- создание системы организационно-управленческих, правовых и экономических регуляторов по обращению с отходами.

В Программу включены мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения, созданию системы мониторинга по отходам, организационные вопросы.

Областная программа "Отходы" состоит из 3-х блоков: анализа состояния проблемы по каждому разделу, программных мероприятий и мер по их реализации.

В процессе разработки Программы "Отходы" ее мероприятия согласовывались с предприятиями, природоохранительными органами, заинтересованными организациями, учреждениями, администрациями территорий.

Государственный контроль за выполнением настоящей Программы возлагается на региональный орган Минприроды (областной комитет по охране природы). За реализацию конкретных мероприятий отвечают предприятия-природопользователи. При этом рациональным является создание специализированной межведомственной группы, включающей ответственных исполнителей соответствующих разделов Программы, для проведения надзора за финансированием и осуществлением программных мероприятий.


Таблица 1


Объемы финансирования мероприятий по использованию
отходов и внедрению малоотходных технологий


Годы

Общий
объем

Объемы финансирования

по источникам, млн. руб.





финанси-
рования

местные
бюджеты

средства
предпри-
ятий

долевое
участие
пред-тий

иные
источники


I. Мероприятия по использованию отходов


  1994       3676      555      2199         173          749
  1995       2297,5    384      1251,5       278          384
  1996       1795      314      1102         160          219
  1997       1696      273      1053         165          205

Итого по 1:  9464,5   1526      5605,5       776         1557

          II. Мероприятия по внедрению малоотходных технологий

  1994        841,5     60       499,5         7          275
  1995       1119      100       821           3          195
  1996        960      100       610           -          250
  1997        450       50       250           2          150

Итого по II: 3370,5    310      2180,5        10          870
Всего I+II: 12835     1836      7786         786         2427

Таблица 1а


Объемы финансирования мероприятий по реализации
Программы

(Источник финансирования определяется в соответствии
с конкретным пунктом исполнительного документа)


Группа мероприятий

Объем

финансирования, млн.

руб.

Всего

1994

1995

1996

1997

1. Создание и совершенство-
вание структуры управле-
ния отходами

2. Правовое регулирование
обращения с отходами

3. Нормативно-методическое
обеспечение обращения с
отходами

4. Экономический механизм
управления отходами

5. Информационное обеспече-
ние управления отходами

6. Внедрение системы монито-
ринга по отходам

7. Кадровое обеспечение об-
ращения с отходами

ИТОГО:



16


8



257


511,5


243


61


6

1102,5



6,5


4



29


251,5


66,5


1


2

360,5



6


2



128


260


60,5


4


4

464,5



2,5


1



75


-


60,5


33


-

172



1


1



25


-


55,5


23


-

105,5


Общий объем финансирования программных мероприятий 13937,5 млн. руб.

3. Мероприятия по переработке и обезвреживанию
отходов, строительству и вводу в эксплуатацию
объектов, обеспечивающих экологическую безопасность
размещения отходов по (видам) группам

3.1. Ртутьсодержащие отходы


Отходы данной группы относятся к веществам 1 класса токсичности и являются одними из наиболее опасных отходов для здоровья человека. В 1993 году этих отходов образовалось свыше 100 т и примерно втрое больше находится в хранении на территориях предприятия.

Подавляющее большинство ртутьсодержащих отходов представляет собой отходы потребления, т.е. отработанные ртутьсодержащие приборы (ОРП). В связи с большой степенью "рассеивания" источников образования данных ТО картина их обращения достаточно пестрая, а в последнее время, когда ртутьсодержащие приборы (это, как правило, источники света и тока) стали распространяться через различные коммерческие (негосударственные) структуры, контроль за их движением стал задачей трудновыполнимой.

Система утилизации ОРП в области построена на деятельности двух малых предприятий по сбору и первичному обезвреживания (демеркуризации) ртутных отходов - ПИЭМП "Эколас" (ТОО "Экпро") и МП "Озон".

Имеющиеся на данных предприятиях установки в состоянии обеспечить переработку до 350 тыс. штук ОРП в год каждая. Фактически же "Эколасом" обезврежено в 1993 году 127, 5 тыс. единиц ОРП, "Озоном" - 134,1 тыс. ед. При условии полной загруженности и стабильного функционирования вышеуказанные предприятия в состоянии, в принципе, полностью переработать ежегодно образующийся в области объем ОРП и очистить от этих отходов все предприятия.

Препятствует осуществлению этой задачи, главным образом, существующая экономическая ситуация, когда фактическое отсутствие финансовой поддержки со стороны федеральных и муниципальных органов вынуждает поднимать уровень договорных цен на переработку отходов принимающими их предприятиями, в связи с чем предприятиям-поставщикам становится выгоднее размещать ОРП на территории предприятий, чем вывозить их на демеркуризацию.

Некоторые предприятия, не могущие (или не желающие) обеспечить должное складирование ОРП, такие как ликероводочный комбинат "Симбирский", механический завод N 2, АО "Уют", Ишеевское АТП, УГАТП-5, художественно-галантерейная фабрика, в 1993 году вывозили ОРП на свалки бытовых отходов, что категорически запрещено.

Вторая проблема предприятий демеркуризации - образование собственных высококонцентрированных ртутных отходов от переработки ОРП, которых накопилось свыше 4 т, и решений по утилизации которых пока не найдено.

Федеральной целевой программой "Отходы" в качестве вероятного решения предлагается вывоз (передача) ртутного концентрата на головное предприятие по его переработке (Краснодарский ртутный рудник). Однако, конкретные условия такой передачи не обозначены.

Третья проблема - организационная, и заключается она в организации собственно сбора и первичной сортировки всех видов ОРП и иных ртутьсодержащих отходов (например, загрязненных ртутью материалов, почвы и т.п.), в том числе и от населения. Для этого необходимо создание специализированных централизованных пунктов по типу пунктов сбора вторсырья и соответствующая финансовая поддержка их со стороны муниципальных органов при тщательном контроле со стороны органов природоохранного и санитарного контроля.

Большое значение в последнее время приобретает повсеместная замена ртутьсодержащих источников тока - игнитронов - агрегатах точечной сварки (кузовное, арматурное производство) на полупроводниковые приборы (тиристоры), использование для освещения источников света с более длительным сроком эксплуатации и ламп накаливания, также "реставрация" отработанных люминесцентных ламп.


Таблица 2


Подпрограмма использования ртутьсодержащих отходов


NN
пп

Мероприятия, их
краткое содержание

Ответст-
венные

Сроки реализации

испол-
нители

Начало

Окончание

1

2

3

4

5

1.






2.



3.






4.







5.







6.






7.

Утилизация ртутьсодержащих
источников света и тока на
ПИЭМП "Эколас" (г. Ульяновск)




Монтаж 2-й установки УДЛ-1
-1000 на ПИЭМП "Эколас"


Гидродемеркуризация ОРП на
МП "Озон" (г. Ульяновск)





Утилизация демеркуризирован-
ного стеклобоя в стеклобетон






Создание в гг. Ульяновске и
Димитровграде пунктов по сбо-
ру ртути и загрязненных ею
веществ и материалов с после-
дующим вывозом в места обез-
вреживания (переработки)


Организация вывоза на голов-
ное предприятие по утилизации
РО, образующихся на предприя-
тиях демеркуризации ОРП



Научно-техническое обеспече-
ние подпрограммы

ПИЭМП
"Эколас"





ПИЭМП
"Эколас",
НИИАР

МП "Озон"






ПИЭМП
"Эколас"






Мэрия гг.
Ульяновс-
ка, Димит-
ровграда,
ПИЭМП
"Эколас",
МП "Озон"

Обл. адми-
нистрация,
облКОП,
ПИЭМП
"Эколас",
МП "Озон"


1994 г.





1994 г.



1994 г.







1994 г.






1994 г.







1994 г.






1994 г.


1997 г.





1994 г.



1997 г.







1997 г.






1995 г.







1995 г.






1997 г.

Итого:


Объем финансирования по годам и
источникам (млн. руб.)

Общий
объем

местный
бюджет

ср-ва
пред-
приятия

ДУ
пред-
приятия

Иные
источ-
ники

6

7

8

9

10

130
---
1994- 40
1995- 30
1996- 30
1997- 30

27
--
1994- 27

150
---
1994- 50
1995- 40
1996- 30
1997- 30


5
-
1994- 2
1995- 1
1996- 1
1997- 1

40
--
1994- 25
1995- 15




5
-
1994- 3
1995- 2



8
-
1994- 2
1995- 2
1996- 2
1997- 2

90
--
30
20
20
20





120
---
50
30
20
20









13
--
13

40
---
10
10
10
10





30
--

10
10
10


5
-
2
1
1
1








27
--
27
















15
--
12
3




5
-
3
2



























12
-

12











8
-
2
2
2
2






365
---
1994-149
1995- 90
1996- 63
1997- 63

223
---
93
50
40
40

75
--
12
21
21
21

47
--
42
5
-
-

20
--
2
14
2
2

3.2. Отходы гальванических производств


Эти отходы образуются на 23-х предприятиях машиностроительного комплекса, приборостроения и ряда других отраслей. За год в области их образуется примерно 11 тыс. т и только 4,8% утилизируется; всего лишь 3,2% хранятся в местах, соответствующих эколого-санитарным требованиям. Подавляющее большинство этих отходов относятся к 3-му классу опасности.

Гальваношламы представляют собой осадки локальных (станции нейтрализации) или заводских очистных сооружений, на которых происходит выделение ионов тяжелых металлов в виде нерастворимых (окислы, сульфиды) и малорастворимых (гидроокиси) соединений. На 75 - 80% они состоят из воды (при использовании пресс-фильтров - на 55 - 60%). 15 - 17% приходится на труднорастворимые соли и гидроокиси кальция или алюминия, на соединения тяжелых металлов - 1 - 3%.

В современной ситуации природоохранными органами контролируется прежде всего содержание тяжелых металлов именно в стоках, лишь незначительная часть гальваношламов сертифицируется и вывозится на соответствующие специализированные полигоны (площадки), либо перерабатывающие предприятия.

В области достаточно подробно изучен химсостав гальваношламов на 7 предприятиях, участвующих в производственном эксперименте по получению с их добавкой керамзита на заводе керамзитового гравия (г. Ульяновск). В 1993 году этим заводом было принято на переработку 480 т гальваношламов от 4-х предприятий, в т.ч. 250 т - от АО "Авиастар".

Однако, проблема обезвреживания гальваностоков практически не решена ни на одном предприятии области. Нет апробированных методов извлечения из шламов тяжелых металлов и в целом по России.

Захоронение гальваношламов должно быть исключено как чрезвычайно опасное по воздействию на окружающую среду, а накопленный небольшой опыт использования гальваношламов в качестве добавок к стройматериалам (керамзит, бетон, асфальт) должен производиться при положительной экспертной оценке облкомприроды и санитарных органов.

Наиболее реальным шагом в решении данной проблемы является реконструкция на предприятиях станций нейтрализации гальванических стоков, разделение их и замена наиболее опасных и вредных химических элементов на безопасные и менее токсичные, а также замена гальванопокрытий защитными составами, образующимися в результате процессов, имеющих иную физическую природу (см. раздел 4).