ЗАКОН
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2007 - 2013 ГОДЫ"
(с изменениями на 1 декабря 2010 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ульяновской области от 01.06.2011 N 98-ЗО
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Закона Ульяновской области от 19.05.2008 N 74-ЗО
Закона Ульяновской области от 09.10.2008 N 161-ЗО
Закона Ульяновской области от 05.11.2008 N 185-ЗО
Закона Ульяновской области от 14.07.2009 N 92-ЗО
Закона Ульяновской области от 05.11.2009 N 156-ЗО
Закона Ульяновской области от 09.03.2010 N 15-ЗО
Закона Ульяновской области от 11.05.2010 N 66-ЗО
Закона Ульяновской области от 03.08.2010 N 112-ЗО
Закона Ульяновской области от 01.12.2010 N 200-ЗО
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
26 июля 2007 года
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Охрана окружающей среды Ульяновской области на 2007 - 2013 годы" (прилагается).
Статья 2
Утратила силу. - Закон Ульяновской области от 05.11.2008 N 185-ЗО.
Губернатор
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ
Ульяновск
31 июля 2007 года
N 101-ЗО
Утверждена
Законом Ульяновской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Охрана окружающей среды Ульяновской области
на 2007-2013 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007-2013 ГОДЫ"
Паспорт Программы
Наименование Программы | - | областная целевая программа "Охрана окружающей среды Ульяновской области на 2007-2013 годы" (далее - Программа). |
Основание для разработки Программы | - | Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Закон Ульяновской области от 02.11.2005 N 105-ЗО "О разграничении полномочий органов государственной власти Ульяновской области в сфере охраны окружающей среды". |
Государственный заказчик Программы | - | Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области. |
Руководитель Программы | - | заместитель Председателя Правительства Ульяновской области, координирующий в соответствии с распределением обязанностей работу Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области. |
Основные разработчики Программы | - | Комитет по лесным ресурсам, недро- и водопользованию Ульяновской области; Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ульяновской области; филиал "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Ульяновской области" федерального государственного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу"; государственное учреждение "Ульяновский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"; государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновский государственный университет"; государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновский государственный технический университет"; государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова". |
Исполнители Программы | - | Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, Министерство строительства Ульяновской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (по согласованию), организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. |
Цели Программы | - | оздоровление экологической обстановки в Ульяновской области, обеспечение экологической безопасности ее территории и населения, сохранение и восстановление природных экосистем, охрана и защита лесов и древесно-кустарниковой растительности. |
Важнейшие целевые показатели Программы | - | снижение техногенной нагрузки на окружающую среду от выбросов и сбросов загрязняющих веществ; уменьшение количества размещаемых в окружающей среде отходов производства и потребления; создание единой территориальной системы экологического мониторинга; сохранение биологического разнообразия и устойчивости природных экосистем; экологическое воспитание и просвещение населения, повышение уровня экологической культуры; своевременное выполнение мероприятий, обеспечивающих недопущение распространения лесных пожаров. |
Объемы и источники финансирования Программы | - | всего 2042,9 млн. рублей, в том числе: федеральный бюджет (заявленный в Правительство Российской Федерации объем финансирования мероприятий на 2007 - 2012 годы) - 1394,5 млн. рублей, областной бюджет - 648,4 млн. рублей. На мероприятия по охране водных объектов предусматривается 583,2 млн. рублей; на мероприятия по охране атмосферного воздуха - 0,5 млн. рублей; на мероприятия по утилизации отходов производства и потребления - 133,3 млн. рублей; на мероприятия по мониторингу окружающей среды - 22,4 млн. рублей; на мероприятия по охране растительного и животного мира, созданию и обеспечению функционирования особо охраняемых природных территорий Ульяновской области - 61,2 млн. рублей; на мероприятия по повышению уровня экологической культуры населения, экологическому воспитанию и просвещению - 3,7 млн. рублей; на мероприятия по охране, защите лесов и древесно- кустарниковой растительности - 206,0 млн. рублей; на мероприятия по выполнению берегоукрепительных и противооползневых работ - 1032,6 млн. рублей. Объемы финансирования мероприятий Программы корректируются после принятия федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий период, а также закона Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на соответствующий период. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | за счет выполнения мероприятий Программы прогнозируются: обезвреживание и утилизация отходов производства и потребления: IV - V класса опасности - 125000 тонн, III класса опасности - 120 тонн, II класса опасности - 93 тонны, I класса опасности - 43 тонны; рекультивация и ликвидация 15 свалок; организация 27 новых особо охраняемых природных территорий регионального значения на площади не менее 70 тыс. га; организация регулярных наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов организациями промышленности; выполнение берегоукрепительных и водоохранных мероприятий по охране Куйбышевского водохранилища; осуществление мероприятий по предотвращению негативного воздействия водных объектов; снижение количества лесных пожаров и площади, пройденной огнем. |
Организация контроля за реализацией Программы | - | контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет Правительство Ульяновской области."; |
1. ВВЕДЕНИЕ
Анализ экологической обстановки в Ульяновской области за 2007 год показывает, что:
1. Качество воды подземных и поверхностных водных объектов ухудшилось по химическим показателям с 14,6 процента в 2006 году до 16,1 процента в 2007 году и улучшилось по микробиологическим показателям с 8,5 процента в 2006 году до 5,6 процента в 2007 году:
качество воды подземных водных объектов ухудшилось по химическим показателям с 13,8 процента в 2006 году до 15,9 процента в 2007 году и улучшилось по микробиологическим показателям с 7,6 процента в 2006 году до 4,9 процента в 2007 году;
качество воды поверхностных водных объектов улучшилось по микробиологическим показателям с 42,8 процента в 2006 году до 36,4 процента в 2007 году и по химическим показателям с 51,7 процента в 2006 году до 19,6 процента в 2007 году;
Качество воды из разводящей сети водопроводов в Ульяновской области улучшилось по химическим показателям с 12,4 процента в 2006 году до 7,2 процента в 2007 году и по микробиологическим показателям с 10,3 процента в 2006 году до 9,3 процента в 2007 году.
Качество питьевой воды в Барышском, Кузоватовском, Сенгилеевском, Старокулаткинском, Мелекесском, Ульяновском районах Ульяновской области не соответствует норме.
В береговой зоне Куйбышевского водохранилища происходят интенсивное разрушение берегов, подтопление, зарастание мелководий, а также проявляются различные экзогенно-геологические процессы, что отрицательно сказывается на качестве воды и на эффективности использования водохозяйственного комплекса.
2. В 2007 году мониторинг состояния атмосферного воздуха проводился не только в городе Ульяновске, но и в районах Ульяновской области. В сельских населенных пунктах Ульяновской области превышений гигиенических нормативов не зафиксировано. В городе Ульяновске доля проб атмосферного воздуха с превышением гигиенических нормативов составила 10 процентов, в 2006 году - 19, 6 процента. Несмотря на то, что сохраняется тенденция ежегодного сокращения объема выбросов, загрязнение атмосферного воздуха в городе Ульяновске остается на высоком уровне.
Основными источниками загрязнения остаются предприятия машиностроения, предприятия по производству стройматериалов, автомобильный транспорт. Удельный вес загрязнений атмосферного воздуха с превышением гигиенических нормативов в зоне влияния промышленных предприятий за 2007 год составил 0,13 процента, в 2006 году - 2,5 процента.
Основными загрязнителями атмосферного воздуха на стационарных точках города Ульяновска в 2007 году являлись:
формальдегид - 32 процента всех исследованных проб не соответствовали предельно допустимой концентрации (ПДК) (в 2006 году - 64 процента);
сернистый ангидрид - 34 процента проб с превышением ПДК (в 2006 году - 47 процентов);
свинец - 5,8 процента проб с превышением ПДК (в 2006 году - 7 процентов).
Загрязнение атмосферного воздуха селитебных территорий Ульяновской области по-прежнему остается одним из основных факторов риска для здоровья населения Ульяновской области и особенно в городе Ульяновске.
Анализ состояния загрязнения атмосферного воздуха в городе Ульяновске, проводимый ежемесячно по данным мониторинга, свидетельствует о равномерном воздействии загрязняющих факторов в течение года.
3. На 20228 предприятиях, расположенных на территории Ульяновской области, накоплено 3102757 тонн отходов. Полигонов твердых бытовых отходов в области крайне мало. Растет число неорганизованных свалок. Возможными источниками загрязнения почвы селитебных территорий являются бытовые отходы, отходы производства, собираемые и утилизируемые с нарушением установленного порядка, а также отходы, образовавшиеся в результате эксплуатации автомобильного транспорта.
Для сбора твердых бытовых отходов оборудовано 596 контейнерных площадок, на них установлено 1990 контейнеров при потребности 2538 контейнеров.
В государственный реестр объектов размещения отходов производства и потребления на территории Ульяновской области (далее - реестр) включены 503 объекта размещения отходов по следующим видам:
полигоны твердых бытовых отходов - 7;
полигоны промышленных отходов - 9;
шламонакопители (шламохранилища) - 5;
свалки (санкционированные и несанкционированные) - 379;
иные - 103.
Объекты размещения отходов, включенные в реестр, являются собственностью или находятся на территории 324 хозяйствующих субъектов, в том числе:
муниципальных учреждений - 271;
иных организаций - 53.
Площадь объектов размещения отходов, включенных в реестр, составляет 711,44 га, масса размещенных отходов составляет 10959352,24 тонны.
В части населенных пунктов Ульяновской области для вывоза твердых бытовых отходов используется неспециализированный транспорт.
Вместе с тем в муниципальных образованиях Ульяновской области не организована дезинфекция контейнеров и специализированного автомобильного транспорта, не решен вопрос организованного вывоза твердых бытовых отходов с территорий частных домовладений.
В городе Ульяновске установлены и введены в эксплуатацию две линии сортировки и переработки твердых бытовых отходов. Обновляется специализированная техника по вывозу твердых бытовых отходов от населения и организаций. На контейнерных площадках проводится замена изношенных контейнеров, благоустраиваются дворовые территории.
Количество полигонов, эксплуатация которых осуществляется с нарушением требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории Ульяновской области, составляет 95, в том числе в Карсунском районе - 21, в Вешкаймском районе - 19, в Чердаклинском районе - 19, в Радищевском районе - 18, в Павловском районе - 18. Основным нарушением на действующих свалках является эксплуатация свалок без разрешительной документации и лабораторного контроля за состоянием почв, в том числе на территориях свалок в р.п. Чердаклы, р.п. Базарный Сызган, Старокулаткинском, Ульяновском, Николаевском, Майнском, Новомалыклинском, Сенгилеевском, Новоспасском, Мелекесском, Старомайнском, Радищевском районах.
Высокий уровень загрязнения природной среды и влияние экологических нагрузок на окружающую среду и здоровье населения потребовали разработки настоящей Программы, выполнение которой должно обеспечить оздоровление экологической обстановки и достижение нормативных показателей общей техногенной нагрузки на окружающую среду от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в соответствии с требованиями законодательства.
2. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Основные цели Программы - оздоровление экологической обстановки в Ульяновской области, обеспечение экологической безопасности ее территории и населения, сохранение и восстановление природных экосистем, охрана и защита лесов и древесно-кустарниковой растительности.
Программа определяет перечень основных экологических проблем Ульяновской области и комплекс приоритетных мероприятий, предназначенных для их решения, по основным направлениям природоохранной деятельности.
Достижение целей Программы осуществляется посредством приоритетной концентрации средств природопользователей и бюджетов всех уровней для решения первоочередных природоохранных задач.
Основными целевыми показателями Программы являются:
снижение техногенной нагрузки на окружающую среду от выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов;
сохранение биологического разнообразия и устойчивости природных экосистем;
создание единой территориальной системы экологического мониторинга.
К направлениям, обеспечивающим решение основных задач, относятся:
реализация конкретных природоохранных мероприятий;
нормативно-правовое, информационное и научно-техническое обеспечение;
экологическое образование и воспитание.
В рамках Программы предусматривается совершенствование системы управления охраной окружающей среды и природопользованием с использованием опыта и подходов, апробированных в Российской Федерации и странах Европейского Сообщества, по направлениям:
установление жесткого контроля за деятельностью особо опасных в экологическом отношении производств;
внедрение экологически чистых технологий, производств и систем управления охраной окружающей среды;
осуществление комплексной переработки сырья и техногенных образований с утилизацией отходов производства;
создание единой территориальной системы экологического мониторинга;
сохранение биоразнообразия, экосистем, ландшафтов, развитие сети особо охраняемых природных территорий с уникальными природными ресурсами и свойствами;
организация системы непрерывного экологического воспитания и образования населения Ульяновской области.
Стратегическим направлением в достижении целей Программы является создание условий для внедрения экологически чистых производств на основе активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности для решения приоритетных проблем охраны окружающей среды.
3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Система программных мероприятий состоит из 8 разделов, соответствующих целям Программы:
охрана водных объектов;
охрана атмосферного воздуха;
утилизация отходов производства и потребления;
мониторинг окружающей среды;
охрана растительного и животного мира, особо охраняемые природные территории;
повышение уровня экологической культуры населения, экологическое воспитание и просвещение;
охрана и защита лесов и древесно-кустарниковой растительности;
выполнение берегоукрепительных и противооползневых работ.
3.1. Охрана водных объектов
Цель мероприятий в рамках данного раздела - снижение объема загрязненных стоков, поступающих в реки Волга, Свияга, Сура, Черемшан, защита от подтопления и других вредных воздействий вод населенных пунктов Ульяновской области.
Программой предусматриваются мероприятия по повышению эффективности работы очистных сооружений с увеличением процента очистки сточных вод по отдельным ингредиентам до 80 - 90 процентов.
Абзац утратил силу. - Закон Ульяновской области от 14.07.2009 N 92-ЗО.