ЗАКОН
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2007 ГОДЫ
(с изменениями на 8 ноября 2007 года)
______________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Закона Ульяновской области от 29.11.2005 N 123-ЗО
Закона Ульяновской области от 30.11.2006 N 175-ЗО
Закона Ульяновской области от 08.11.2007 N 175-ЗО
______________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
26 февраля 2004 г.
Статья 1
Утвердить областную целевую программу содействия занятости населения Ульяновской области на 2004-2007 годы (прилагается).
Статья 2
При принятии законов Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на 2004, 2005, 2006, 2007 годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий областной целевой программы содействия занятости населения Ульяновской области на 2004-2007 годы.
Глава администрации
Ульяновской области
В.А.Шаманов
г. Ульяновск
4 марта 2004 г.
N 012-ЗО
УТВЕРЖДЕНА
Законом Ульяновской области
" "Об утверждении областной
целевой программы содействия
занятости населения Ульяновской
области на 2004-2007 го"ы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2004-2007 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2007 ГОДЫ
Наименование программы | - областная целевая программа содействия занятости населения Ульяновской области на 2004-2007 годы |
Основание для разработки программы | - Закон Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N 568-р, распоряжение Главы администрации области от 24.06.2003 N 755-р "О создании рабочей группы" |
Государственный заказчик программы | - администрация Ульяновской области |
Разработчики программы | - управление по труду администрации области, департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ульяновской области |
Срок реализации программы | - 2004-2007 годы |
Цели и задачи программы | - реализация государственной политики занятости населения на территории Ульяновской области; создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой; повышение стимулов к активному поиску работы безработными, совершенствование деятельности по профилактике безработицы и сокращению ее длительности; развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы профессионального обучения с учетом потребностей рынка труда, переобучения, переподготовки и повышения квалификации незанятого и работающего населения; рост мобильности трудовых ресурсов; осуществление мер в области активной политики занятости населения; смягчение социальных последствий высвобождения работников; учет реальных возможностей по приему в область для трудоустройства иностранной рабочей силы; формирование перечня предприятий и вакантных рабочих мест в рамках реализации Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе"; совершенствование информационного обеспечения политики занятости населения |
Источники финансирования программы | выплата пособий по безработице в 2004-2006 годах осуществляется за счет средств федерального бюджета, в 2007 году - за счет средств областного бюджета Ульяновской области (субвенции из Федерального фонда компенсаций) в соответствии с числом зарегистрированных безработных; финансирование иных мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области с привлечением средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований и средств работодателей, в том числе в соответствии с заключенными договорами. |
Ожидаемые конечные результаты программы | - реализация программы в течение 2004-2007 годов позволит: сдержать уровень регистрируемой безработицы в пределах 2,25-2,5 %; оказать содействие в трудоустройстве на постоянной и временной основе 207,2 тыс. человек, из них на постоянную работу - 110,7 тыс. человек; обеспечить трудоустройство на общественные работы 32,2 тыс. человек; организовать временное трудоустройство 96,5 тыс. человек несовершеннолетних граждан, в том числе в 2004 году - 24,0 тыс. человек; направить на профессиональное обучение, переобучение, переподготовку и повышение квалификации с целью последующего трудоустройства 16,6 тыс. безработных граждан, в том числе в 2004 году - 4,0 тыс. человек; провести профориентационную работу с 152,7 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 37,96 тыс. человек; обеспечить материальную поддержку безработных граждан (выплата пособия по безработице, досрочной пенсии, стипендии в период прохождения профобучения и др.) - 76,1 тыс. человек; сформировать банк вакансий за счет поступления сведений от работодателей о свободных рабочих местах - 330,0 тыс. вакансий, в том числе в 2004 году 80,0 тыс. вакансий |
Основные исполнители программы | - департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ульяновской области, управление по труду администрации области, Главное управление образования администрации области, комитет социальной защиты населения администрации области |
Контроль за исполнением программы | - контроль за реализацией программы осуществляют администрация области, департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ульяновской области, администрации городов и районов области |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы | уровень регистрируемой безработицы на конец 2007 года - 1,8%, в том числе: на 01.04.2007 - 2,3 %, |
трудоустройство граждан на постоянной и временной основе в 2007 году - 32800 человек, | |
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, желающих работать в свободное от учебы время, в 2007 году - 11000 человек, | |
организация ярмарок и мини-ярмарок вакансий рабочих и учебных мест в 2007 году 100 ярмарок, | |
профессиональное обучение, переобучение, переподготовка и повышение квалификации | |
социальная поддержка безработных граждан в 2007 году - 24100 человек, |
1. ВВЕДЕНИЕ
Областная целевая программа содействия занятости населения Ульяновской области на 2004-2007 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”, распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N 568-р, распоряжением Главы администрации области от 24.06.2003 N 755-р "О создании рабочей группы".
Подготовка Программы осуществлялась с учетом методических рекомендаций Министерства труда и социального развития Российской Федерации по разработке территориальных программ содействия занятости населения на основе анализа сложившейся ситуации на рынке труда области, прогноза социально-экономического развития на предстоящий период, предложений структурных подразделений администрации области, федерации профсоюзов, работодателей и других заинтересованных сторон.
Настоящая Программа определяет приоритеты государственной политики занятости населения на территории области на 2004-2007 годы и обеспечивает преемственность Программы занятости и социальной защиты граждан от безработицы по Ульяновской области на 2001-2003 годы.
2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА ОБЛАСТИ
Состояние экономики в области, финансовое положение предприятий и организаций независимо от форм собственности, социальные, демографические, миграционные, образовательные и другие факторы в значительной мере определяют ситуацию в сфере занятости, влияют на формирование рынка труда.
Прогноз рынка труда, в основном, подтвердился, и официально зарегистрированный уровень безработицы в области на 01.01.2004 составил 2,2% от экономически активного населения (на 01.01.2003 он составлял 2,13%, на 01.01.2002 - 1,83%).
Отмечается снижение общей численности безработных, рассчитанной в соответствии с методологией Международной организации труда, с 61,6 тыс. человек (8,0%) в 2001 году до 47,4 тыс. человек (7,6%) в 2003 году.
Уровень регистрируемой безработицы по городам и районам области на 01.01.2004
Динамика уровня регистрируемой безработицы в Ульяновской области
за 2001-2003 гг.
Динамика численности граждан, обратившихся в органы занятости по вопросам постоянного трудоустройства за период 2001-2003 гг.
Численность официально зарегистрированных безработных в центрах занятости на 01.01.2004 составила 15603 человека.
Динамика численности безработных граждан, состоявших на учете в службе занятости в 2001-2003 гг.
С начала 2001 года 93 предприятия и организации области планировали провести массовое высвобождение 9974 человек. В отраслевом разрезе наибольшее число высвобождений (более 80%) планировалось в промышленности и строительстве.
В результате совместной работы службы занятости, органов исполнительной власти и работодателей сокращены масштабы планируемого массового увольнения - фактически было уволено 5411 человек, что составило 54,3% от планируемого количества сокращаемых; обратились в службу занятости 2836 человек (52,4% от числа уволенных с предприятий).
Всего же с 2001 по 2003 год сведения о предстоящих высвобождениях представили 2472 предприятия и организации области на 23637 человек, из них 14730 женщин (62,3%). В службу занятости в течение отчетного периода обратилось 11831 человек (50,1% от числа указанных в списках к высвобождению), из них 8463 женщины (71,5%). Из числа обратившихся трудоустроено 5782 человека (48,9%), из них 4082 женщины, направлено на профобучение 512 человек (4,3%), из них 464 женщины, участвовало в общественных работах 2073 человека (17,5%), из них 1663 женщины.
Высвобождение работников с предприятий области
за 2001-2003 гг.
Было заключено более тысячи договоров с предприятиями и организациями о совместной деятельности по организации общественных работ, что позволило принять участие в данных работах в общей сложности 20 тыс. человек.
На особом контроле органов занятости находится вопрос о трудоустройстве социально незащищенных групп населения. Главой администрации области ежегодно принимались решения об установлении квот на предприятиях, в учреждениях и организациях Ульяновской области по приему лиц данной категории. Так, в счет установленных квот было трудоустроено 1063 инвалида, в том числе 593 при посредничестве службы занятости; молодых граждан в возрасте до 18 лет - 1211 человек; выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования - 900 человек.
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ульяновской области во взаимодействии с Главным управлением образования администрации области проводят персональное трудоустройство выпускников профессиональных училищ, техникумов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, за последние 3 года в центры занятости за содействием в трудоустройстве обратились 438 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 285 были трудоустроены.
Оказано содействие в трудоустройстве 4156 выпускникам различных образовательных учреждений.
Принимаются дополнительные меры по трудоустройству лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В среднем ежегодно 150 человек рассматриваемой категории граждан при посредстве службы занятости находят работу, каждый четвертый из них предварительно направляется на профессиональное обучение.
Для временного трудоустройства несовершеннолетних граждан во всех городах и районах области определены виды работ, источники финансирования. За 3 года во временных работах в период летних каникул и свободное от учебы время приняли участие 61437 подростков. Особое внимание при организации их временного трудоустройства уделялось социальной направленности. Из общего количества трудоустроенных 3222 человека - члены семей безработных; 1163 - состоящих на учете в органах внутренних дел; 2804 - из многодетных и неполных семей; 1629 - детей-сирот; 685 - подростков из центров социальной реабилитации.
С 2001 по 2003 год в целом по области в службу занятости в поисках постоянного места работы обратилось 75045 женщин (57,5% от общего количества обратившихся граждан), из них трудоустроено 41355 (55,1%). Удельный вес женщин, официально признанных безработными, от числа обратившихся за 2001-2003 годы в среднем составил 69,7%. Среди граждан, высвобожденных с предприятий и организаций и обратившихся в службу занятости, доля женщин составляет 71,5%, среди безработной зарегистрированной молодежи в возрасте 16-29 лет - 69,6%, среди выпускников учебных заведений - 73,2%, среди лиц предпенсионного возраста - 88,1%.
Продолжалась работа по повышению эффективности профессионального обучения и переобучения. Всего закончили обучение 9597 человек (с учетом ранее направленных), в том числе 9191 безработный (10,2% состоящих на учете).
Существенно возросли объемы услуг по всем направлениям профориентационной деятельности. Профориентационные услуги получили 113289 человек, что составляет 59% от граждан, обратившихся в службу занятости по вопросам трудоустройства.
По предложению центров занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработных граждан, уволенных в связи с ликвидацией предприятий или сокращением численности (штата), имеющих стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, 565 безработным была оформлена досрочная пенсия.
Состояние рынка труда области регулярно освещается в средствах массовой информации. В ежемесячной газете “Трудоустройство” население области подробно информируется о состоянии рынка труда, получает консультации специалистов службы занятости.
3. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА ОБЛАСТИ
На основании анализа сложившегося рынка труда области можно отметить, что в 2004-2007 годах на него окажут влияние следующие факторы:
- движение рабочей силы по-прежнему будет происходить с некоторым преобладанием выбывших работников над численностью принятых на работу;
- сохранятся формы неполной занятости на ряде предприятий;
- минимальный уровень оплаты труда будет несколько отставать от сложившегося в области прожиточного минимума трудоспособного населения;
- сохранится низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- сохранится напряженность в сфере занятости населения в ряде сельских районов и отдельных населенных пунктах;
- сохранится проблема с реализацией в полной мере механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг для повышения качества подготовки кадров и улучшения ситуации с занятостью молодых специалистов;
- продолжится высвобождение работников, останется проблема занятости женщин.
По прогнозу резких изменений численности занятых в экономике области не предполагается:
(тыс. человек)
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |||
|
|
|
|
|
Ожидается, что на рынок труда выйдут в 2004 году 155057 человек, в 2005 году - 156100, 2006 году - 156784, 2007 году -157603 человека (приложения N1-4 к Программе). Из них наибольшую часть составят граждане, уволившиеся по собственному желанию, - 401,6 тыс. человек за весь период.
Численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда, в 2004-2007 годах в связи с некоторыми позитивными сдвигами в экономике области останется стабильной, на уровне 46,3 - 47,1 тыс. человек (6,3-6,5%).
Общая численность официально зарегистрированных безработных в 2003 году (оценка) составила 27,7 тыс.человек, в 2004 году (прогноз) - 28,0 тыс. человек, 2005-2007 годах (прогноз) - по 28,2 тыс.человек (в среднегодовом исчислении).
В службу занятости ежегодно будет обращаться от 69,0 до 70,6 тыс. человек.
Уровень официально зарегистрированной безработицы в указанный период не превысит 2,5%.
По данным предприятий, организаций различных отраслей, потребность экономики области в основных кадрах составит 80,0-82,0 тыс. человек ежегодно. Наибольшим спросом будут пользоваться следующие профессии и специальности:
- строительного профиля: каменщик, электрогазосварщик, столяр-плотник, штукатур-маляр (плиточник-облицовщик), водитель автомобиля, машинист крана;
- сферы торговли и общественного питания: продавец, кассир-контролер, повар-кондитер, официант-бармен;
- бытового обслуживания и надомного труда: парикмахер, закройщик, портной, слесарь по ремонту бытовой техники, мастер по ремонту телерадиоаппаратуры;
- жилищно-коммунального хозяйства: оператор котельной, слесарь по ремонту и монтажу газового оборудования, слесарь контрольно-измерительных приборов;
- малого и среднего бизнеса: менеджер, специалист по маркетингу, бухгалтер, секретарь-референт, предприниматель (коммерсант).