ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 августа 1996 г. N 830-р
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВА,
ВВОЗА И РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
В ходе проведения проверок торговых предприятий всех форм собственности в г. Ульяновске и районах области выявлены большие нарушения Федеральных законов: "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" от 22.10.95 N 171-ФЗ, "Об акцизах" от 07.03.96 N 23-ФЗ, Постановлений Правительства Российской Федерации от 08.02.96 N 127 "О лицензировании деятельности по производству и оптовой реализации этилового спирта и алкогольной продукции", N 128 "Об утверждении Порядка декларирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", N 129 "Об утверждении Порядка квотирования закупки этилового спирта", N 130 "О квотировании импорта спирта этилового из пищевого сырья и алкогольной продукции, ввозимых на территорию Российской федерации", N 131 "О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности", N 132 "Об акцизе на водку и ликероводочные изделия крепостью свыше 28 процентов", N 915 "О внесении изменений и дополнений в нормы и Правила производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции" от 31.07.96, N 874 "О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей пищевой продукции" от 23.07.96.
Не исполняются в полном объеме распоряжения Главы администрации области от 09.01.96 N 10-р, от 28.02.96 N 197-р, от 09.04.96 N 389-р, в результате чего допускаются факты отравления населения, связанные с употреблением некачественных алкогольных напитков. Особую опасность представляет продукция, ввозимая из южных регионов России, а также фальсифицированная продукция, которая стала заполнять потребительский рынок.
В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, в соответствии с указами Президента Российской Федерации "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции" от 18.08.96 N 1213, "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства" от 07.02.96 N 161 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.96 N 987 "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией":
1. Органам УВД (Колесень), управлению внешнеэкономических связей и инвестиций (Шаповалов), управлению сельского хозяйства и продовольствия (Пантюшин), территориальному управлению государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Накушнов), Поволжской инспекции Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию (Пирогова), Ульяновской таможне (Бошков), государственной налоговой инспекции (Анашкин), управлению Федеральной службы налоговой полиции (Юрлов), госторгинспекции (Лапшина), Ульяновскому центру стандартизации, метрологии и сертификации (Коваль), областному центру госсанэпиднадзора (Меркулов):
Принять необходимые меры по организации и осуществлению государственного контроля за оборотом алкогольной продукции.
Провести в сентябре - октябре 1996 года массовую проверку состояния торговли алкогольной продукцией в городах и районах области.
Областной комиссии (Сурнин) обобщить материалы по результатам проверки, рассмотреть в соответствии с законодательством и направить информацию в Правительство Российской Федерации до 1 декабря 1996 года.
Предприятиям торговли, независимо от форм собственности, а также индивидуальным предпринимателям принять к неукоснительному исполнению Правила розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации и Положение о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.96 N 987 (прилагаются).
3. До 10 сентября 1996 г. АО "Ульяновскоблторг", облпотребсоюзу, АО "Симбирск-спирт" совместно с главами администраций городов и районов области определить необходимое количество, дислокацию и режим работы торговых предприятий, независимо от форм собственности, по розничной реализации алкогольной продукции.
4. Комитету по экономике администрации области выдать квоты на завоз импортной алкогольной продукции и водки из других регионов Российской Федерации. Производить распределение ликероводочных изделий местного производства и доводить его до торговых предприятий. Общий объем квоты на ввоз ликеров, крепких горьких настоек, водки не должен превышать 20 процентов от общих объемов розничной реализации,
5. Центру стандартизации, метрологии и сертификации (Коваль) принимать на сертификацию завезенную водку из других регионов Российской Федерации при наличии разрешающей квоты, выданной комитетом по экономике администрации области.
Запрещается торговля завозной водкой, в том числе и импортной, без квоты комитета по экономике администрации области.
6. Управлению ценовой политики администрации области установить предельные розничные цены на водку, производимую на территории области.
7. В порядке эксперимента снизить АООТ "Симбирск-спирт" на 50 процентов косвенные налоги на акцизы, налоги на добавленную стоимость в части средств, зачисляемых в областной бюджет на водки: "Симбирская особая", "Чайка", "Гуляй, душа", "Чарка", плодовые и винные напитки, настойки горькие и сладкие на сентябрь - октябрь 1996 года на общий объем 28 тыс. дал. в месяц и на спирты, отпускаемые предприятиям АООТ "Волжский" для производства плодово-ягодных вин и спиртовых соков.
8. Создать областную комиссию для выработки неотложных мер по улучшению организации и осуществления государственного контроля за оборотом алкогольной продукции в следующем составе:
Председатель комиссии
Сурнин В.Н. - заместитель Главы администрации области.
Члены комиссии:
Сергеев И.П. - начальник управления юстиции,
Лагушкин В.П. - начальник юридического отдела,
Анашкин В.Г. - начальник государственной налоговой
инспекции,
Юрлов В.П. - начальник управления Департамента налоговой
полиции,
Колесень В.И. - начальник УВД,
Пирогова Э.Г. - начальник алкогольной инспекции,
Ниренберг А.И. - заместитель начальника управления финансов
области,
Кузина Т.П. - начальник управления ценовой политики,
Шадрина Л.А. - начальник отдела координации торговли и
сферы услуг администрации области,
Меркулов А.В. - начальник центра санэпиднадзора,
Коваль Н.И. - начальник центра стандартизации и метрологии,
Лапшина И.П. - начальник государственной инспекции по
торговле,
Шмелев А.М. - заместитель председателя комитета по
экономике администрации области,
Названов В.И. - начальник отдела по лицензированию
администрации области,
Рогов Ю.А. - директор АООТ "Ульяновскоблторг",
Мартьянов В.Д. - председатель облпотребсоюза,
Ильин Н.И. - директор АООТ "Симбирск-спирт".
9. Утвердить список ответственных лиц за районами области по организации контроля и порядка торговли алкогольной продукцией (приложение).
10. Рекомендовать главам администраций городов и районов области:
10.1. Создать аналогичные постоянно действующие комиссии с привлечением в них работников служб и ведомств.
Ежемесячно до 10 числа результаты проверки представлять в областную комиссию.
10.2. Принять меры по прекращению торговли алкогольной продукцией с рук, лотков и на дому.
11. При проведении проверок контролирующими органами исходить из того, что находящаяся в законном обороте при оптовой и розничной торговле признается алкогольная продукция только при наличии документального подтверждения:
- лицензии на право торговли;
- соответствия ее требованиям стандартов, соблюдения правил, норм и гигиенических нормативов;
- финансовых платежей (расчеты за продукцию наличными средствами запрещены);
- товарно-транспортной документации, заверенной подписью и печатью изготовителя и поставщика, в которой должны быть выделены отдельными графами акциз, налог на добавленную стоимость, лицензионные сборы на производство и оптовую продажу, залоговая стоимость посуды;
- выполнения продавцом Правил розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации и принятых к исполнению настоящим Распоряжением.
При выявлении алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, изымается лицензия. Продукция передается в собственность государства в соответствии с действующим законодательством. Копии актов (протоколов) о вскрытых нарушениях направляются органу, выдавшему лицензию.
19. Считать утратившими силу распоряжения Главы администрации области от 09.01.96 N 10-р, от 28.02.96 N 197-р, от 14.05.96 N 536-р, от 26.07.96 N 752-р, пункт 4 распоряжения Главы администрации от 09.04.96 N 389-р.
20. Опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
Глава администрации области
Ю.Ф.ГОРЯЧЕВ
Приложение
к распоряжению Главы
администрации области
от 26.08.96 N 830-р
СПИСОК
ОТВЕТСТВЕННЫХ ЛИЦ ЗА РАЙОНАМИ
Выдрин В.Г. Ленинский район г. Ульяновска
Сергеев И.П. Засвияжский район г. Ульяновска
Анисимов В.В. Заволжский район г. Ульяновска
Лапшина И.П. Железнодорожный район г. Ульяновска
Завьялов П.А. Базарносызганский район
Анашкин В.Г. Барышский район
Милованова Н.Н. Вешкаймский район
Радаев В.М. Инзенский район
Ильин Н.И. Карсунский район
Меркулов А.В. Кузоватовский район
Кузина Т.П. Майнский район
Юрлов В.П. Мелекесский район
Ниренберг А.И. Николаевский район
Рогов Ю.А. Новомалыклинский район
Дмитриев А.Н. Новоспасский район
Шадрина Л.А. Сенгилеевский район
Литвинов А.А. Павловский район
Сурнин В.Н. Старокулаткинский район
Березнюк Н.В. Старомайнский район
Решетченко С.Ф. Чердаклинский район
Галиахметов Р.С. Цильнинский район
Названов В.И. Тереньгульский район
Чухлов С.В. Ульяновский район
Коваль Н.И. Сурский район
Мельник А.А. Радищевский район
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 августа 1996 г. N 987
ПРАВИЛА
РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140), Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4553) и регулируют отношения, возникающие между продавцом и покупателем <*> при продаже алкогольной продукции в розничной торговле.
-------------------------------
<*> Под продавцом понимается организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие покупателям товары по договору розничной купли - продажи.
Под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
2. К алкогольной продукции относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции.
3. Розничная торговля алкогольной продукцией осуществляется при наличии лицензии, выдаваемой в установленном порядке.
4. Реализация алкогольной продукции может осуществляться исключительно в местах, определяемых органами местного самоуправления.
Покупателю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию (путем вывешивания в торговом зале или другими способами).
5. Не разрешается в розничной торговле продажа спирта этилового из всех видов пищевого и непищевого сырья, спирта этилового с неденатурирующими добавками, спирта питьевого (за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), в том числе импортного, алкоголесодержащей продукции по фармакопейным статьям, алкоголесодержащих вкусоароматических биологически активных пищевых добавок, спиртованных соков, плодовых сброженно-спиртованных виноматериалов, спиртосодержащих полуфабрикатов.
6. Продаже подлежит алкогольная продукция, соответствующая по качеству обязательным требованиям стандартов, технических условий, медико-биологическим требованиям и гигиенического заключения (сертификата). Продавец этой продукции, в том числе импортной, должен иметь товарно-транспортную документацию, заверенную подписью и печатью изготовителя или поставщика и содержащую сведения о наличии сертификата соответствия по каждому наименованию продукции с указанием учетного и регистрационного номеров, срока его действия и органа, выдавшего сертификат. Указанная информация должна быть предоставлена покупателю по его требованию.
Сертифицированная продукция маркируется знаком соответствия в порядке, установленном Правилами сертификации для групп однородной продукции.
Реализуемая на территории Российской Федерации алкогольная продукция, в том числе импортная, сопровождается информацией на русском языке о сертификации, коде изготовителя или его адресе, знаке соответствия, наименованиях государственных стандартов или других нормативных документов, обязательным требованиям которых эта продукция должна соответствовать, об объеме упаковки, составе, сроке годности, содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями стандартов и противопоказаниях к применению.
Кроме того, на импортную алкогольную продукцию продавец обязан предоставлять по требованию покупателя копию справки к грузовой таможенной декларации с оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара.
7. Продавец обязан иметь действующие санитарные правила и другую необходимую нормативную документацию и соблюдать установленные в них требования.
8. Продавец, осуществляющий продажу алкогольной продукции, обязан обеспечить покупателей в наглядной и доступной форме информацией о настоящих Правилах, часах торговли алкогольной продукцией, ее ассортименте, потребительских свойствах.
9. Реклама алкогольной продукции допускается только в организациях, осуществляющих продажу этой продукции, с соблюдением требований законодательства о рекламе.
10. Не допускается розничная реализация алкогольной продукции:
полученной от изготовителя или оптового продавца, не имеющего соответствующей лицензии на производство и оборот этой продукции;
без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной в установленном порядке знаком соответствия;
с истекшим сроком годности, а также алкогольной продукции, на которую должен быть установлен срок годности, но не установлен;
без четкой маркировки, позволяющей установить предприятие - изготовитель;
без копии справки к грузовой таможенной декларации (на импортируемую продукцию);
забракованной по показаниям качества и безопасности;
в упаковке, не соответствующей требованиям нормативной документации;
с объемным содержанием этилового спирта более 18 процентов в полиэтиленовых стаканчиках, жестяных банках и тетрапаках;
иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование товарного знака российских изготовителей (с 1 января 1997 г.);
в бутылках без этикеток, грязных (внутри или снаружи), с явными признаками боя (скол горла, трещины), с поврежденной укупоркой, имеющей общее помутнение, посторонние включения, осадок (кроме коллекционных вин);
при отсутствии на импортной продукции марок акцизного сбора и специальных марок (кроме пива), нанесенных в соответствии с установленным порядком <*>;
--------------------------------
<*> В отношении алкогольной продукции отечественного производства с момента введения такого порядка.
лицам, не достигшим возраста 18 лет;
в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях;
с объемным содержанием этилового спирта более 12 процентов в неспециализированных организациях в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также с рук, лотков и автомашин, в необорудованных торговых палатках, киосках, павильонах и в других не приспособленных для продажи этой продукции помещениях, в научных и производственных организациях и на прилегающих к ним территориях.