ГУБЕРНАТОР УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2005 г. N 141
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И
РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
В целях упорядочения процедуры разработки и реализации областных целевых программ и эффективного решения задач социально-экономического развития Ульяновской области программными методами постановляю:
1. Утвердить Положение о порядке разработки и реализации областных целевых программ (прилагается).
2. Органам исполнительной власти Ульяновской области при разработке областных целевых программ руководствоваться Положением, утвержденным пунктом 1 настоящего постановления.
3. Возложить методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации областных целевых программ на Департамент социально-экономического развития администрации области.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации области Доничева О.А.
Исполняющий обязанности
Губернатора
Ульяновской области
А.А.МАЙЕР
Утверждено
постановлением
Губернатора
Ульяновской области
от 24 июня 2005 г. N 141
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ
ПРОГРАММ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона от 20.07.1995 N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", Закона Ульяновской области от 05.06.2001 N 023-ЗО "О прогнозировании и программах социально-экономического развития Ульяновской области".
1.2. Настоящее Положение определяет процедуры формирования, экспертизы, оценки, утверждения, финансирования, управления и контроля выполнения областных целевых программ.
1.3. Порядок разработки и реализации областных целевых программ (далее - ОЦП) состоит из следующих этапов:
отбор проблем для их программной разработки (предложения о программном решении проблемы);
принятие решения о разработке программы;
формирование проекта программы;
экспертиза и оценка проекта программы;
утверждение программы;
управление реализацией программы;
контроль за выполнением программы.
1.4. Под ОЦП в настоящем Положении понимается документ, утвержденный законом Ульяновской области и представляющий собой увязанный по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекс последовательных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем в области государственного, экономического и социального развития Ульяновской области.
1.5. ОЦП является одним из важнейших средств реализации стратегии развития Ульяновской области, инструментом активного воздействия на социально-экономическое развитие области и сосредоточена на реализации наиболее важных инвестиционных проектов и (или) решении системных проблем Ульяновской области.
1.6. ОЦП классифицируются по функциональной ориентации и срокам реализации.
1.6.1. По функциональной ориентации программы подразделяются на:
экономические (в том числе инвестиционные и инновационные), направленные на решение проблем отраслей экономики области;
социальные, формирующие целенаправленное преобразование социальных отношений и предусматривающие меры социальной поддержки отдельных слоев населения, способствующие решению конкретных социальных проблем;
научно-технические, направленные на реализацию достижений в науке, технике и связанные с внедрением передовых технологий;
производственные, реализующие отраслевые и межотраслевые структурные изменения;
экологические, направленные на осуществление природоохранных мероприятий;
программы обеспечения жизнедеятельности, направленные на реализацию прав и свобод человека, а также повышение качества жизни населения области.
При определении типа программы из указанных признаков выделяется ведущий, определяющий основную цель программы.
1.6.2. По срокам реализации программы подразделяются на:
краткосрочные (продолжительностью до 1 года);
среднесрочные (продолжительностью от 3 до 5 лет);
долгосрочные (продолжительностью свыше 5 лет).
1.7. Отбор проблем и определение критериев для ее разработки.
1.7.1. Отбор проблем для решения программным методом определяется направленностью на:
снижение социальной напряженности;
реформирование экономики области;
снятие конкретной проблемы, решение которой не может быть начато в режиме текущего финансирования.
1.7.2. Обоснование необходимости решения проблем программными методами на региональном уровне должно проводиться в соответствии с приоритетами развития Ульяновской области. Приоритетные направления развития определены в комплексной программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и в стратегическом плане развития Ульяновской области на предстоящий год.
1.7.3. ОЦП формируются с учетом прогноза социально-экономического развития, результатов анализа социального и экономического состояния области, наличия финансовых ресурсов, внешнеэкономических условий и возможностей бюджета области на предстоящий финансовый год.
1.8. В процессе разработки и реализации ОЦП принимают участие:
государственный заказчик ОЦП - администрация области в лице Губернатора Ульяновской области;
руководитель ОЦП - должностное лицо администрации области и ее структурных подразделений, наделяемое обязанностями и полномочиями для оперативного управления разработкой и реализацией ОЦП;
ответственный исполнитель ОЦП - должностное лицо органов исполнительной власти Ульяновской области или руководитель предприятия (учреждения, организации), определяемое(ый) для реализации программных мероприятий по отдельным направлениям ОЦП (подпрограмм).
Функции государственного заказчика, руководителя и ответственного исполнителя ОЦП определены в приложении N 1 к настоящему Положению.
1.9. В целях упорядочения процесса реализации целевых программ формируется перечень ОЦП - список целевых программ на очередной год, реализуемых в области с привлечением всех источников финансирования, государственным заказчиком которых выступает администрация области, в котором конкретизированы формулировки состояния проблемы, социального заказа и ожидаемые по итогам года результаты.
1.10. Схема разработки, согласования и реализации ОЦП, приведена в приложении N 6 к настоящему Положению.
1.11. Вопросы, не урегулированные данным Положением, решаются в установленном законодательством порядке.
2. Формирование перечня ОЦП
2.1. Предложения о разработке новых ОЦП или о включении дополнительных мероприятий в действующие ОЦП могут инициироваться Губернатором Ульяновской области, его заместителями, депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области, руководителями отраслевых структурных подразделений администрации области, юридическими и физическими лицами, находящимися на территории Ульяновской области.
2.2. Предложение должно содержать:
формулировку проблемы, анализ причин ее возникновения;
обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом;
перечень мероприятий, которые необходимо осуществить в сфере производства и реализации продукции (работ, услуг), организационных, трудовых, хозяйственных и правовых отношений для решения проблемы, сроки и этапы реализации;
потребность в финансовых, материально-технических и других ресурсах, возможные источники их обеспечения, в том числе определенные на очередной финансовый год;
предварительную оценку социально-экономической эффективности и результатов реализации программы;
кандидатуры руководителя и ответственных исполнителей ОЦП, сроки и стоимость подготовки проекта целевой программы в случае привлечения научных и других ресурсов.
2.3. Предложения о программной разработке проблемы с указанными обоснованиями направляются Губернатору Ульяновской области для принятия решения о проведении экспертной оценки.
2.4. Экспертную оценку проекта ОЦП проводят совместно Департамент социально-экономического развития администрации области, Главное управление финансов области, Государственно-правовой Департамент администрации области и подразделение администрации области, курирующее сферу реализации ОЦП (при необходимости с привлечением других подразделений и служб). Департамент социально-экономического развития администрации области на основе прогнозов социально-экономического развития области и предложений и замечаний Главного управления финансов области и государственно-правового Департамента области готовит заключение о целесообразности разработки ОЦП.
2.5. Губернатор Ульяновской области на основе заключения Департамента социально-экономического развития администрации области принимает решение о разработке соответствующей целевой программы, сроках, стоимости и источнике финансирования ее разработки (в случае необходимости), назначает руководителя программы. При этом определяется приемлемая форма организации подготовки проекта ОЦП: проведение конкурса на право разработки; поручение определенной организации - разработчику программы; создание временной творческой группы (в случае необходимости).
2.6. На основании утвержденных и вновь предлагаемых к разработке целевых программ администрация области формирует перечень ОЦП на предстоящий год, который направляется в установленные сроки в Законодательное Собрание области для утверждения. В дальнейшем утвержденный перечень служит основанием для определения объемов бюджетных ассигнований и включения в проект бюджета тех ОЦП, по которым в числе источников финансирования имеется бюджетная составляющая.
3. Разработка и экспертиза проекта ОЦП
3.1. Функции по руководству разработкой ОЦП возлагаются на руководителя программы, который несет персональную ответственность за своевременную и качественную подготовку исходного задания на формирование целевой программы, подготовку ее проекта, управляет действиями разработчиков.
3.1.1. В случае принятия решения Губернатором Ульяновской области о проведении конкурса на право разработки ОЦП руководитель программы организует такой конкурс.
3.1.2. При необходимости руководитель целевой программы организует проведение специализированной экспертизы проекта ОЦП в уполномоченных организациях и по результатам экспертизы проводит его доработку.
3.2. Подготовка проекта ОЦП может финансироваться за счет средств областного бюджета или внебюджетных источников.
3.3. Структура и содержание основных разделов проекта ОЦП представлены в приложении N 2 к настоящему Положению. Паспорт ОЦП оформляется по форме, приведенной в приложении N 5 к Положению.
3.4. К проекту ОЦП должны быть приложены:
пояснительная записка, кратко излагающая целесообразность и основания разработки проекта ОЦП;
предварительная бюджетная заявка на ассигнования из областного бюджета для финансирования программы на очередной год, составленная в разрезе статей и кодов бюджетной классификации с приложением подробных расчетов;
лист согласования с заинтересованными структурами и, при необходимости, соглашения (договоры) о намерениях, подтверждающие ожидаемое финансирование программы из внебюджетных источников;
положительное заключение Государственной экологической экспертизы (по программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду).
3.4.1. В ОЦП необходимо обеспечивать увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с проектными объемами финансовых ресурсов, согласованность и комплексность решения задач. Обязательным условием является привлечение средств из внебюджетных источников, экономия и целевое расходование бюджетных средств.
3.4.2. На очередной бюджетный период должны быть представлены конкретные программные мероприятия с указанием поквартальных сроков их выполнения, необходимых объемов финансирования и количественно определенных параметров ожидаемых социально-экономических результатов.
3.5. Проект ОЦП с вышеуказанным комплектом сопроводительных документов руководитель целевой программы направляет в Департамент социально-экономического развития администрации области.
3.6. Департамент социально-экономического развития администрации области совместно с Главным управлением финансов области одновременно с рассмотрением бюджета на очередной год в срок до 14 дней с даты регистрации оценивают представленный проект ОЦП, обращая особое внимание на:
приоритетный характер проблемы, предлагаемой для программного решения;
обоснованность, комплексность и экологическую безопасность программных мероприятий, сроки их реализации;
необходимость привлечения прежде всего внебюджетных средств, средств бюджета области и Российской Федерации;
эффективность механизма реализации программы;
социально-экономическую эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы.
3.7. Департамент социально-экономического развития администрации области с участием Главного управления финансов области и Государственно-правового департамента администрации области, а также с учетом предложений заинтересованных структурных подразделений администрации области готовит заключение по проекту ОЦП и предварительной бюджетной заявке.
3.7.1. С учетом замечаний и предложений Департамента социально-экономического развития администрации области руководитель ОЦП организует доработку проекта программы. Доработанный проект целевой программы повторно направляется в Департамент социально-экономического развития администрации области, где рассматривается в срок до 10 дней.
3.7.2. В случае несоответствия представленного проекта условиям, указанным в п. 3.6, проект ОЦП может быть отклонен. Если разработчик или руководитель ОЦП не согласны с отклонением представленного проекта, они имеют право обратиться к Губернатору Ульяновской области с просьбой и обоснованием дополнительного рассмотрения проекта ОЦП.
3.8. В случае положительного заключения, подготовленного Департаментом социально-экономического развития администрации области с участием Главного управления финансов области и Государственно-правового департамента администрации области, Губернатор Ульяновской области принимает решение о передаче проекта ОЦП на утверждение в Законодательное Собрание Ульяновской области.
4. Утверждение ОЦП
4.1. Проект ОЦП вносится на рассмотрение в Законодательное Собрание области Губернатором Ульяновской области. Руководитель программы представляет и защищает проект программы при рассмотрении его в Законодательном Собрании области.
4.2. Утвержденная ОЦП, при наличии в сумме ее финансирования бюджетной составляющей, включается в перечень ОЦП, принимаемых к финансированию из бюджета области в очередном году.
4.3. Для обеспечения финансирования программ из областного бюджета Главное управление финансов области при участии руководителей ОЦП в сроки, установленные для формирования областного бюджета на очередной финансовый год, уточняет на основе утвержденного перечня ОЦП объемы их бюджетного финансирования.
В этих целях руководители ОЦП с учетом хода реализации программ в текущем году и проведения с ответственными исполнителями предконтрактной проработки размещения заказов на выполнение программных мероприятий уточняют в срок до 1 июня объемы необходимых средств для финансирования программ в очередном году и представляют проекты соответствующих бюджетных заявок с их обоснованиями и планы программных мероприятий в Главное управление финансов области.
4.4. При подготовке перечня ОЦП, принимаемых к финансированию из областного бюджета на очередной финансовый год, Главное управление финансов области на основе проектов бюджетных заявок, представленных руководителями ОЦП, с учетом утвержденного перечня программ, хода выполнения мероприятий выполняемых программ, мер по привлечению внебюджетных источников финансирования, средств бюджета Российской Федерации, финансовых возможностей областного бюджета определяет объемы бюджетного финансирования целевых программ.