ЗАКОН
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА 2005 - 2010 ГОДЫ
_______________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Законом Ульяновской области от 29.11.2005 N 123-ЗО
_______________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
23 декабря 2004 года
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Молодой семье - доступное жилье" на 2005 - 2010 годы (прилагается).
Статья 2
Администрации области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать выделение средств на реализацию областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2005 - 2010 годы.
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года.
Исполняющий обязанности
Главы администрации области
М.И.ШКАНОВ
Ульяновск
29 декабря 2004 года
N 106-ЗО
Утверждена
Законом Ульяновской области
"Об утверждении областной
целевой программы "Молодой
семье - доступное жилье"
на 2005 - 2010 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ"
НА 2005 - 2010 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ"
НА 2005 - 2010 ГОДЫ
Наименование - областная целевая программа "Молодой семье - доступное
Программы жилье" на 2005 - 2010 годы (далее - Программа)
Основание - постановление Правительства Российской Федерации от
для разработки 03.04.1996 N 387 "О дополнительных мерах поддержки
Программы молодежи в Российской Федерации";
подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей",
входящая в состав федеральной целевой программы
"Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденная
постановлением Правительства Российской Федерации от
28.08.2002 N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем
молодых семей", входящей в состав федеральной целевой
программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы";
приказ Министерства образования Российской Федерации от
10.07.2003 N 2975 "О Правилах предоставления субсидий
за счет средств федерального бюджета молодым семьям -
участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых
семей", входящей в состав федеральной целевой программы
"Жилище" на 2002 - 2010 годы, в случае рождения
(усыновления) ребенка"
Государственный - администрация области
заказчик Программы
Основные - первый заместитель Главы администрации области;
разработчики Комитет по делам молодежи администрации области; мэрия
Программы г. Ульяновска; Главное управление финансов области;
Центр ценообразования и экономического анализа в
строительстве Ульяновской области ОАО
"Ульяновскстрой"; Главное управление архитектуры и
градостроительства администрации области; Департамент
администрации области по экономике; Правовой
департамент администрации области
Цели Программы - создание системы государственной поддержки молодых
семей в решении жилищной проблемы для улучшения
демографической ситуации в Ульяновской области;
укрепление института семьи;
закрепление молодых специалистов на производстве
Задачи Программы - создание нормативно-правовой основы государственной
поддержки молодых семей в приобретении или
строительстве жилья;
создание организационной инфраструктуры и механизма
реализации системы государственной поддержки молодых
семей в приобретении или строительстве жилья;
обеспечение жильем молодых семей и молодежи, повышение
социальной защищенности молодежи;
обеспечение государственной поддержки инициативы
молодежных организаций по улучшению жилищных и
социально-бытовых условий молодых семей
Сроки реализации - 2005 - 2010 годы:
первый этап - 2005 - 2006 годы;
второй этап - 2007 - 2010 годы
Исполнители - Комитет по делам молодежи администрации области;
Программы Главное управление финансов области;
Главное управление архитектуры и градостроительства
администрации области;
Департамент администрации области по экономике;
Правовой департамент администрации области;
органы местного самоуправления и муниципальных
образований Ульяновской области (по согласованию)
Объемы и источники - всего 391,5 млн. рублей,
финансирования в том числе:
Программы федеральный бюджет - 148 млн. рублей;
областной бюджет - 148 млн. рублей;
бюджеты муниципальных образований области - 95.5 млн.
рублей
Ожидаемые - обеспечение жильем нуждающихся молодых семей;
конечные результаты привлечение финансовых средств молодых семей в жилищную
Программы сферу;
укрепление института семьи;
развитие и закрепление положительных демографических
тенденций в обществе и семейных отношений в молодежной
среде;
усиление у молодежи мотивации к труду
Система - контроль за реализацией Программы осуществляют
организации администрация области, Главное управление финансов
контроля за области;
исполнением общее руководство, межведомственную координацию
Программы контроль за реализацией Программы осуществляет Комитет
по делам молодежи администрации области
1. Основание для разработки Программы
Областная целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2005 - 2010 годы как программа государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 N 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации"; постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"; постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года".
При разработке Программы использованы статистические материалы Ульяновского областного комитета государственной статистики, опыт по решению жилищной проблемы в Ульяновской области, регионах Российской Федерации, результаты социологических исследований.
Программа является обязательной для реализации органами исполнительной власти Ульяновской области.
2. Содержание проблемы и анализ ситуации
Россия - одна из немногих стран мира, где отмечается сокращение численности населения. Уменьшение населения страны, начавшееся в конце прошлого века, продолжается на фоне снижения рождаемости.
Масштабное реформирование социальной и экономической жизни российского общества в 90-х годах привело к острым социальным напряжениям в обществе.
Одной из составляющих депопуляционных тенденций является снижение рождаемости. Для сохранения простого воспроизводства любого общества необходимо обеспечить коэффициент рождаемости в среднем 2,14. В России к настоящему времени, по данным Госкомстата России, он уменьшился до 1,17. По оценкам экспертов, при сохранении такой демографической тенденции население России может уменьшиться до 100 млн. человек к 2020 году и до 50 - 55 млн. человек к 2075 году.
Ульяновская область также не осталась в стороне от общих негативных демографических процессов, происходящих в России.
Несмотря на общее снижение рождаемости, молодежь до 30 лет, тем не менее, продолжает оставаться самой репродуктивной частью и городского, и сельского населения. В Российской Федерации 83% детей рождаются в молодых семьях, где возраст матери составляет до 30 лет. Поэтому при формировании демографической политики следует особое внимание уделять этой возрастной категории.
Как показали социологические исследования, в качестве основных причин, по которым молодые семьи не желали иметь детей, в подавляющем большинстве случаев назывались две - отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья и низкий уровень, доходов. Первая из указанных причин формулировалась не как собственно отсутствие жилья, а именно как отсутствие перспектив получения жилья. Следовательно, для изменения жизненной установки молодых семей необходимо найти решение вышеуказанных проблем.
Удельный вес молодежи в общей численности городов Ульяновской области составляет 26% от числа всей молодежи, в сельской местности - только 23% молодых людей. Следует иметь в виду, что постоянно происходит миграция молодежи из села в город, как правило, на учебу, работу, на постоянное проживание.
Численность молодежи Ульяновской области
(тыс. чел.)
Возраст | На | Прирост - убыль | На | Прирост - убыль | На | Прирост - убыль |
14 - 16 | 73,7 | 3,0 | 75,5 | 1,7 | 76,3 | 0,8 |
17 - 19 | 64,9 | 0,8 | 66,7 | 1,8 | 70,4 | 3,7 |
20 - 24 | 101,3 | 1,6 | 102,5 | 1,2 | 104,3 | 1,8 |
25 - 30 | 118,1 | -1,1 | 117,3 | -0,8 | 116,6 | -0,7 |
Все | 358,0 | 4,3 | 362,0 | 3,9 | 367,5 | 5,6 |
Динамика статистических показателей позволяет говорить о тенденции роста доли молодежи среди населения области за последние пять лет. Таким образом, молодежь как потенциал привлечения финансовых ресурсов и возможного участия в строительстве составляет почти четверть населения и даже имеет тенденцию роста. С другой стороны, рост численности молодежи (как части населения с наименее удовлетворительными условиями проживания) усугубляет положение с обеспеченностью жильем, что усиливает деструктивную роль молодежи в обществе.
Жилищная проблема была и остается одной из наиболее сложных и острых для населения Ульяновской области, особенно актуальной она является для молодых семей. Сегодня в очередях на улучшение жилищных условий находятся более 800 молодых семей. Кроме того, из общего количества браков, заключаемых на территории Ульяновской области, 80% приходится на молодые семьи. При этом в течение года около 20% молодых семей распадаются, одним из основных факторов распада молодых семей в последние годы является отсутствие отдельного жилья.
Более трети молодых семей живут в служебных квартирах, общежитиях, арендуют жилую площадь, проживают в коммунальных квартирах. Но и у тех. кто имеет собственное жилье (66%), жилищные условия зачастую неудовлетворительны, поскольку 22% молодых семей обеспечены менее 7 кв. м жилой площади на одного проживающего, что ниже учетной нормы постановки в очередь на улучшение жилищных условий.
В сельской местности на данный момент можно наблюдать тенденцию старения кадров, поскольку большинство выпускников сельскохозяйственных учебных заведений не идут на работу в село. К примеру, из общего количества выпускников Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии устраиваются на работу по специальности менее 40%. Одной из причин данной тенденции является отсутствие достойных жилищных условий на селе.
На сегодняшний день можно выделить два основных механизма решения жилищной проблемы.
Первый. Государственная и муниципальная политика: строительство жилья государственными, муниципальными предприятиями и организациями, программы государственного обеспечения жильем, различные формы государственной поддержки населения на рынке жилья.
Второй. Свободный рынок жилья, включающий в себя: рынок строящегося жилья - строительство жилья строительными компаниями (вне зависимости от формы собственности) по договорам строительного подряда, в том числе с применением рассрочки; купля-продажа жилых помещений на рынке готового жилья (индивидуальное жилищное строительство) за счет собственных средств населения, с помощью кредитов банков и с использованием механизмов ипотечного кредитования.
Однако ни один из этих механизмов не способен существенно повлиять на решение жилищной проблемы молодых семей.
Первый механизм не дает такой возможности в силу слабого финансирования государственных и муниципальных программ и нереально растянутых во времени сроков получения такого жилья. Период ожидания очереди на жилье растягивается на 15 - 20 лет. Если молодая семья все-таки встает в муниципальную очередь на получение жилья, то ко времени получения собственной квартиры молодые люди уже переходят в старшую возрастную категорию и, скорее всего, улучшают жилищные условия своих выросших детей.
Существующие государственные жилищные программы, базирующиеся на использовании ценных бумаг, также требуют немалой доли собственных средств граждан или использования коммерческих кредитов, и поэтому не оказывают существенной помощи в решении жилищной проблемы.
Использовать второй механизм, то есть решить жилищную проблему через свободный рынок жилья, молодым, как правило, не позволяет низкий уровень материального состояния. Доходы большей части молодежи таковы, что отдельная квартира по рыночной цене большинству из них просто не по карману. Растущий уровень инфляции и, как следствие, постоянное удорожание стоимости жилья делают покупку жилья для большинства молодых семей недоступной.
Достаточно высокая стоимость ипотечных кредитов, высокая цена страхования рисков, требование высокого уровня совокупного дохода семьи заемщика и в целом пока еще нестабильная экономическая ситуация в стране не позволяют значительной части нуждающихся граждан, включая молодежь, приобретать жилье с помощью ипотеки. Ситуация усугубляется тем, что государственная программа ипотечного жилищного кредитования на территории Ульяновской области до сих пор не реализуется.
3. Обоснование необходимости решения проблемы программными методами
Проблема обеспечения молодых семей жильем требует незамедлительного решения. В условиях ухудшения демографической ситуации нужна продуманная система стимулирования рождаемости и повышения продолжительности жизни.
Для решения данной проблемы требуются участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с другими организациями, работающими в области решения жилищных проблем, что обуславливает необходимость применения программных методов.
Одним из путей решения этой проблемы является приобретение жилья в рассрочку через специализированную некоммерческую организацию (жилищный кооператив и/или фонд).
Имеющийся в Ульяновской области и других регионах успешный опыт показывает, что оптимальный вариант решения поставленной задачи в части предоставления жилья молодой семье - это приобретение квартиры с рассрочкой платежа с использованием накопительной схемы, объединенной с механизмом государственной поддержки. Такой подход позволяет значительно снизить затраты молодой семьи на приобретение жилья и снизить нагрузку на областной бюджет.
Особенно актуален данный вид приобретения жилья для молодых семей и молодых граждан, которые не имеют значительных накоплений, но имеют устойчивый, растущий в перспективе доход.
Программа государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья позволит переориентировать молодежь с ожидания социального или ведомственного жилья на приобретение собственного жилья на льготных условиях.
4. Основные термины и понятия Программы