ЗАКОН
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 29 декабря 2004 года N 112-ЗО
Об утверждении областной целевой программы "Кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства
Ульяновской области на 2005 - 2010 годы"
Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
23 декабря 2004 года
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства Ульяновской области на 2005 - 2010 годы" (прилагается).
Статья 2
Администрации области при формировании областного бюджета Ульяновской области на очередной финансовый год предусматривать, начиная с 2005 года, выделение средств на выполнение мероприятий областной целевой программы "Кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства Ульяновской области на 2005 - 2010 годы".
Статья 3
Со дня вступления настоящего Закона в силу признать утратившим силу Закон Ульяновской области "Об утверждении "Программы кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства Ульяновской области на 2001 - 2005 годы" ("Народная газета" от 17.07.2001 N 144).
Исполняющий обязанности Главы администрации области
М.И.ШКАНОВ
Утверждена
Законом Ульяновской области
"Об утверждении областной целевой
программы "Кадровое обеспечение
сельскохозяйственного
производства Ульяновской области
на 2005 - 2010 годы"
Областная целевая программа
"кадровое обеспечение сельскохозяйственного
производства Ульяновской области на 2005 - 2010 годы"
Паспорт программы
Наименование программы | - областная целевая программа "Кадровое обеспечение сельскохозяй- ственного производства Ульяновской области на 2005 2010 годы" | |||
Основание для разработки программы | ||||
Заказчик программы | - администрация области | |||
Разработчики программы | - управление сельского хозяйства и продовольствия администрации области; | |||
Целевые показатели программы | - создание системы кадрового обеспечения, позволяющей сформировать кадровый потенциал, способный эффективно реализовать аграрную реформу | |||
Сроки реализации программы | - 2005 2010 годы | |||
Исполнители мероприятий программы | - управление сельского хозяйства и продовольствия администрации области; | |||
Объемы и источники финансирования программы | - всего 74,6 млн. рублей в том числе: | |||
Ожидаемые конечные результаты программы | - во сстановление в организациях профессионального внутрипроизводственного обучения персонала; | |||
Контроль за исполнением программы | - управление сельского хозяйства и продовольствия администрации области; |
1. Введение
Областная целевая программа "Кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства Ульяновской области на 2005 - 2010 годы" (далее - Программа) разработана управлением сельского хозяйства и продовольствия администрации области, Ульяновской государственной сельскохозяйственной академией, Ульяновским институтом переподготовки кадров агробизнеса, управлением по труду администрации области.
Программа предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области развития персонала. Программа носит системный комплексный характер, учитывающий кризисное состояние агропромышленного комплекса.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Анализ сложившегося положения дел в сфере развития кадрового потенциала организаций агропромышленного комплекса Ульяновской области показывает, что проводимая в большинстве из них кадровая политика не соответствует стратегии рыночных реформ. Несмотря на принимаемые меры, условия хозяйствования в аграрном секторе остаются тяжелыми.
В связи с сокращением объемов сельскохозяйственного производства численность работников в сельскохозяйственных предприятиях уменьшилась с 125,2 тыс. человек в 1991 году до 67,4 тыс. человек в 2002 году.
Ухудшился качественный состав руководителей и главных специалистов сельскохозяйственных предприятий. Количество специалистов с высшим и средним профессиональным образованием уменьшилось на две тысячи человек. Более 1100 должностей специалистов до сих пор замещены специалистами-практиками. Удельный вес руководителей сельскохозяйственных организаций всех форм собственности, имеющих высшее образование, составил в 2002 году 80% против 91% в 1991 году, главных специалистов - 60% против 64%. Отсутствует надлежащая система подбора и расстановки кадров руководителей. Остается высокой сменяемость руководителей, что отрицательно сказывается на результатах производственной деятельности.
Реформирование управленческих структур привело к существенному сокращению штатной численности кадровых служб. Почти в половине районных управлений сельского хозяйства и продовольствия и 48% сельскохозяйственных предприятий сокращены должности освобожденных специалистов по кадровой работе.
Низка закрепляемость молодых специалистов на селе, но руководители, которые видят будущее за молодыми специалистами, стремятся заинтересовать и обеспечить их благоустроенным жильем, а также готовят пакет документов для строительства льготного жилья по программе "500 домов".
Проводится большая работа для обеспечения доступности сельской молодежи к получению высшего сельскохозяйственного образования во всех районах, кроме Барышского, созданы лицейские классы. Это способствует увеличению удельного веса сельской молодежи среди первокурсников Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии (УГСХА), который достигает более 80%, доля принятых на условиях контрактно-целевой подготовки превысила 50%. Среди поступающих в академию конкурс составляет в среднем от 2,5 до 3 человек на место. УГСХА ежегодно выпускает 611 специалистов для сельского хозяйства. Несмотря на все это, работа в сельской местности не является престижной, и количество вакансий главных специалистов, специалистов среднего звена на селе растет. Количество вакантных мест главных специалистов составляет - 222, из них главные агрономы - 49, главные зоотехники - 36, главные ветеринарные врачи - 43, главные инженеры - 33, главные экономисты - 42, главными бухгалтерами укомплектованы практически полностью - 5 вакансий, по другим должностям главных специалистов - 14 вакансий.
143 вакансии специалистов среднего звена всех специальностей. Их в необходимом количестве готовят средние специальные учебные заведения Ульяновской области: Мелекесский сельскохозяйственный техникум - 366 человек, Жадовский сельскохозяйственный техникум - 113 человек, Димитровградский колледж молочной промышленности - 266 человек, Рязановский сельскохозяйственный техникум - 189 человек. В Мелекесском профессиональном агролицее прошли итоговую аттестацию 247 человек, из них 43 в Новомалыклинском филиале. Получаемые профессии в агролицее: механизация сельского хозяйства, мастер сельскохозяйственного производства, хозяйка усадьбы и другие.
Большой проблемой для закрепления молодых специалистов на селе после окончания Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии, средних специальных учебных заведений является уход молодых людей в Российскую армию.
Практически перестала существовать система обучения кадров массовых профессий непосредственно на предприятиях, хозяйствах. Многие руководители ошибочно считают учебу кадров малоэффективным, дорогостоящим делом, забывая о том, что уровень профессионализма работников определяет уровень производства. За последние годы в агропромышленном комплексе наблюдается снижение спроса на информацию, падает интерес к учебе кадров, постоянному повышению их квалификации. Вследствие этого массовое обучение руководителей и специалистов в системе дополнительного после вузовского образования, а кадров массовых профессий - непосредственно на производстве требует безотлагательного решения и является одним из основных условий вывода сельскохозяйственной отрасли из кризисного состояния.
Настоящая Программа разработана для того, чтобы придать решению проблем кадрового обеспечения, подготовки и переподготовки, обучения кадров целенаправленный, плановый характер.
3. Основные цели и задачи Программы
Основная цель Программы:
создание системы кадрового обеспечения, позволяющей сформировать кадровый потенциал, способный эффективно реализовать аграрную реформу и обеспечить плавный переход к рыночной экономике, обратив особое внимание на подготовку кадров новых специальностей и профессий, оперативную переподготовку имеющихся кадров и регулярное повышение их квалификации.
Основные направления Программы:
- аналитическая оценка кадровой ситуации на начало планируемого периода;
- формирование и реализация социального заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, сбалансированного с объемами их подготовки в агропромышленных и других учебных заведениях области;
- активизация организаторской работы, обеспечивающей соответствующий социальному заказу на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров контингент абитуриентов, направляемых на учебу на основе целевого набора, заключения контрактов;
- совершенствование профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов и работников сельскохозяйственного производства;
- своевременное внесение коррективов в программы подготовки и обучения кадров с учетом меняющихся форм хозяйствования и управления, экономических отношений, развития новых отраслей в аграрном секторе, меняющейся конъюнктуры спроса на кадры в условиях масштабных преобразований;
- усиление внимания к вопросам рационального использования руководителей и специалистов через систему их оценки и аттестации, формирования и подготовки резерва, разработки и реализации системы социальных гарантий и льгот.
4. Мероприятия Программы
Для реализации Программы разработаны мероприятия, перечень которых содержится в приложении N 1 к Программе.
5. Финансирование Программы
Объемы и источники финансирования программных мероприятий содержатся в приложении N 2 к Программе.
Приложение N 1
к Программе
Перечень мероприятий Программы
N | Наименование | Сроки | Содержание мероприятия | Ожидаемые результаты | |||
1 | Подготовка резерва руководителей сельскохозяйственных предприятий на базе Ульяновского института переподготовки кадров | 2005 - 2010 гг. | На базе Ульяновского института перепод- готовки кадров агробизнеса ежегодно набирается группа из 30 человек из числа перспективных специалистов сельскохозяйственных предприятий для обучения на 6-месячных курсах резерва руководителей, объем учебного плана - 702 | Наличие высококвалифицированного резерва руководителей сельскохо- зяйственных предприятий | |||
2 | Подготовка резерва руководителей сельскохозяйственных предприятий на базе Ульяновской государствен- | 2005 - 2010 гг. | На базе Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии | Молодые специалисты будут иметь | |||
3 | Оказание единовременной материальной помощи молодым специалистам, закрепившимся | 2005 - 2010 гг. | Молодым специалистам, получившим | Формирование кадрового потенциала и закрепление молодых специалистов для работы в сельской местности, которая в настоящее время не является достаточно престижной | |||
4 | Обеспечение ежемесячной доплаты к заработной плате молодым специалистам, приехавшим работать в | 2005 - 2010 гг. | Установить ежемесячную доплату | Ожидается увеличение количества молодых специалистов, желающих приехать и остаться работать в сельской местности и попытаться реализовать аграрную реформу в сельскохозяйственном производстве | |||
5 | Реализация программы "Руководитель малого предприятия | 2005 - 2010 гг. | На базе Ульяновской государственной | Закрепление выпускников Улья- | |||
6 | Стажировка высшего и среднего звена агропромышленного комплекса | 2005 - 2010 гг. | Специалисты с высшим образованием | У молодых людей сформируются | |||
7 | Назначение фиксированной | 2005 - 2010 гг. | Установить ежемесячную доплату к | Сокращение текучести руководящих кадров на селе среди молодого поколения руководителей | |||
8 | Приобретение компьютеров и | 2005 - 2010 гг. | Оснащение компьютерами управления | Решение задач, поставленных Ми- | |||
9 | Материальное вознаграждение | 2005 - 2010 гг. | Руководителям сельскохозяйственных | Материальное вознаграждение ру- |
Приложение N 2
к Программе
Объемы и источники финансирования программных мероприятий
(тыс. рублей)
Год | Объем финансирования - | Областной бюджет | Собственные средства | |||
1. Подготовка резерва руководителей сельскохозяйственных предприятий на базе Ульяновского института переподготовки кадров агробизнеса | ||||||
2005 год | 950,0 | 450,0 | 500,0 | |||
2006 год | 1070,0 | 510,0 | 560,0 | |||
2007 год | 1210,0 | 570,0 | 640,0 | |||
2008 год | 1360,0 | 640,0 | 720,0 | |||
2009 год | 1520,0 | 720,0 | 800,0 | |||
2010 год | 1710,0 | 810,0 | 900,0 | |||
Итого: | 7820,0 | 3700,0 | 4120,0 | |||
2. Подготовка резерва руководителей сельскохозяйственных предприятий на базе УГСХА | ||||||
2005 год | 380,0 | 380,0 | - | |||
2006 год | 420,0 | 420,0 | - | |||
2007 год | 470,0 | 470,0 | - | |||
2008 год | 530,0 | 530,0 | - | |||
2009 год | 590,0 | 590,0 | - | |||
2010 год | 660,0 | 660,0 | - | |||
Итого: | 3050,0 | 3050,0 | - | |||
3. Оказание единовременной помощи молодым специалистам, закрепившимся в сельском хозяйстве области | ||||||
2005 год | 440,0 | 440,0 | - | |||
2006 год | 490,0 | 490,0 | - | |||
2007 год | 550,0 | 550,0 | - | |||
2008 год | 620,0 | 620,0 | - | |||
2009 год | 690,0 | 690,0 | - | |||
2010 год | 770,0 | 770,0 | - | |||
Итого: | 3560,0 | 3560,0 | - | |||
4. Обеспечение ежемесячной доплаты к заработной плате молодым специалистам, приехавшим работать в сельское хозяйство и заключившим договор с руководителем сельскохозяйственного предприятия на отработку в течение 3 лет | ||||||
2005 год | 1100,0 | 1100,0 | - | |||
2006 год | 1230,0 | 1230,0 | - | |||
2007 год | 1380,0 | 1380,0 | - | |||
2008 год | 1540,0 | 1540,0 | - | |||
2009 год | 1720,0 | 1720,0 | - | |||
2010 год | 1930,0 | 1930,0 | - | |||
Итого: | 8900,0 | 8900,0 | - | |||
5. Реализация программы "Руководитель малого предприятия в сельскохозяйственном бизнесе" | ||||||
2005 год | 220,0 | 220,0 | - | |||
2006 год | 250,0 | 250,0 | - | |||
2007 год | 280,0 | 280,0 | - | |||
2008 год | 320,0 | 320,0 | - | |||
2009 год | 360,0 | 360,0 | - | |||
2010 год | 400,0 | 400,0 | - | |||
Итого: | 1830,0 | 1830,0 | - | |||
6. Стажировка высшего и среднего звена агропромышленного комплекса | ||||||
2005 год | 930,0 | 600,0 | 330,0 | |||
2006 год | 1050,0 | 670,0 | 380,0 | |||
2007 год | 1180,0 | 750,0 | 430,0 | |||
2008 год | 1380,0 | 900,0 | 480,0 | |||
2009 год | 1540,0 | 1010,0 | 530,0 | |||
2010 год | 1720,0 | 1130,0 | 590,0 | |||
Итого: | 7800,0 | 5060,0 | 2740,0 | |||
7. Назначение фиксированной ежемесячной доплаты к пенсии руководителям | ||||||
2005 год | 450,0 | 450,0 | - | |||
2006 год | 500,0 | 500,0 | - | |||
2007 год | 560,0 | 560,0 | - | |||
2008 год | 630,0 | 630,0 | - | |||
2009 год | 700,0 | 700,0 | - | |||
2010 год | 780,0 | 780,0 | - | |||
Итого: | 3620,0 | 3620,0 | - | |||
8. Приобретение компьютеров и создание локальной сети | ||||||
2005 год | 2920,0 | 1520,0 | 1400,0 | |||
2006 год | 3350,0 | 1750,0 | 1600,0 | |||
2007 год | 3810,0 | 2010,0 | 1800,0 | |||
2008 год | 4240,0 | 2240,0 | 2000,0 | |||
2009 год | 4750,0 | 2510,0 | 2240,0 | |||
2010 год | 5320,0 | 2810,0 | 2510,0 | |||
Итого: | 24390,0 | 12840,0 | 11550,0 | |||
9. Материальное вознаграждение руководителей сельскохозяйственных предприятий за увеличение объемов прироста и получение прибыли по хозяйству в целом | ||||||
2005 год | 1760,0 | 440,0 | 1320,0 | |||
2006 год | 1920,0 | 480,0 | 1440,0 | |||
2007 год | 2120,0 | 530,0 | 1590,0 | |||
2008 год | 2320,0 | 580,0 | 1740,0 | |||
2009 год | 2600,0 | 650,0 | 1950,0 | |||
2010 год | 2910,0 | 730,0 | 2180,0 | |||
Итого: | 13630,0 | 3410,0 | 10220,0 | |||
Всего: | 74600,0 | 45970,0 | 28630,0 |