Недействующий




ЗАКОН

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 29 декабря 2004 года N 112-ЗО


Об утверждении областной целевой программы "Кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства
Ульяновской области на 2005 - 2010 годы"


Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
23 декабря 2004 года



Статья 1


Утвердить областную целевую программу "Кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства Ульяновской области на 2005 - 2010 годы" (прилагается).

Статья 2


Администрации области при формировании областного бюджета Ульяновской области на очередной финансовый год предусматривать, начиная с 2005 года, выделение средств на выполнение мероприятий областной целевой программы "Кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства Ульяновской области на 2005 - 2010 годы".

Статья 3


Со дня вступления настоящего Закона в силу признать утратившим силу Закон Ульяновской области "Об утверждении "Программы кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства Ульяновской области на 2001 - 2005 годы" ("Народная газета" от 17.07.2001 N 144).

Исполняющий обязанности Главы администрации области
М.И.ШКАНОВ



Утверждена
Законом Ульяновской области
"Об утверждении областной целевой
программы "Кадровое обеспечение
сельскохозяйственного
производства Ульяновской области
на 2005 - 2010 годы"

Областная целевая программа
"кадровое обеспечение сельскохозяйственного
производства Ульяновской области на 2005 - 2010 годы"



Паспорт программы

Наименование программы

 - областная целевая программа "Кадровое обеспечение сельскохозяй- ственного производства Ульяновской области на 2005 2010 годы"

Основание для разработки программы

- постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2000 N 117 "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса"

Заказчик программы

- администрация области

Разработчики программы

- управление сельского хозяйства и продовольствия администрации области;
   Ульяновский институт переподготовки кадров агробизнеса (по согласованию);
   Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия (по согласованию);
  управление по труду администрации области

Целевые показатели программы

- создание системы кадрового обеспечения, позволяющей сформировать кадровый потенциал, способный эффективно реализовать аграрную реформу

Сроки реализации программы  

- 2005  2010 годы

Исполнители мероприятий программы

- управление сельского хозяйства и продовольствия администрации области;
  управления сельского хозяйства и продовольствия муниципальных образований области (по согласованию);
  Ульяновский институт переподготовки кадров агробизнеса (по согласованию);
  Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия (по согласованию);
  предприятия и организации агропромышленного комплекса (по согласованию)

Объемы и источники финансирования программы

- всего 74,6 млн. рублей в том числе:
  областной бюджет- 46,0 млн. рублей,
  собственные средства предприятий и организаций - 28,6 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты программы

- во сстановление в организациях профессионального внутрипроизводственного обучения персонала;
 создание системы распределения выпускников сельскохозяйственных учебных заведений;
 повышение квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса

Контроль за исполнением программы

- управление сельского хозяйства и продовольствия администрации области;  
  управление по труду администрации области


1. Введение  


Областная целевая программа "Кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства Ульяновской области на 2005 - 2010 годы" (далее - Программа) разработана управлением сельского хозяйства и продовольствия администрации области, Ульяновской государственной сельскохозяйственной академией, Ульяновским институтом переподготовки кадров агробизнеса, управлением по труду администрации области.

Программа предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области развития персонала. Программа носит системный комплексный характер, учитывающий кризисное состояние агропромышленного комплекса.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами  


Анализ сложившегося положения дел в сфере развития кадрового потенциала организаций агропромышленного комплекса Ульяновской области показывает, что проводимая в большинстве из них кадровая политика не соответствует стратегии рыночных реформ. Несмотря на принимаемые меры, условия хозяйствования в аграрном секторе остаются тяжелыми.

В связи с сокращением объемов сельскохозяйственного производства численность работников в сельскохозяйственных предприятиях уменьшилась с 125,2 тыс. человек в 1991 году до 67,4 тыс. человек в 2002 году.

Ухудшился качественный состав руководителей и главных специалистов сельскохозяйственных предприятий. Количество специалистов с высшим и средним профессиональным образованием уменьшилось на две тысячи человек. Более 1100 должностей специалистов до сих пор замещены специалистами-практиками. Удельный вес руководителей сельскохозяйственных организаций всех форм собственности, имеющих высшее образование, составил в 2002 году 80% против 91% в 1991 году, главных специалистов - 60% против 64%. Отсутствует надлежащая система подбора и расстановки кадров руководителей. Остается высокой сменяемость руководителей, что отрицательно сказывается на результатах производственной деятельности.

Реформирование управленческих структур привело к существенному сокращению штатной численности кадровых служб. Почти в половине районных управлений сельского хозяйства и продовольствия и 48% сельскохозяйственных предприятий сокращены должности освобожденных специалистов по кадровой работе.

Низка закрепляемость молодых специалистов на селе, но руководители, которые видят будущее за молодыми специалистами, стремятся заинтересовать и обеспечить их благоустроенным жильем, а также готовят пакет документов для строительства льготного жилья по программе "500 домов".

Проводится большая работа для обеспечения доступности сельской молодежи к получению высшего сельскохозяйственного образования во всех районах, кроме Барышского, созданы лицейские классы. Это способствует увеличению удельного веса сельской молодежи среди первокурсников Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии (УГСХА), который достигает более 80%, доля принятых на условиях контрактно-целевой подготовки превысила 50%. Среди поступающих в академию конкурс составляет в среднем от 2,5 до 3 человек на место. УГСХА ежегодно выпускает 611 специалистов для сельского хозяйства. Несмотря на все это, работа в сельской местности не является престижной, и количество вакансий главных специалистов, специалистов среднего звена на селе растет. Количество вакантных мест главных специалистов составляет - 222, из них главные агрономы - 49, главные зоотехники - 36, главные ветеринарные врачи - 43, главные инженеры - 33, главные экономисты - 42, главными бухгалтерами укомплектованы практически полностью - 5 вакансий, по другим  должностям главных специалистов - 14 вакансий.

143 вакансии специалистов среднего звена всех специальностей. Их в необходимом количестве готовят средние специальные учебные заведения Ульяновской области: Мелекесский сельскохозяйственный техникум - 366 человек, Жадовский сельскохозяйственный техникум - 113 человек, Димитровградский колледж молочной промышленности - 266 человек, Рязановский сельскохозяйственный техникум - 189 человек. В Мелекесском профессиональном агролицее прошли итоговую аттестацию 247 человек, из них 43 в Новомалыклинском филиале. Получаемые профессии в агролицее: механизация сельского хозяйства, мастер сельскохозяйственного производства, хозяйка усадьбы и другие.

Большой проблемой для закрепления молодых специалистов на селе после окончания Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии, средних специальных учебных заведений является уход молодых людей в Российскую армию.

Практически перестала существовать система обучения кадров массовых профессий непосредственно на предприятиях, хозяйствах. Многие руководители ошибочно считают учебу кадров малоэффективным, дорогостоящим делом, забывая о том, что уровень профессионализма работников определяет уровень производства. За последние годы в агропромышленном комплексе наблюдается снижение спроса на информацию, падает интерес к учебе кадров, постоянному повышению их квалификации. Вследствие этого массовое обучение руководителей и специалистов в системе дополнительного после вузовского образования, а кадров массовых профессий - непосредственно на производстве требует безотлагательного решения и является одним из основных условий вывода сельскохозяйственной отрасли из кризисного состояния.

Настоящая Программа разработана для того, чтобы придать решению проблем кадрового обеспечения, подготовки и переподготовки, обучения кадров целенаправленный, плановый характер.

3. Основные цели и задачи Программы


Основная цель Программы:

создание системы кадрового обеспечения, позволяющей сформировать кадровый потенциал, способный эффективно реализовать аграрную реформу и обеспечить плавный переход к рыночной экономике, обратив особое внимание на подготовку кадров новых специальностей и профессий, оперативную переподготовку имеющихся кадров и регулярное повышение их квалификации.

Основные направления Программы:

- аналитическая оценка кадровой ситуации на начало планируемого периода;

- формирование и реализация социального заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, сбалансированного с объемами их подготовки в агропромышленных и других учебных заведениях области;

- активизация организаторской работы, обеспечивающей соответствующий социальному заказу на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров контингент абитуриентов, направляемых на учебу на основе целевого набора, заключения контрактов;

- совершенствование профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов и работников сельскохозяйственного производства;

- своевременное внесение коррективов в программы подготовки и обучения кадров с учетом меняющихся форм хозяйствования и управления, экономических отношений, развития новых отраслей в аграрном секторе, меняющейся конъюнктуры спроса на кадры в условиях масштабных преобразований;

- усиление внимания к вопросам рационального использования руководителей и специалистов через систему их оценки и аттестации, формирования и подготовки резерва, разработки и реализации системы социальных гарантий и льгот.

4. Мероприятия Программы


Для реализации Программы разработаны мероприятия, перечень которых содержится в приложении N 1 к Программе.

5. Финансирование Программы


Объемы и источники финансирования программных мероприятий содержатся в приложении N 2 к Программе.



Приложение N 1
к Программе

Перечень мероприятий Программы

N
п/п

Наименование
мероприятия

Сроки
выполнения
мероприятия

Содержание мероприятия

Ожидаемые результаты

1

Подготовка резерва руководителей сельскохозяйственных предприятий на базе Ульяновского института переподготовки кадров
агробизнеса

2005 - 2010 гг.

На базе Ульяновского института перепод- готовки кадров агробизнеса ежегодно набирается группа из 30 человек из числа перспективных специалистов сельскохозяйственных предприятий для обучения на 6-месячных курсах резерва руководителей, объем учебного плана - 702
часа

Наличие высококвалифицированного резерва руководителей сельскохо- зяйственных предприятий

2

Подготовка резерва руководителей сельскохозяйственных предприятий на базе Ульяновской государствен-
ной сельскохозяйственной академии

2005 - 2010 гг.

На базе Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии
ежегодно набирается группа из
студентов 4 - 5 курсов в количестве 25 человек всех специальностей,
прошедших тщательный отбор. Обучение ведется по программе 11месяцев, объем учебного плана -1445 часов

Молодые специалисты будут иметь
наибольшее представление не
только о работе по специальности, но и будут ориентироваться в проблемных вопросах всего хозяйства в целом

3

Оказание единовременной материальной помощи молодым специалистам, закрепившимся
в сельском хозяйстве области

2005 - 2010 гг.

Молодым специалистам, получившим
сельскохозяйственные специальности,
приехавшим работать в сельскую
местность и заключившим договор с
руководителем сельскохозяйственного
предприятия на отработку сроком на
3 года, оказывается единовременная материальная помощь: для окончивших высшие учебные заведения - 10 минимальных оплат труда,
для выпускников средних специальных
учебных заведений - 5 минимальных
оплат труда

Формирование кадрового потенциала и закрепление молодых специалистов для работы в сельской местности, которая в настоящее время не является достаточно престижной

4

Обеспечение ежемесячной доплаты к заработной плате молодым специалистам, приехавшим работать в
сельскую местность и заключившим с руководителем сельскохозяйственного предприятия договор на отработку в течение 3 лет

2005 - 2010 гг.

Установить ежемесячную доплату
молодым специалистам при на-
правлении их в сельскохозяйственные предприятия и организации
области в размере 500 рублей в месяц

Ожидается увеличение количества молодых специалистов, желающих приехать и остаться работать в сельской местности и попытаться реализовать аграрную реформу в сельскохозяйственном производстве

5

Реализация программы "Руководитель малого предприятия
в сельскохозяйственном бизнесе"

2005 - 2010 гг.

На базе Ульяновской государственной
сельскохозяйственной академии еже-
годно набирается группа в количестве 25 человек из числа студентов 3 - 4 курсов, которые обучаются по программе "Руководитель малого предприятия в сельскохозяйственном бизнесе" в объеме 500 часов, срок обучения - 12 месяцев

Закрепление выпускников Улья-
новской государственной сель-
скохозяйственной академии в
сельскохозяйственном производстве области

6

Стажировка высшего и среднего звена агропромышленного комплекса

2005 - 2010 гг.

Специалисты с высшим образованием
в возрасте от 20 до 35 лет должны
пройти собеседование с участием
немецкой стороны. Прошедшие отбор
приглашаются на 2-месячные курсы
для интенсивного изучения немецкого
или английского языков. Формируются
2 группы по 25 человек в каждой для
стажировки за границей

У молодых людей сформируются
новые подходы, расширится кругозор, появится способность
применить все увиденное на
практике

7

Назначение фиксированной
ежемесячной доплаты к пенсии руководителям сельскохозяйственных предприятий

2005 - 2010 гг.

Установить ежемесячную доплату к
трудовым пенсиям руководителям
сельскохозяйственных предприятий и
организаций при достижении пенсионного возраста и выходе на пенсию
с учетом стажа работы в этой
должности в размере:
от 15 лет до 20 лет - 1000 рублей в месяц; от 21до 25 лет -1250 рублей в месяц;
от 26 до 30 лет - 1500 рублей в месяц;
от 31 до 35 лет - 1750 рублей в месяц;
от 36 до 40 лет и более - 2000 рублей в месяц. В случае наступления инвалидности руководителям сельскохозяйственных предприятий и организаций, проработавшим в этой должности менее 15 лет, доплату к трудовой пенсии установить в размере 1000 рублей в месяц

Сокращение текучести руководящих кадров на селе среди молодого поколения руководителей
сельскохозяйственных предприятий

8

Приобретение компьютеров и
создание локальной сети

2005 - 2010 гг.

Оснащение компьютерами управления
сельского хозяйства и продовольствия администрации области в количестве 10 единиц, 21 районного управления сельского хозяйства в количестве 2 единиц (21 x 2 = 42), института переподготовки кадров агробизнеса - 1 единица, Ульяновской сельскохозяйственной государственной академии - 2 единицы, четырем средним специальным учебным заведениям - по 1 компьютеру и по одному компьютеру для установки в
подведомственные предприятия - 15
единиц

Решение задач, поставленных Ми-
нистерством сельского хозяйства
Российской Федерации, админист-
рацией области и в целом
аграрной реформой сельскохозяй-
ственного производства на современном уровне, с учетом опыта
соседних регионов, новейшей
экономической, юридической
информации

9

Материальное вознаграждение
руководителей сельскохозяйственных предприятий за увеличение объемов производства с учетом получения
прибыли в целом по хозяйству.
Руководителям сельскохозяйственных предприятий рекомендовать разработать типовые мероприятия по премированию специалистов хозяйств за счет собственных средств

2005 - 2010 гг.

Руководителям сельскохозяйственных
предприятий предусмотреть вознаг-
раждение за увеличение объемов про-
изводства основных видов сельскохо-
зяйственной продукции (мяса, молока, зерна, сахарной свеклы, картофеля, подсолнечника, овощей) по сравнению с тремя предыдущими годами в размере пяти минимальных оплат труда за каждый процент прироста при условии получения прибыли по хозяйству            

Материальное вознаграждение ру-
ководителей сельскохозяйственных предприятий даст дополнительный стимул для увеличения объемов производства, позволит поднять на должный уровень сельскохозяйственное производство как отдельных хозяйств, так и сельского хозяйства в целом





Приложение N 2
к Программе

Объемы и источники финансирования программных мероприятий

                                                                                                                                                                                                                                 (тыс. рублей)

Год

Объем финансирования -
всего

Областной бюджет

Собственные средства
предприятий и организаций

1. Подготовка резерва руководителей сельскохозяйственных предприятий на базе Ульяновского института переподготовки кадров агробизнеса

2005 год

950,0

450,0

500,0

2006 год

1070,0

510,0

560,0

2007 год

1210,0

570,0

640,0

2008 год

1360,0

640,0

720,0

2009 год

1520,0

720,0

800,0

2010 год

1710,0

810,0

900,0

Итого:

7820,0

3700,0

4120,0

2. Подготовка резерва руководителей сельскохозяйственных предприятий на базе УГСХА

2005 год

380,0

380,0

-

2006 год

420,0

420,0

-

2007 год

470,0

470,0

-

2008 год

530,0

530,0

-

2009 год

590,0

590,0

-

2010 год

660,0

660,0

-

Итого:

3050,0

3050,0

-

3. Оказание единовременной помощи молодым специалистам, закрепившимся в сельском хозяйстве области

2005 год

440,0

440,0

-

2006 год

490,0

490,0

-

2007 год

550,0

550,0

-

2008 год

620,0

620,0

-

2009 год

690,0

690,0

-

2010 год

770,0

770,0

-

Итого:

3560,0

3560,0

-

4. Обеспечение ежемесячной доплаты к заработной плате молодым специалистам, приехавшим работать в сельское хозяйство и заключившим договор с руководителем сельскохозяйственного предприятия на отработку в течение 3 лет

2005 год

1100,0

1100,0

-

2006 год

1230,0

1230,0

-

2007 год

1380,0

1380,0

-

2008 год

1540,0

1540,0

-

2009 год

1720,0

1720,0

-

2010 год

1930,0

1930,0

-

Итого:

8900,0

8900,0

-

5. Реализация программы "Руководитель малого предприятия в сельскохозяйственном бизнесе"

2005 год

220,0

220,0

-

2006 год

250,0

250,0

-

2007 год

280,0

280,0

-

2008 год

320,0

320,0

-

2009 год

360,0

360,0

-

2010 год

400,0

400,0

-

Итого:

1830,0

1830,0

-

6. Стажировка высшего и среднего звена агропромышленного комплекса

2005 год

930,0

600,0

330,0

2006 год

1050,0

670,0

380,0

2007 год

1180,0

750,0

430,0

2008 год

1380,0

900,0

480,0

2009 год

1540,0

1010,0

530,0

2010 год

1720,0

1130,0

590,0

Итого:

7800,0

5060,0

2740,0

7. Назначение фиксированной ежемесячной доплаты к пенсии руководителям
сельскохозяйственных предприятий

2005 год

450,0

450,0

-

2006 год

500,0

500,0

-

2007 год

560,0

560,0

-

2008 год

630,0

630,0

-

2009 год

700,0

700,0

-

2010 год

780,0

780,0

-

Итого:

3620,0

3620,0

-

8. Приобретение компьютеров и создание локальной сети

2005 год

2920,0

1520,0

1400,0

2006 год

3350,0

1750,0

1600,0

2007 год

3810,0

2010,0

1800,0

2008 год

4240,0

2240,0

2000,0

2009 год

4750,0

2510,0

2240,0

2010 год

5320,0

2810,0

2510,0

Итого:

24390,0

12840,0

11550,0

9. Материальное вознаграждение руководителей сельскохозяйственных предприятий за увеличение объемов прироста и получение прибыли по хозяйству в целом

2005 год

1760,0

440,0

1320,0

2006 год

1920,0

480,0

1440,0

2007 год

2120,0

530,0

1590,0

2008 год

2320,0

580,0

1740,0

2009 год

2600,0

650,0

1950,0

2010 год

2910,0

730,0

2180,0

Итого:

13630,0

3410,0

10220,0

Всего:

74600,0

45970,0

28630,0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»