ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2004 г. N 130
Об утверждении областной программы"Развитие института мировых судей Ульяновской области" на 2005 - 2006 годы
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 09.11.2007 N 399
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 15 Закона Ульяновской области от 07.04.2000 N 006-ЗО "О мировых судьях Ульяновской области" постановляю:
1. Утвердить областную программу "Развитие института мировых судей Ульяновской области" на 2005 - 2006 годы (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Главы администрации области Бердникова А.П. и Крючкова А.А.
Исполняющий обязанности Главы администрации области
М.Г.БОЛЬШАКОВА
Утверждена
постановлением
Главы администрации области
от 23 ноября 2004 г. N 130
Областная программа
"Развитие института мировых судей Ульяновской области"
на 2005 - 2006 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы | -областная программа "Развитие института мировых судей Ульяновской области" на 2005 -2006 годы | |||
Основание для разработки Программы | -Федеральный закон от 17.12.1998 N 188- ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", Закон Ульяновской области от 07.04.2000 N 006 ЗО "О мировых судьях Ульяновской области", Положение об отделе по обеспечению деятельности мировых судей Ульяновской области, утвержденное постановлением Главы администрации области от 31.03.2004 N 33 | |||
Государственный заказчик | - администрация Ульяновской области | |||
Государственный заказчик- координатор Программы | - отдел по обеспечению деятельности мировых судей Ульяновской области | |||
Основные разработчики и исполнители Программы | - отдел по обеспечению деятельности мировых судей Ульяновской области; Главное управление финансов области | |||
Основные цели и задачи Программы | - реализация судебной реформы, повышение эффективности судебной власти, оптимальное организационно- правовое и материально- техническое обеспечение деятельности мировых судей | |||
| ||||
Сроки реализации Программы | - 2005 2006 годы | |||
Объемы и источники финансирования Программы | - средства областного бюджета в размере | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - укрепление самостоятельности и независимости мировых судей; повышение роли и престижа мирового судьи и государственной власти в целом; повышение ответственности мировых судей за осуществление правосудия; повышение профессионального уровня мировых судей и работников аппарата; последовательная реализация конституционных принципов судопроизводства; развитие материально технической базы судебных участков, обеспечение их надлежащего финансирования и оснащения; создание эффективной информационно- коммуникативной системы института мировых судей | |||
| ||||
Контроль за исполнением Программы | - контроль за исполнением Программы осуществляют отдел по обеспечению деятельности мировых судей Ульяновской области, Главное управление финансов области |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Задача построения правового государства в России требует коренных изменений в сфере осуществления правосудия - превращения его в реально независимую и самостоятельную ветвь государственной власти. Вместе с тем проблема обеспечения эффективной деятельности института мировых судей в Ульяновской области как части единой судебной системы до конца не решена. Основой для решения этой проблемы должно быть изменение отношения законодательной и исполнительной власти, а также населения области к самостоятельной ветви государственной власти, представителями которой и являются мировые судьи Ульяновской области. Институт мировых судей призван удовлетворять потребности граждан, общества и государства в законном, справедливом и быстром разрешении споров, возникающих в процессе реализации правоотношений. Однако указанная задача реализуется не в полной мере, что отрицательно сказывается на обеспечении правового порядка в регионе и сдерживает развитие экономики области.
Надлежащему функционированию института мировых судей препятствует постоянный дефицит финансирования, в результате чего судебные участки недостаточно обеспечены материально-техническими ресурсами. Это не позволяет мировым судьям использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что влечет нарушение сроков рассмотрения дел, волокиту и медлительность в осуществлении судопроизводства, а также отрицательно сказывается на конечном результате деятельности всей судебной системы. Некоторые мировые судьи вынуждены переносить сроки рассмотрения дел и сокращать количество принимаемых заявлений, что препятствует своевременному восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, подрывает веру в правосудие, порождает нежелание граждан обращаться в судебные инстанции и, в конечном счете, снижает поле правовой защищенности личности.
Состояние занимаемых судебными участками помещений настолько неудовлетворительно, что компрометирует систему правосудия. Большинство участков вообще не имеет подходящих помещений, в результате происходит массовое нарушение принципа гласности судебного разбирательства, поскольку из-за отсутствия необходимой площади процессы из открытых фактически превращаются в закрытые, а доступ к ним вынужденно ограничивается.
Штатная численность мировых судей и работников аппарата не соответствует реально необходимому количеству, что вызывает жалобы граждан на неудовлетворительное осуществление правосудия мировыми судьями.
Существующее положение по материально-техническому обеспечению мировых судей переводит ситуацию из финансовой плоскости в политическую. Возникающие из-за неудовлетворительного финансирования проблемы касаются десятков тысяч людей, которые теряют веру не только в правосудие, но и в государство, его лидеров, в стремление власти отстаивать законные интересы граждан.
Систематическое обновление законодательной базы, повышение роли и значения судебной защиты прав и свобод граждан требуют квалифицированного юридического обеспечения. В этой связи обострились вопросы подготовки кандидатов на должности мировых судей и специалистов для работы на судебных участках, повышения их квалификации, а также теоретического осмысления правоприменительной деятельности.
Без решения вопросов организационного обеспечения мировых судей невозможно достижение качественных сдвигов в осуществлении правосудия, это требует серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода к обозначенной проблеме.
Целесообразность принятия областной целевой программы "Развитие института мировых судей Ульяновской области" на 2005 - 2006 годы (далее - Программа) определяется тем, что она позволит обратить особое внимание на вопросы обеспечения деятельности института мировых судей, избежать кризиса в системе, также привлечь дополнительные ресурсы для улучшения работы действующих судебных участков области.
2. Основные цели и задачи Программы
Главная цель Программы - развитие и укрепление через институт мировых судей - ветви государственной власти Ульяновской области всей судебной системы, создание условий для осуществления независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод граждан и организаций.
Основные задачи Программы:
усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и самостоятельности мировых судей, организационно-правовое обеспечение судебных участков;
кадровое обеспечение мировых судей и работников аппарата;
материально-техническое оснащение судебных участков;
информационное обеспечение мировых судей;
создание системы профессиональной подготовки и переподготовки работников аппарата мировых судей.
Усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и самостоятельности
мировых судей, организационно-правовое обеспечение судебных участков
Высокий социальный статус мировых судей, авторитет судебной власти и гарантии личной безопасности судей - основополагающие моменты в обеспечении принципа независимости судей, закрепленного в статье 120 Конституции Российской Федерации.
В настоящее время остро стоит проблема реальной ответственности за неуважение к суду, в том числе за неисполнение решений мировых судей.
Существующие законы в полном объеме не реализуются из-за отсутствия необходимого финансового обеспечения.
Необходим механизм соблюдения нормативных правовых актов, способствующих укреплению социального статуса мировых судей и аппарата мирового судьи, повышению престижности работы в судебной системе, авторитета судебной власти и обеспечению личной безопасности судей.
Предполагается разработать и внести на рассмотрение Главы администрации области проект распоряжения об увеличении общей численности работников аппарата мировых судей в связи с планируемым созданием института администраторов судебных участков и помощников мировых судей.
Кадровое обеспечение мировых судей и работников их аппарата
В настоящее время наблюдается нехватка квалифицированных специалистов аппарата судебных участков. В то же время по-прежнему растет число поступающих в суды исковых заявлений, жалоб и обращений о разрешении споров, повышается сложность и трудоемкость рассматриваемых дел. Это ведет к дальнейшей перегрузке мировых судей и работников их аппарата.
Введение должностей помощника мирового судьи и администратора судебных участков позволит освободить мировых судей от технической работы и даст им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции - отправлении правосудия.
Предлагаемая кадровая политика предусматривает использование сформированного и постоянно пополняющегося резерва работников аппарата мировых судей, их систематическое самообразование и повышение квалификации.
Указанные мероприятия повысят уровень профессиональной ответственности, улучшат качество выполнения должностных обязанностей, что будет способствовать материальному стимулированию работников в зависимости от результатов их труда, а также предотвратит текучесть кадров.
Повышение заработной платы сотрудникам аппарата мировых судей должно осуществляться одновременно с повышением денежного содержания работников аппарата федеральных судов.
Материально-техническое оснащение судебных участков
Существующая система и порядок финансирования деятельности мировых судей области не позволяют осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт зданий и помещений судебных участков. В 2001 - 2003 годах средства из областного бюджета на эти цели не выделялись.
В настоящее время 59 судебных участков (89%) располагаются в не приспособленных для осуществления правосудия зданиях. В аварийном состоянии находятся 8 зданий (12%), помещения всех участков нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции, в ряде случаев необходим подбор новых помещений для размещения мировых судей и работников их аппарата.
До 2006 года необходимо изменить сложившуюся ситуацию, обеспечить финансирование работ по реконструкции и капитальному ремонту отдельных зданий и помещений участков, а также увеличить расходы на их текущий ремонт.
Необходимо обратить внимание на обеспечение каждого судебного участка соответствующими рабочими площадями. При строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий следует исходить из минимальной потребности 150 кв. метров для размещения одного судебного участка мирового судьи.
Во избежание порчи, утраты имущества и необоснованных затрат на его восстановление планируется оснастить участки охранной и противопожарной сигнализацией, металлическими решетками на окнах первых этажей, а в некоторых случаях - и на окнах верхних этажей.
Информационное обеспечение мировых судей
Современные технологии и высокая нагрузка требуют обеспечить мировых судей компьютерами и другой необходимой оргтехникой, поэтому в период действия Программы планируется компьютеризировать все судебные участки области.
Отсутствие целевого финансирования информатизации судебных участков не позволяет использовать современные информационные технологии, применяемые в судопроизводстве. Нехватка на участках оргтехники не дает возможности организовать оперативный обмен информацией, мировые судьи и работники аппарата не имеют доступа к базам данных по действующему законодательству и судебной практике.
Необходимо создание компьютерных автоматизированных рабочих мест для судей и ведущих специалистов по делопроизводству, а также локальных вычислительных сетей, оснащенных централизованными и общедоступными информационно-правовыми ресурсами.
Информатизация судебных участков мировых судей области позволит обеспечить:
оперативную информационно-правовую поддержку правоприменительной деятельности судов;
открытость работы всей судебной системы, а также полноту и достоверность информации о деятельности мировых судей;
оперативность сбора и оформления судебных документов в процессе подготовки и слушания дел;
сокращение сроков рассмотрения дел;
доступность информации о действующем законодательстве и судебной практике;
своевременный сбор и обработку соответствующих статистических данных, объективный анализ правоприменительной практики;
повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности мировых судей;
оперативное принятие решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности.
3. Система программных мероприятий
Эффективность деятельности института мировых судей по удовлетворению общественных потребностей в сфере правосудия зависит в первую очередь от скорейшего решения следующих задач:
а) создание механизма эффективного взаимодействия между законодательной, исполнительной и судебной ветвями государственной власти;
б) разработка мер государственной поддержки института мировых судей, направленных на создание условий для максимально эффективного удовлетворения общественных потребностей в сфере правосудия;
в) создание для мировых судей и работников аппарата системы гарантий, разнообразных форм компенсации и страхования, а также осуществление иных мер социальной защиты, направленных на обеспечение независимости судебной власти.
4. Ресурсное обеспечение Программы