ЗАКОН
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 07 июня 2004 года N 031-ЗО
Об утверждении областной целевой программы "Адресная лекарственная помощь льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области (2004 - 2006 годы)"
Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
27 мая 2004 года
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Адресная лекарственная помощь льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области (2004 - 2006 годы)" (прилагается).
Статья 2
Администрации области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий программы.
Глава администрации Ульяновской области
В.А. ШАМАНОВ
УТВЕРЖДЕНА
Законом Ульяновской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Адресная лекарственная помощь льготным
категориям граждан, проживающих
на территории Ульяновской области
(2004-2006 годы)"
Областная целевая программа "Адресная лекарственная помощь льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области (2004 - 2006 годы)"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | - областная целевая программа "Адресная лекарственная помощь льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области (2004 - 2006 годы)" (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы | - администрация Ульяновской области |
Основной разработчик Программы | - департамент здравоохранения и фармации администрации области |
Основная цель Программы | - обеспечение государственных гарантий получения лекарственной помощи льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области |
Основные задачи Программы | - создание организационно-правового и финансового механизмов обеспечения населения лекарственными средствами на льготных условиях; увеличение объема финансирования адресной лекарственной помощи льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области; повышение эффективности использования финансовых средств, выделяемых на льготное обеспечение населения лекарственными средствами; разработка, внедрение и отработка механизма страхования при организации адресной лекарственной помощи гражданам, проживающим на территории Ульяновской области; создание механизма контроля за рациональным назначением и реальным получением льготных лекарственных средств |
Сроки реализации Программы | - 2004-2006 годы |
Исполнители Программы и основных мероприятии | - департамент здравоохранения и фармации администрации области; |
Объемы и источники финансирования Программы | - общий объем финансирования Программы - 935,231 млн. рублей (в ценах 2004 года), в том числе: |
Контроль за выполнением Программы | - контроль за выполнением программы осуществляется межведомственной комиссией при администрации Ульяновской области |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - предоставление адресной лекарственной помощи гражданам, проживающим на территории Ульяновской области и имеющим право на льготное обеспечение лекарственными средствами при амбулаторном лечении, в рамках утвержденного ассортимента лекарственных средств; |
1. Содержание проблемы
В сложившихся социально-экономических условиях приоритетным направлением деятельности органов государственной власти области является решение круга проблем, связанных с оказанием социальной помощи населению, в том числе лекарственной.
Гарантии государства по бесплатному и льготному отпуску лекарственных препаратов распространяются на 29 групп населения и 28 категорий заболеваний и охватывают 21% населения Ульяновской области, или 309 тысяч человек, в том числе 57,8 тысячи ветеранов, 113,4 тысячи инвалидов. За 2001-2003 годы количество инвалидов по Ульяновской области возросло на 48,8 тысячи человек (2000 год - 64,6 тысячи человек, 2004 год - 113,4 тысячи человек). В товарообороте аптечных предприятий, осуществляющих социальную деятельность, объемы реализации лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам составляют свыше 25% (2002 год - 27%, 2003 год - 26%). При этом:
- низкий уровень платежеспособности основной массы населения обусловливает высокий уровень нереализуемого спроса на лекарственные средства;
- недостаточные финансовые ресурсы, выделяемые бюджетами различных уровней, не позволяют обеспечить необходимый уровень лекарственной помощи льготным категориям граждан;
- суммарные расходы бюджетов растут в связи с ростом заболеваемости, увеличением числа граждан, имеющих инвалидность, обусловленных в определенной степени недостаточной обеспеченностью необходимыми лекарственными средствами.
Основной проблемой при реализации льгот по обеспечению льготных категорий граждан лекарственными средствами, предусмотренных законодательством, является несбалансированность между потребностью в льготных лекарственных средствах и выделяемым финансированием из бюджетов.
Очевидно, что баланс может быть достигнут путем увеличении объема финансирования на бесплатный и льготный отпуск при одновременной рационализации расходов.
Для рационального использования ограниченных финансовых ресурсов в Ульяновской области проведена большая работа:
- отпуск лекарств по бесплатным и льготным рецептам осуществляется в рамках ассортимента лекарственных средств для амбулаторного лечения;
- в области действует ограничение уровня торговой надбавки на лекарственные средства, отпускаемые по бесплатным и льготным рецептам;
- внедрен персонифицированный учет отпуска лекарственных средств льготным категориям граждан в аптечных предприятиях
области;
- разработана и внедряется единая система кодирования групп и категорий льготных групп населения.
Затраты на льготное обеспечение лекарственными средствами всех категорий населения в Ульяновской области за 2003 год составили 80,1 млн. рублей (2001 год - 47,94 млн. рублей, 2002 год - 84,6 млн. рублей). при этом общий уровень обеспеченности льготных категорий граждан в размере 70-90% от обращаемости достигнут за счет привлечения средств аптечных предприятий. Долги перед государственными и муниципальными аптечными предприятиями на 01.01.2004 составляют 18 млн. рублей (на 01.01.2002 - 9,85 млн. рублей, на 01.01.2003 - 16,9 млн. рублей). Дальнейшее кредитование не позволяют осуществить ограниченные средства аптечных предприятий.
2. Нормативно - правовая база по предоставлению льгот гражданам, проживающим на территории Ульяновской области, в части лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении
Обеспечение населения лекарственными средствами на льготных условиях при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах"; Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";Законом Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы"; Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы"; Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий"; Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов"; постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения"; приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.08.1999 N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)" и другими.
3. Обоснование необходимости решения проблемы программным методом
Решение проблемы потребует дополнительных затрат на программно-компьютерное обеспечение и его сопровождение в аптечных и лечебно-профилактических учреждениях.
В соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.10.2002 N 118 п "Об утверждении Порядка финансирования программ адресной лекарственной помощи" Пенсионный фонд Российской Федерации
принимает участие в финансировании Программы адресной лекарственной помощи в размере не более 30% фактических затрат бюджетов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований (консолидированный бюджет) на адресную лекарственную помощь пенсионерам.
В Ульяновской области 379842 пенсионера, что составляет около 26% населения. Среди них 91280 человек имеют группу инвалидности, что дает право на льготное лекарственное обеспечение. Очевидно, что привлечение средств Пенсионного фонда Российской Федерации для софинансирования Программы адресной лекарственной помощи окажет существенное влияние на достижение баланса между объемами отпуска лекарственных средств и его финансированием.
4. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Основной целью Программы является обеспечение государственных гарантий получения лекарственной помощи льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
- создание организационно-правового и финансового механизмов обеспечения населения лекарственными средствами на льготных условиях;
- увеличение объема финансирования адресной лекарственной помощи льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области;
- повышение эффективности использования финансовых средств, выделяемых на льготное обеспечение населения лекарственными средствами;
- возможность оказания адресной лекарственной помощи льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области;
- разработка, внедрение и отработка механизма страхования при организации адресной лекарственной помощи гражданам, проживающим на территории Ульяновской области;
- создание по муниципальным образованиям Ульяновской области электронного банка данных лиц, имеющих право на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение;
- организация персонифицированного учета лиц, получающих лекарственные средства на льготных условиях;
- программно-компьютерное обеспечение аптечных и лечебных учреждений;
- создание в системе управления области информационного канала для сбора и обобщения информации об объемах медикаментов, отпускаемых гражданам на льготных условиях;
- создание механизма контроля за рациональным назначением и реальным получением льготных лекарственных средств.
Сроки реализации Программы: 2004-2006 годы.
5. Система программных мероприятий
Для решения проблемы льготного лекарственного обеспечения жителей Ульяновской области необходимо увеличить объем финансирования лекарственной помощи льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области, а также повысить эффективность использования имеющихся финансовых ресурсов. Для этого необходимо осуществление следующих мероприятий:
1) создание базы данных в муниципальных образованиях Ульяновской области по персонифицированному учету граждан, имеющих льготы на лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении, в лечебно-профилактических учреждениях;
2) обеспечение персонифицированного учета выписки лекарственных средств на основе реестра населения, имеющего право на льготы;
3) организация контроля за целевым использованием средств консолидированного бюджета, выделяемых на льготное лекарственное обеспечение льготных категорий граждан.
Для организации адресного предоставления лекарственной помощи и персонифицированного учета выписки и отпуска лекарственных средств необходимо на конкурсной основе выбрать страховую компанию, которая будет способствовать оснащению аптечных и лечебных учреждений программно-компьютерными средствами и осуществлять их техническое сопровождение. Страховая компания также должна формировать и предоставлять аптечным предприятиям реестр граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении, дополнения к нему по мере их формирования; осуществлять ведение банка данных нормативно-справочной информации, необходимой для осуществления персонифицированного учета выписки и отпуска лекарственных средств; проводить медико-экономический анализ объемов лекарственной помощи; формировать и предоставлять лечебным учреждениям, органам управления здравоохранением, социальной защиты населения муниципальных образований области медико-статистические данные для контроля соответствия объемов оказания лекарственной помощи установленному объему финансирования, результаты анализа целевого использования средств.
Перечень программных мероприятий содержится в приложении N 1 к Программе.
6. Финансирование Программы
Объем средств для финансирования Программы составит 935,231 млн.рублей (в ценах 2004 года), в том числе за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации - 215 млн. рублей (но не более 30% фактических затрат областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Ульяновской области).
Объемы финансирования мероприятий Программы уточняются при формировании бюджетов (областного и муниципальных) на соответствующий год.
Размеры планового финансирования Программы содержатся в приложении N 2 к Программе.
Финансовые средства, запланированные в областном бюджете Ульяновской области на 2004 год, для передачи муниципальным образованиям на финансирование лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, проживающих на территории Ульяновской области, указаны в приложении N 3 к Программе.
7. Организация контроля за исполнением Программы
Для выполнения мероприятий Программы предусматривается использование средств областного и муниципальных бюджетов, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и страховщика. Направление данных средств для выполнения целей и задач Программы предусматривается проводить в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и Ульяновской области.
Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик.
Организация контроля за выполнением Программы осуществляется межведомственной комиссией при администрации Ульяновской области.
8. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит:
- осуществлять предоставление адресной лекарственной помощи гражданам, проживающим на территории Ульяновской области и имеющим право на льготное обеспечение лекарственными средствами при амбулаторном лечении, в рамках утвержденного ассортимента лекарственных средств;
- увеличить объем финансирования лекарственной помощи льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области;
- оптимизировать и рационально использовать имеющиеся финансовые ресурсы по льготному лекарственному обеспечению;
- снизить социальную напряженность среди населения.
Реализация Программы должна обеспечить комплексный социально-экономический эффект на уровне отдельного жителя, предприятий оптово-розничной аптечной сети и Ульяновской области в целом.
ПРИЛОЖЕНИЕN1
к Программе