Стремительное развитие информационных технологий в значительной степени меняет облик современного мира, информационного общества.
Общепринятого определения информационного общества нет, но большинство специалистов сходятся в том, что его сущность определяет ряд взаимосвязанных процессов:
- информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического развития;
- формируется рынок информации и знания как фактор производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала;
- стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу, обработку и использование информации;
- развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортная инфраструктура;
- развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.
Интенсификация глобальной конкуренции и развитие ИКТ приводят к серьезным изменениям в экономике, которые можно обозначить как деиндустриализация. В развитых странах происходит опережающий рост информационного сектора экономики, что вызывает значительные изменения на рынке труда и в социоэкономической динамике регионов. В результате этих изменений экономическая деятельность, связанная с получением и обработкой информации, в настоящее время играет, как никогда, важную роль в экономике, позволяя характеризовать их как "информационные". Соответствующие изменения произошли и на рынке труда: по оценкам экспертов, 60 - 70% новых рабочих мест в развитых странах связаны сегодня с той или иной формой обработки информации. ИКТ занимают центральное место в обновлении и реструктуризации ключевых сфер деятельности: производство продукции, транспорт, торговля, а также образование, здравоохранение, управление областью, индустрия отдыха и зрелищ, общественное питание, быт и досуг, средства массовой информации, социальные службы, городское хозяйство, общественная и культурная жизнь.
Значимость происходящих перемен хорошо осознается ведущими странами мира. Они осуществляют стратегические вложения в совершенствование процессов управления регионами, городами, в развитие науки, образования, системы поддержки инноваций, информационно-коммуникационной инфраструктуры, в наращивание информационных ресурсов. Уже более 20 лет "информационное общество" является предметом программных разработок на национальном, международном и региональном уровнях, нацеленных на полноценное использование открывающихся возможностей. В развитых странах приняты документы, подводящие промежуточные итоги развития информационного общества и ставящие новые цели. Самое серьезное значение этим проблемам придается в странах "Большой восьмерки", к которой в свое время присоединилась Россия.
Несмотря на большой мировой опыт решения вопросов информатизации, Россия задержалась в разработке современных программ, учитывающих проблематику информационного общества. На федеральном уровне только в начале 2002 года утверждена федеральная целевая программа "Электронная Россия" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65).
В Ульяновской области работа по внедрению информационных технологий в настоящее время находится в зачаточном состоянии. Информационные технологии в области развиваются в основном за счет корпоративных или коммерческих проектов, которые являются неоднородными по своей направленности и затрагивают узковедомственные интересы. В областных органах государственной власти на сегодняшний день отсутствует единая методология строительства ИТК, не проведена ревизия вычислительной техники на предмет ее использования даже в интересах электронного документооборота. Имеющаяся вычислительная техника в большинстве случаев используется лишь в качестве современной печатающей машинки. Районные администрации ощущают острый дефицит в оргтехнике. Доступ в Интернет как для физических, так и юридических лиц обеспечивается в основном за счет базового оператора - Ульяновского филиала ОАО "ВолгаТелеком", который охватывает до 70% данного сектора рынка, основная задача которого не систематизация и координация работ, а получение прибыли от предоставляемых услуг.
Концепция информатизации Ульяновской области "Электронный Ульяновск" на 2004 - 2010 годы (далее - концепция "Электронный Ульяновск") разрабатывается исходя из принципов системного подхода:
- строительство корпоративной, инфотелекоммуникационной сети областных органов государственной власти;
- использование современных информационных технологий;
- доступность инфотелекоммуникационной сети для всех хозяйствующих субъектов области;
- создание в каждом населенном пункте области Интернет-киоска, позволяющего жителям области взаимодействовать с органами государственной власти;
- создание порталов органов государственной власти, работающих по принципу "единого окна";
- создание порталов для общеобразовательной и вузовской системы обучения;
- создание порталов электронных закупок для структур, финансируемых из областного бюджета.