Ульяновск является научным, культурным и образовательным центром Поволжья. Неразвитость контент-индустрии не позволяет наладить экспорт в другие регионы самого выгодного товара - информации и сдерживает развитие собственной экономики, науки и образования. Неэффективно используются культурные ресурсы области, многие краткоживущие информационные события (спектакли, концерты, выставки, фестивали) не документируются и не сохраняются для потомков (иначе как в рецензиях).
Наиболее перспективные и быстроразвивающиеся формы представления и распространения информации - CD-ROM издания и Интернет. С финансовой точки зрения объем этой деятельности пока не очень значителен, но ситуация быстро меняется. Объем продаж информации, представленной в Интернете, оценивался в 5 млн. долларов в 1998 г. Объем рынка рекламы в Интернете, по оценке экспертного совета Российской ассоциации рекламных агентств, вырос в 2001 г. на 67% и составил 4 млн. долларов.
Развитие средств массовой информации как наиболее значимого сектора контент-индустрии осложняется целым рядом проблем:
- недостаток квалифицированных кадров, в т.ч. управленческих;
- "непрозрачность" отношений средств массовой информации с коммерческими структурами и государством, затрудняющая развитие средств массовой информации как обычных бизнес-проектов;
- проблемы достоверности информации об аудитории, тиражах средств массовой информации и других статистических данных о них (проблемы измерения аудитории, тиражного аудита и т.п.);
- диспропорция российского рынка в сторону государственных компаний.
Одна из острых проблем развития печатной контент-индустрии - состояние системы распространения печатной продукции, которая формирует сегодня одну из наиболее затратных частей бюджета средств массовой информации. Два основных канала распространения - подписка и розница - имеют серьезные проблемы, которые препятствуют успешному и динамичному развитию издательского бизнеса:
- недостаточная конкуренция на рынке подписки, низкое качество доставки подписных тиражей (в первую очередь по срокам);
- "непрозрачность" системы распространения для издателей, отсутствие рычагов управления конечной подписной ценой издания и розничным ценообразованием;
- отсутствие достоверной статистики системы распространения;
- барьеры для выхода новых изданий на рынок, создаваемые распространителями;
- отсутствие стандартных технических требований к розничным торговым точкам.
При реализации политики администрации области по отношению к средствам массовой информации необходимо исходить из того, что успешное развитие в области всероссийских и областных средств массовой информации (прежде всего, телевидения) очень выгодно области. Это обеспечивает ей выполнение функций информационного, идеологического и политического центра, формирует важный сектор экономики, создает рабочие места для высококвалифицированных кадров.
Для реализации экономических возможностей контент-индустрии области необходимо разработать и реализовать специальную программу развития отрасли, ориентированную на поддержку электронных средств массовой информации, печатных и CD-ROM изданий, контент-индустрии в Интернете и др. В рамках этой программы необходимо также разработать комплекс мероприятий по развитию системы распространения печатной продукции.