За последние годы индустрия информационных технологий достигла впечатляющих успехов в совершенствовании вычислительных систем, а также систем обработки и хранения данных. Постоянно увеличивается номенклатура предлагаемого оборудования и программных продуктов, многократно возросли функциональные возможности и "интеллектуальность" программного обеспечения.
Общесистемная часть проблемы характеризуется следующими основными составляющими:
- неоправданное многообразие используемых однотипных технических средств и программных продуктов различных разработчиков для создания информационных систем, которые выполняют одинаковые функции, но несовместимы между собой;
- безопасность, надежность и гарантированная возможность быстрого восстановления информационных систем становятся основополагающими требованиями к информационным системам;
- для решения одной и той же задачи многократно выполняются работы по ее изучению и разработке оригинальных информационных систем;
- процесс создания новых информационных систем и более широкого внедрения ИКТ в жизнь области сдерживается необходимостью выполнения различных обеспечивающих и вспомогательных функций;
- несмотря на непрерывное совершенствование вычислительных систем и программных продуктов, затраты на их эксплуатацию будут стремительно возрастать.
Создание целостной информационной инфраструктуры области и повышение эффективности работ по информатизации является комплексной и многогранной проблемой. Очевидно, что будет невозможно эффективно и в полной мере ее решить при большом числе относительно небольших организаций, самостоятельно эксплуатирующих в интересах областного управления собственные информационные системы. Существующее положение ведет к распылению ресурсов, разрозненности усилий и отсутствию конструктивной координации работ в области информатизации. Это сдерживает развитие экономики и делает недостаточно эффективным процесс создания информационного общества.
Одной из важных причин недостаточной эффективности информатизации является отсутствие централизованно формируемых и независимо используемых прикладных программно-технических платформ для создания различных областных информационных систем, а также отсутствие развитой централизованной инфраструктуры по обслуживанию областных прикладных информационных систем, по организации эффективного предоставления услуг этими системами и по поддержке пользователей этих систем.
Недостаточная эффективность процессов информатизации и интеграции областных ресурсов связана также с тем, что большая часть офисного программного обеспечения, почтовых клиентов и операционных систем для предприятий и организаций области представлена продуктами зарубежных компаний, цены на которые таковы, что затраты на их приобретение и обновление будут составлять значительные суммы.
Монопольное положение ряда поставщиков позволяет им постоянно изменять версии программных продуктов, не всегда обеспечивая совместимость с предыдущими версиями, из-за чего возникает проблема совместимости и чтения документов, выполненных на разных версиях программного обеспечения. Новые версии продуктов предъявляют к аппаратным средствам неоправданно более высокие требования, чем предыдущие, из-за чего потребитель вынужден обновлять парк вычислительной техники задолго до его физического старения. Все это приводит к излишним затратам на создание, обновление, поддержку и модернизацию программно-аппаратных средств.
Закрытость форматов данных, используемых в таких продуктах, не позволяет обеспечивать полноценный обмен данными между системами разных производителей, создает дополнительные технические и финансовые сложности при создании систем обмена данными.
В соответствии с законодательством Российской Федерации информация конфиденциального характера и информация, содержащая государственную тайну, должна обрабатываться и храниться только с использованием сертифицированного Гостехкомиссией при Президенте России программного обеспечения. Поэтому важным направлением программы является разработка для нужд области программного обеспечения, соответствующего требованиям сертификационных органов, и его последующая сертификация.
В настоящее время появилась альтернатива использованию программного обеспечения на основе "закрытого" кода и использования закрытых форматов данных. Появилось системное, офисное и прикладное программное обеспечение, разработанное на основе открытого исходного кода. В государственных и муниципальных органах других стран (Германия, Австралия, Эстония, Бразилия, Китай и другие) последние два года сформировалась тенденция отказа от использования "закрытого" программного обеспечения и переход на программное обеспечение с открытым исходным кодом. Одной из причин такого перехода стала, с одной стороны, необходимость для государства обеспечить информационную безопасность путем сертификации и контроля за соблюдением условий сертификации такого программного обеспечения. Другая причина заключается в возможности разработки специализированных дистрибутивов, состав которых определяется целями и задачами информационных систем органов власти. Областные структуры, как пользователи такого программного обеспечения, должны иметь юридическую возможность передачи функций его совершенствования и поддержки другим лицам, если эти лица будут предлагать лучшие условия и качество работ.