Недействующий

Об утверждении Концепции информатизации Ульяновской области "Электронный Ульяновск" на 2004 - 2010 годы

2. Существующие проблемы перехода Ульяновской
области к информационному обществу и
обоснование необходимости их решения


Можно выделить несколько проблем, на решение которых направлена концепция "Электронный Ульяновск".

Работы по информатизации в Ульяновской области практически не ведутся. Чтобы избежать несогласованности и нескоординированности этих работ, что может привести к низкому уровню интеграции информационных систем и неоправданному дублированию функций в различных системах, необходимо объединить усилия всех заинтересованных служб по внедрению информационных технологий во все сферы жизни области. Представляется целесообразным разработать общеобластной комплекс стандартов, классификаторов, наборов метаданных и т.п., позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование информационных систем области с их увязкой к федеральным стандартам. Область нуждается в разработке единой стратегии информатизации, в новых действенных механизмах координации этой деятельности, в реализации мероприятий по общесистемному обеспечению областной информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Развитие информационно-коммуникационных технологий, их внедрение во все сферы жизнедеятельности породили новые проблемы - проблемы обеспечения информационной безопасности Ульяновской области. Кибертерроризм и киберпреступность - новые явления, требующие координации и объединения усилий всех заинтересованных в противодействии им лиц. В этой ситуации крайне актуальным становится разработка современной, учитывающей мировой опыт системы информационной безопасности области и содержащей комплекс технических и организационно-административных мер.

Последние годы характеризуются повышенным вниманием, которое правительства разных стран и регионов уделяют более оперативному и эффективному взаимодействию с гражданами и организациями на основе широкомасштабного применения ИКТ, идет процесс создания так называемых "электронных правительств". Необходимо наряду с внедрением электронного документооборота организовать взаимодействие органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе новых информационно-коммуникационных технологий. Концепция информатизации области должна строиться в соответствии с общей концепцией "электронного правительства", содержать систему организационных, нормативно-методических и технических мероприятий, обеспечивающих переход на электронную форму взаимодействий органов власти с населением и организациями. Реализация концепции "электронного правительства" направлена на повышение качества государственных услуг, постоянный рост эффективности деятельности органов власти, в частности, за счет встраивания успешных корпоративных методов управления в государственную сферу. Реализация концепции "электронного правительства" обеспечит большую информационную открытость власти, будет стимулировать широкомасштабное использование ИКТ во всех сферах деятельности, обеспечит важный канал обратной связи для органов власти и организаций области и должна стать одним из первоочередных направлений концепции "Электронный Ульяновск".

Несмотря на заметный прогресс в области законодательного регулирования процессов информатизации на федеральном уровне, законодательство Ульяновской области в сфере регулирования процессов информатизации отсутствует. В рамках концепции "Электронный Ульяновск" должен быть разработан и реализован план мероприятий по созданию полноценной нормативно-правовой базы движения области к информационному обществу и его вхождение в единое информационное пространство страны и мира.

ИКТ сегодня являются мощным инструментом обновления и повышения эффективности всех сфер деятельности. Практически не используются современные информационные технологии в работе школ, музеев, библиотек и других учреждений культуры, образования и науки, находящихся на территории области. В качестве одной из стратегических задач движения области к информационному обществу должны стать разработка и реализация комплекса мероприятий по информатизации соответствующих сфер жизни области.

Последнее десятилетие экономический рост и создание рабочих мест в экономически развитых странах все в большей степени зависят от инновационной активности, которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и разработок. Причем наибольшей инновационной активностью отличаются предприятия ИКТ сектора, в котором разработка и коммерциализация новых технологий являются важнейшим условием конкурентоспособности. В Ульяновской области необходимо сформировать эффективно действующую инфраструктуру поддержки инноваций, прежде всего в самом ИКТ-секторе и за счет внедрения ИКТ в другие сферы.

Социальная дифференциация по доступу к возможностям ИКТ является общей проблемой для всех городов и стран, вступивших на путь движения к информационному обществу. Эта проблема, актуальная и для Ульяновской области, получила название проблемы информационного неравенства. Важность ее признается всеми государствами и международными организациями. Доступ к базовым информационно-коммуникационным услугам и социально значимой информации должен быть обеспечен всем гражданам, независимо от места их проживания и социально-экономического положения. Без решения этой сложной проблемы, связанной с техническими, экономическими, культурными и социально-психологическими барьерами на пути массового использования ИКТ, успешное продвижение к информационному обществу невозможно.

В условиях развития глобального информационного общества и ориентации России на открытость экономики и полноценную интеграцию в мировую хозяйственную систему актуальной проблемой является выработка экономической и промышленной политики Ульяновской области, отвечающей новым условиям. Важными направлениями этой политики должно стать стимулирование информационной индустрии области (производства информационных технологий, контент-индустрии и телекоммуникаций), как наиболее рентабельной и быстрорастущей отрасли экономики, создающей, к тому же, предпосылки повышения конкурентоспособности во всех других отраслях, а также стимулирование использования ИКТ в экономике, в частности, развития различных форм электронной торговли.