ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ
ОБЛАСТИ "ЭЛЕКТРОННЫЙ УЛЬЯНОВСК" НА 2004 - 2010 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 08.12.2011 N 592-П
____________________________________________________________________
В целях активизации и систематизации работ по информатизации Ульяновской области постановляю:
1. Утвердить Концепцию информатизации Ульяновской области "Электронный Ульяновск" на 2004 - 2010 годы (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации области Никифорова Е.А.
Глава администрации
Ульяновской области
В.А.ШАМАНОВ
КОНЦЕПЦИЯ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"ЭЛЕКТРОННЫЙ УЛЬЯНОВСК" НА 2004 - 2010 ГОДЫ
Стремительное развитие информационных технологий в значительной степени меняет облик современного мира, информационного общества.
Общепринятого определения информационного общества нет, но большинство специалистов сходятся в том, что его сущность определяет ряд взаимосвязанных процессов:
- информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического развития;
- формируется рынок информации и знания как фактор производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала;
- стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу, обработку и использование информации;
- развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортная инфраструктура;
- развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.
Интенсификация глобальной конкуренции и развитие ИКТ приводят к серьезным изменениям в экономике, которые можно обозначить как деиндустриализация. В развитых странах происходит опережающий рост информационного сектора экономики, что вызывает значительные изменения на рынке труда и в социоэкономической динамике регионов. В результате этих изменений экономическая деятельность, связанная с получением и обработкой информации, в настоящее время играет, как никогда, важную роль в экономике, позволяя характеризовать их как "информационные". Соответствующие изменения произошли и на рынке труда: по оценкам экспертов, 60 - 70% новых рабочих мест в развитых странах связаны сегодня с той или иной формой обработки информации. ИКТ занимают центральное место в обновлении и реструктуризации ключевых сфер деятельности: производство продукции, транспорт, торговля, а также образование, здравоохранение, управление областью, индустрия отдыха и зрелищ, общественное питание, быт и досуг, средства массовой информации, социальные службы, городское хозяйство, общественная и культурная жизнь.
Значимость происходящих перемен хорошо осознается ведущими странами мира. Они осуществляют стратегические вложения в совершенствование процессов управления регионами, городами, в развитие науки, образования, системы поддержки инноваций, информационно-коммуникационной инфраструктуры, в наращивание информационных ресурсов. Уже более 20 лет "информационное общество" является предметом программных разработок на национальном, международном и региональном уровнях, нацеленных на полноценное использование открывающихся возможностей. В развитых странах приняты документы, подводящие промежуточные итоги развития информационного общества и ставящие новые цели. Самое серьезное значение этим проблемам придается в странах "Большой восьмерки", к которой в свое время присоединилась Россия.
Несмотря на большой мировой опыт решения вопросов информатизации, Россия задержалась в разработке современных программ, учитывающих проблематику информационного общества. На федеральном уровне только в начале 2002 года утверждена федеральная целевая программа "Электронная Россия" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65).
В Ульяновской области работа по внедрению информационных технологий в настоящее время находится в зачаточном состоянии. Информационные технологии в области развиваются в основном за счет корпоративных или коммерческих проектов, которые являются неоднородными по своей направленности и затрагивают узковедомственные интересы. В областных органах государственной власти на сегодняшний день отсутствует единая методология строительства ИТК, не проведена ревизия вычислительной техники на предмет ее использования даже в интересах электронного документооборота. Имеющаяся вычислительная техника в большинстве случаев используется лишь в качестве современной печатающей машинки. Районные администрации ощущают острый дефицит в оргтехнике. Доступ в Интернет как для физических, так и юридических лиц обеспечивается в основном за счет базового оператора - Ульяновского филиала ОАО "ВолгаТелеком", который охватывает до 70% данного сектора рынка, основная задача которого не систематизация и координация работ, а получение прибыли от предоставляемых услуг.
Концепция информатизации Ульяновской области "Электронный Ульяновск" на 2004 - 2010 годы (далее - концепция "Электронный Ульяновск") разрабатывается исходя из принципов системного подхода:
- строительство корпоративной, инфотелекоммуникационной сети областных органов государственной власти;
- использование современных информационных технологий;
- доступность инфотелекоммуникационной сети для всех хозяйствующих субъектов области;
- создание в каждом населенном пункте области Интернет-киоска, позволяющего жителям области взаимодействовать с органами государственной власти;
- создание порталов органов государственной власти, работающих по принципу "единого окна";
- создание порталов для общеобразовательной и вузовской системы обучения;
- создание порталов электронных закупок для структур, финансируемых из областного бюджета.
Можно выделить несколько проблем, на решение которых направлена концепция "Электронный Ульяновск".
Работы по информатизации в Ульяновской области практически не ведутся. Чтобы избежать несогласованности и нескоординированности этих работ, что может привести к низкому уровню интеграции информационных систем и неоправданному дублированию функций в различных системах, необходимо объединить усилия всех заинтересованных служб по внедрению информационных технологий во все сферы жизни области. Представляется целесообразным разработать общеобластной комплекс стандартов, классификаторов, наборов метаданных и т.п., позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование информационных систем области с их увязкой к федеральным стандартам. Область нуждается в разработке единой стратегии информатизации, в новых действенных механизмах координации этой деятельности, в реализации мероприятий по общесистемному обеспечению областной информационно-коммуникационной инфраструктуры.
Развитие информационно-коммуникационных технологий, их внедрение во все сферы жизнедеятельности породили новые проблемы - проблемы обеспечения информационной безопасности Ульяновской области. Кибертерроризм и киберпреступность - новые явления, требующие координации и объединения усилий всех заинтересованных в противодействии им лиц. В этой ситуации крайне актуальным становится разработка современной, учитывающей мировой опыт системы информационной безопасности области и содержащей комплекс технических и организационно-административных мер.
Последние годы характеризуются повышенным вниманием, которое правительства разных стран и регионов уделяют более оперативному и эффективному взаимодействию с гражданами и организациями на основе широкомасштабного применения ИКТ, идет процесс создания так называемых "электронных правительств". Необходимо наряду с внедрением электронного документооборота организовать взаимодействие органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе новых информационно-коммуникационных технологий. Концепция информатизации области должна строиться в соответствии с общей концепцией "электронного правительства", содержать систему организационных, нормативно-методических и технических мероприятий, обеспечивающих переход на электронную форму взаимодействий органов власти с населением и организациями. Реализация концепции "электронного правительства" направлена на повышение качества государственных услуг, постоянный рост эффективности деятельности органов власти, в частности, за счет встраивания успешных корпоративных методов управления в государственную сферу. Реализация концепции "электронного правительства" обеспечит большую информационную открытость власти, будет стимулировать широкомасштабное использование ИКТ во всех сферах деятельности, обеспечит важный канал обратной связи для органов власти и организаций области и должна стать одним из первоочередных направлений концепции "Электронный Ульяновск".
Несмотря на заметный прогресс в области законодательного регулирования процессов информатизации на федеральном уровне, законодательство Ульяновской области в сфере регулирования процессов информатизации отсутствует. В рамках концепции "Электронный Ульяновск" должен быть разработан и реализован план мероприятий по созданию полноценной нормативно-правовой базы движения области к информационному обществу и его вхождение в единое информационное пространство страны и мира.
ИКТ сегодня являются мощным инструментом обновления и повышения эффективности всех сфер деятельности. Практически не используются современные информационные технологии в работе школ, музеев, библиотек и других учреждений культуры, образования и науки, находящихся на территории области. В качестве одной из стратегических задач движения области к информационному обществу должны стать разработка и реализация комплекса мероприятий по информатизации соответствующих сфер жизни области.
Последнее десятилетие экономический рост и создание рабочих мест в экономически развитых странах все в большей степени зависят от инновационной активности, которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и разработок. Причем наибольшей инновационной активностью отличаются предприятия ИКТ сектора, в котором разработка и коммерциализация новых технологий являются важнейшим условием конкурентоспособности. В Ульяновской области необходимо сформировать эффективно действующую инфраструктуру поддержки инноваций, прежде всего в самом ИКТ-секторе и за счет внедрения ИКТ в другие сферы.
Социальная дифференциация по доступу к возможностям ИКТ является общей проблемой для всех городов и стран, вступивших на путь движения к информационному обществу. Эта проблема, актуальная и для Ульяновской области, получила название проблемы информационного неравенства. Важность ее признается всеми государствами и международными организациями. Доступ к базовым информационно-коммуникационным услугам и социально значимой информации должен быть обеспечен всем гражданам, независимо от места их проживания и социально-экономического положения. Без решения этой сложной проблемы, связанной с техническими, экономическими, культурными и социально-психологическими барьерами на пути массового использования ИКТ, успешное продвижение к информационному обществу невозможно.
В условиях развития глобального информационного общества и ориентации России на открытость экономики и полноценную интеграцию в мировую хозяйственную систему актуальной проблемой является выработка экономической и промышленной политики Ульяновской области, отвечающей новым условиям. Важными направлениями этой политики должно стать стимулирование информационной индустрии области (производства информационных технологий, контент-индустрии и телекоммуникаций), как наиболее рентабельной и быстрорастущей отрасли экономики, создающей, к тому же, предпосылки повышения конкурентоспособности во всех других отраслях, а также стимулирование использования ИКТ в экономике, в частности, развития различных форм электронной торговли.
Цели концепции: повышение уровня и качества жизни жителей области, развитие демократических институтов, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и повышения конкурентоспособности предприятий области, повышение эффективности и открытости управления, улучшение работы всех областных структур.
Концепция должна обеспечить решение следующих основных задач:
- стимулирование и организация массового и эффективного использования ИКТ в ключевых областях экономической, социальной и культурной жизни области, включая реализацию концепции "электронного правительства", создание единой образовательной информационной среды и т.д.;
- обеспечение доступа к социально значимой информации и базовым информационно-коммуникационным услугам для всех жителей, независимо от социально-экономического положения, пола и возраста;
- развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры области, отвечающей современным требованиям и удовлетворяющей потребности населения, органов власти и организаций области в инфокоммуникационных услугах;
- формирование публичных информационных ресурсов, направленных на удовлетворение информационных потребностей населения и хозяйствующих субъектов области;
- обеспечение необходимого уровня информационной безопасности информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных ресурсов и систем области;
- создание условий для развития в области конкурентоспособного производства информации, информационных технологий и услуг, превращение сектора ИКТ в важнейшую отрасль экономики Ульяновской области.
Процесс движения области к информационному обществу должен регулироваться следующими принципами:
- явно выраженная социальная и гуманитарная направленность стратегических целей и основных задач движения Ульяновской области к информационному обществу должна реализовываться за счет коммерческой составляющей концепции;
- открытость политики обеспечения движения Ульяновской области к информационному обществу, регулярный обмен информацией между всеми субъектами информационного общества, конкурсный отбор исполнителей в установленном порядке;
- информационная безопасность создаваемых информационных систем и ресурсов;
- правовая, научная, техническая и экономическая обоснованность разрабатываемых мероприятий и принимаемых решений;
- социальное партнерство в деле формирования информационного общества, учет интересов общества в целом;
- концентрация ресурсов на важнейших направлениях с завершением создания отдельных проектов и подсистем в конкретные сроки;
- стандартизация, унификация и обеспечение совместимости информационных систем на базе типовых форматов, протоколов и прикладных платформ;
- экономическая эффективность, устранение дублирования и снижение затрат на эксплуатацию информационных систем и ресурсов;
- последовательность, поэтапность и согласованность осуществления всех мероприятий, направленных на развитие информационного общества;
- комплексность и системность подхода к решению проблем развития информационного общества.
Политика администрации области в процессе формирования информационного общества должна основываться на следующих базовых положениях:
- исследование общественного мнения и регулярное изучение потребности жителей области в государственных, муниципальных информационных услугах;
- привлечение к обсуждению ключевых вопросов развития информационного общества всех заинтересованных сторон: представителей органов государственной власти, государственного и коммерческого сектора экономики, общественных и некоммерческих организаций, ученых и специалистов;
- контроль со стороны администрации области и Законодательного Собрания области за реализацией концепции "Электронный Ульяновск";
- мониторинг процессов информатизации области с помощью организации статистического наблюдения за значениями основных индикаторов движения к информационному обществу;
- создание благоприятных условий для осуществления развития информатизации по признанным приоритетным направлениям;
- стимулирование использования в Ульяновской области современной техники и технологий;
- обеспечение доступа широким слоям населения области к ИКТ с помощью организации общественных центров доступа к ИКТ, в первую очередь для социально незащищенных групп населения с обеспечением при этом необходимого уровня информационной безопасности;
- анализ и учет отечественного и зарубежного опыта, международных норм и тенденций.
В настоящее время сложилась противоречивая ситуация - с одной стороны возникли новые важные задачи информатизации, а с другой - их решение невозможно организовать в рамках традиционного формата управления информатизацией, ориентированного на создание разрозненных отраслевых ("вертикальных") информационных систем.
В связи с этим возникла необходимость создания системной концепции информатизации, которая ориентирована на реализацию важных приоритетов современного этапа движения Ульяновской области к информационному обществу. Сформулирован ключевой принцип концепции "Электронный Ульяновск" - при всей важности "вертикальных" программ, весь спектр которых полностью представлен в концепции, основной акцент на первом этапе должен быть сделан на обосновании и реализации системы интеграционных ("горизонтальных") и обеспечивающих программ и мероприятий. Задержка в их реализации приведет к усугублению ситуации, еще большему обособлению систем и, как следствие, невозможности их взаимодействия или сверхвысоким затратам на обеспечение этого взаимодействия. Осложнится также решение задачи по обеспечению возможности использования элементарных информационных услуг социально необеспеченными слоями населения.
К "горизонтальным" мероприятиям концепции "Электронный Ульяновск" относятся:
- формирование нормативно-правовой базы;
- создание общесистемного обеспечения (среда электронного взаимодействия, унифицированные технологические решения, система информационной безопасности);
- создание и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры (система общественных порталов, межотраслевые системы и ресурсы, система безопасности, развитие транспортной среды инфраструктуры);
- преодоление информационного неравенства.
Результаты реализации "горизонтальных" программ и мероприятий должны стать фундаментом для вертикальных (отраслевых) программ и мероприятий концепции "Электронный Ульяновск", предусматривающих развитие информационно-коммуникационных технологий во всех областях жизни области.
Одним из важных принципов является концентрация ресурсов на важнейших направлениях информатизации с завершением создания отдельных проектов и подсистем в конкретные сроки, в соответствии с этим выделены приоритетные проекты концепции, к которым относятся:
1) интеграционные и обеспечивающие проекты, призванные повысить эффективность создания новых и интеграцию существующих информационных систем:
- формирование нормативно-правовой базы развития информационного общества в Ульяновской области;