Абзац утратил силу. - Закон Ульяновской области от 30.11.2009 N 195-ЗО.
Программа основана на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", закона Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области.
Программа представляет собой первый целевой документ по развитию туризма и повышению инвестиционной привлекательности индустрии туризма на территории Ульяновской области. Программа включает в себя приоритеты для развития туризма на территории муниципальных образований Ульяновской области. Изложенные приоритеты будут предложены местным администрациям муниципальных образований в качестве основ для разработки местных программ развития туризма.
Программа направлена на формирование и развитие областной системы государственной поддержки индустрии туризма на территории Ульяновской области, создание благоприятного инвестиционного климата в индустрии туризма, развитие системы безопасного и качественного отдыха, развитие системы информирования туристов и туроператоров о туристских продуктах на территории Ульяновской области.
Туризм рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации, на долю туризма в 2000 году приходилось около 10,8 процента мирового валового продукта и 9,4 процента мировых капиталовложений. На долю туризма приходится 8 процентов общего объема мирового экспорта и 30 - 35 процентов мировой торговли услугами. Число рабочих мест в туристской индустрии составило около 200 млн. человек, или 8 процентов от общих показателей занятости в мире. Каждые 3 секунды в сфере туризма создается новое рабочее место. Ежедневно около 3,2 млрд. долларов США инвестируется в туристскую индустрию мира. Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды, профилактики преступности.
По оценкам Всемирной туристской организации, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7 - 8 млн. человек, что не соответствует ее потенциалу.
Актуальность развития въездного и внутриобластного туризма в Ульяновской области обусловлена рядом факторов.
Во-первых, наличием в области значительного туристского потенциала: в сегментах культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового, экологического и агротуризма, охоты и рыбалки.
Во-вторых, актуальность Программы обусловлена мировыми и общероссийскими положительными тенденциями развития въездного и внутреннего туризма как одной из самых динамично развивающихся отраслей мировой экономики и мультипликативным эффектом развития туризма, благодаря которому создаются рабочие места и увеличивается число занятых граждан в организациях индустрии туризма.
В-третьих, актуальность обусловлена конкуренцией со стороны регионов Российской Федерации. Опыт развития туризма в субъектах Российской Федерации показал эффективность финансирования программ, что способствовало увеличению бюджетов на их реализацию в 10 и более раз.
Средства областного бюджета Ульяновской области, выделяемые на реализацию Программы, будут направлены на:
развитие туристских центров: создание музейно-туристских комплексов и развитие инженерной инфраструктуры - 76,5 процента;
подготовку кадров и научное обеспечение развития туризма - 0,5 процента;
маркетинг Ульяновской области и рекламу туристских ресурсов Ульяновской области - 23 процента.
Косвенным эффектом от реализации Программы станет: снижение затрат, связанных с содержанием и трудоустройством безработных; передача в руки эффективного собственника туристических баз, санаториев, детских лагерей, сохранение традиционных народно-художественных промыслов и ремесел; сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и особо охраняемых природных территорий, используемых в туристских целях; увеличение объемов реализации местной сельскохозяйственной продукции.
Согласно анализу, проведенному отделом развития туризма департамента межрегиональных и международных связей аппарата Правительства Ульяновской области на основе статистических данных, в Ульяновской области наблюдается рост активности в сфере туризма, о чем свидетельствует приведенная ниже таблица.
Показатель | 2004 год | 2005 год | 2006 год |
1 | 2 | 3 | 4 |
Количество туристских компаний | - | 52 | 52 |
Объем предоставленных услуг (млн. руб.) | 37,7 | 71,6 | - |
Количество туристских гостиниц | 33 | 34 | - |
Совокупный номерной фонд (мест) | 1250 | 1319 | - |
Коэффициент использования гостиничного фонда | 0,32 | 0,34 | - |
Количество принятых туристов | 268255 | - | |
Количество выездных туристов | 3988 | 8757 | - |
Как видно из таблицы, наблюдается низкий коэффициент использования гостиничного фонда, что обусловлено особенностями структуры туристского потока в Ульяновскую область, состоящего преимущественно из экскурсантов, с одной стороны, и ярко выраженной сезонностью динамики туристских потоков, с другой стороны.
В качестве основных проблем развития индустрии туризма в Ульяновской области можно перечислить следующие:
1) недостаточно развитая индустрия туризма: отсутствие местных крупных туроператоров, острый дефицит автобусов туристского класса, слабая система продвижения областного туристского продукта, слабая материально-техническая база большинства туристских объектов;
2) слабая предпринимательская инициатива в областной индустрии туризма;
3) недостаточное количество современных гостиничных номеров повышенной комфортности;
4) невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, недостаточный уровень профессиональной квалификации кадров. Несоответствие цены и качества услуг по размещению в гостиницах, базах отдыха, пансионатах и санаториях;
5) отсутствие поддержки социального туризма;
6) отсутствие рекламы туристического потенциала Ульяновской области на российском и международном уровне.