Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2005 г. N 17

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД


В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи в Ульяновской области и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2004 N 690 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год" постановляю:

1. Утвердить Территориальную программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в Ульяновской области на 2005 год (прилагается).

2. Рекомендовать главам муниципальных образований области разработать муниципальные заказы на оказание гражданам бесплатной медицинской помощи.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Главы администрации области Тихонова И.В. и исполняющего обязанности заместителя Главы администрации области - начальника Главного управления финансов области Батракову И.А.

Глава администрации
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ






Утверждена
постановлением
Главы администрации области
от 11 февраля 2005 г. N 17

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД


ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД


Территориальная программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в Ульяновской области на 2005 год (далее - Территориальная программа) разработана на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2004 N 690 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год", Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью (далее - Методические рекомендации), утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 28.08.2001 N 2510/9257-01, N 3159/40-1.

При разработке нормативов оказания бесплатной медицинской помощи учтены демографические особенности возрастного состава населения Ульяновской области.

На 1 января 2004 года население области составляло 1364,5 тыс. человек, из них взрослых - 1143,3 тыс. человек (83,8%), детей - 221,2 тыс. человек (16.2%), в связи с чем для расчетов применен поправочный коэффициент: для детей - 0,74, для взрослых - 1,07. В соответствии с этим расчетные нормативы объемов медицинской помощи для взрослого населения выше, для детского - ниже нормативов, утвержденных Методическими рекомендациями.

Нормативы объемов бесплатной медицинской помощи населению Ульяновской области рассчитаны исходя из федеральных нормативов, фактически сложившейся заболеваемости по отдельным классам болезней и в рамках оптимизации деятельности учреждений здравоохранения с учетом их материально-технического оснащения, кадрового потенциала и экономических условий.

На 2005 год по Территориальной программе предусмотрены следующие нормативы:

1) амбулаторно-поликлиническая помощь: 9176,59 посещений на 1000 человек (федеральный норматив - 9198,0 посещений на 1000 человек населения), в том числе по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС) 8551,49 посещений на 1000 человек населения (федеральный норматив - 8458,0 посещений на 1000 человек населения);

2) стационарозамещающие технологии: дневные стационары - 570 дней лечения на 1000 человек населения (федеральный норматив - 577 дней лечения на 1000 человек населения), в том числе по ОМС 479 дней лечения на 1000 человек населения (федеральный норматив - 479 дней лечения на 1000 человек населения);

3) стационарная медицинская помощь: 2789,48 койко-дней на 1000 человек населения (федеральный норматив - 2812,5 койко-дней на 1000 человек населения), в том числе по ОМС 2090,6 койко-дней на 1000 человек населения (федеральный норматив - 1942,5 койко-дней на 1000 человек населения).

Объемы стационарной медицинской помощи ниже федерального норматива за счет социально значимых видов помощи (фтизиатрии), что обусловлено недостаточностью материально-технических ресурсов.

Объемы стационарной помощи, входящие в систему ОМС, соответствуют федеральным нормативам в целом при перераспределении объемов по отдельным профилям с учетом сложившейся заболеваемости и занятости койки в году по соответствующим профилям;

4) скорая помощь: 318 вызовов на 1000 человек населения, что соответствует федеральному нормативу.

Приоритетными направлениями в Территориальной программе являются развитие и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи, а также развитие стационарозамещающих и ресурсосберегающих технологий. Коечная мощность распределена в соответствии с территориальными особенностями, а также с учетом уровня и структуры заболеваемости и болезненности населения территории.

Территориальной программой предусматривается оказание стационарной медицинской помощи на трех уровнях:

районный - оказание врачебной медицинской помощи по 10 специальностям (педиатрия, терапия, травматология, хирургия, гинекология, неврология, инфекционные койки, родильные, патологии, беременности, абортные) - центральные районные больницы, районные, участковые больницы, врачебные амбулатории, государственное учреждение здравоохранения "Узловая поликлиника ст. Инза";

городской - оказание всех видов специализированной помощи в учреждениях здравоохранения г. Ульяновска, г. Димитровграда и в ведомственных лечебно-профилактических учреждениях;

клинический - высококвалифицированная специализированная помощь населению области в учреждениях здравоохранения областного подчинения.

Оказание амбулаторно-поликлинической помощи (в том числе по  стационарозамещающим технологиям) предусматривается по одному уровню.

Расчетная стоимость Территориальной программы составляет 5088,66 млн. рублей, в том числе Территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Территориальная программа ОМС) - 2960,71 млн. рублей. Финансовое обеспечение Территориальной программы в 2005 году средствами бюджета всех уровней составляет 2806,0 млн. рублей, или 55,1%; средствами обязательного медицинского страхования - 1010,0 млн. рублей, или 19,9%. Дефицит стоимости Территориальной программы составляет 1272,66 млн. рублей, или 25,0% к расчетной стоимости программы по средствам территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) и бюджетов всех уровней.

Стоимость Территориальной программы ОМС жителей Ульяновской области 2005 года по пяти статьям расходов (оплата труда, начисления на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование) составляет 2263,1 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и ТФОМС - 1010,0 млн. рублей, или 44,6%; средства областного бюджета и средства муниципальных бюджетов - 1253,1 млн. рублей, или 55,4%.

В связи с тем, что основным источником финансирования Территориальной программы, в том числе и Территориальной программы ОМС, являются средства областного бюджета и муниципальных бюджетов, то за счет средств бюджета в полном размере финансируются расходы лечебно-профилактических учреждений, привлекаемых к исполнению муниципальных заказов, - по коммунальным и прочим расходам, приобретению оборудования и предметов длительного пользования, капитальному ремонту и частично - расходы по оплате труда и начислениям на оплату труда, медикаментам и перевязочным средствам, продуктам питания, мягкому инвентарю и обмундированию.

Для лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) и индивидуальных предпринимателей, входящих в систему обязательного медицинского страхования, за счет бюджетов всех уровней производится дофинансирование до расчетной стоимости Территориальной программы ОМС жителей Ульяновской области 2005 года:

1) на 1 амбулаторно-поликлиническое посещение - в сумме 23,68 рубля;

2) на 1 койко-день в стационарах круглосуточного пребывания - в сумме 145,58 рубля;

3) на 1 день пребывания в дневных стационарах - в сумме 9,3 рубля.

За счет средств обязательного медицинского страхования подлежат финансированию расходы ЛПУ и индивидуальных предпринимателей, входящих в систему ОМС, в размере 100% - по медикаментам и перевязочным средствам, продуктам питания, мягкому инвентарю и обмундированию и частично расходов по оплате труда и начислениям на оплату труда в размере до 20% фонда оплаты труда. Финансирование системы обязательного медицинского страхования в 2005 году производится в соответствии с бюджетом ТФОМС. Доходы ТФОМС составляют 1010,0 млн. рублей, в том числе налоги на социальные нужды - 494,2 млн. рублей, безвозмездные поступления из федерального бюджета и Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 341,3 млн. рублей, централизованный платеж из областного бюджета на страхование неработающего населения Ульяновской области - 90,0 млн. рублей. В случае фактических поступлений в ТФОМС средств на страхование неработающего населения в размерах ниже утвержденных областным бюджетом 2005 года расходы по оплате труда и начислениям на оплату труда подлежат корректировке в сторону уменьшения, и учреждения здравоохранения финансируются только в пределах фактически поступивших средств в ТФОМС, а разница между утвержденным бюджетом 2005 года и фактическими поступлениями страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения финансируется средствами соответствующего бюджета - областного, муниципального.

Средства федерального бюджета, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и ТФОМС имеют целевое  направление и подлежат использованию лечебно-профилактическими учреждениями и индивидуальными предпринимателями, входящими в систему ОМС, только на расходы, утвержденные Территориальной программой ОМС жителей Ульяновской области 2005 года: на оплату труда и начисления на оплату труда, на медикаменты и перевязочные средства, на продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование. В случае использования учреждениями здравоохранения средств ОМС не по назначению нецелевые расходы подлежат удержанию с ЛПУ и индивидуальных предпринимателей, входящих в систему ОМС, и возврату на счета федерального бюджета, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и ТФОМС.

Реализация Территориальной программы будет способствовать оптимизации оказания медицинской помощи населению Ульяновской области, рациональному использованию ресурсов здравоохранения области.

1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Анализ ситуации


Медико-демографические показатели здоровья населения


Охрана здоровья - приоритетная задача всех уровней как законодательной, так и исполнительной власти Ульяновской области.

Население области к началу 2004 года составляло 1364,5 тысячи человек (таблица 1); рождаемость (таблица 2) - 8,6 на 1000 человек населения (по России - 9,8 на 1000 человек населения).

Увеличился уровень общей смертности до 16,6 на 1000 человек населения (в целом по России - 16,3 на 1000 человек населения).Основными причинами смерти являются заболевания системы кровообращения, новообразования, а в трудоспособном возрасте - травмы и отравления.

В 2003 году показатель младенческой смертности по сравнению с 2002 годом снизился на 18,6% и составил 12,3 на 1000 человек населения (по России - 13,3 на 1000 человек населения). В структуре младенческой смертности преобладают отдельные состояния перинатального периода - 52,3% и врожденные аномалии - 26,5%, что свидетельствует о низком уровне здоровья женщин. Болезни органов дыхания составляют 7,9%, врожденные инфекции - 1,3%, травмы, отравления - 4,9%.

Таблица 1


Численность населения (тыс. чел.)


Годы

Числен-
ность

В том числе

населе-
ния,

городское

сельское

взрослое

дети

всего

абсо-
лютное
число

%

абсо-
лютное
число

%

абсо-
лютное
число

%

абсо-
лютное
число

%

2002

1446,9

1059,2

73,2

387,7

26,8

1206,3

83,4

240,6

16,6

2003

1432,4

1050,5

73,3

381,9

26,7

1205,8

84,2

226,6

15,8

2004

1364,5

992,4

72,7

372,1

27,3

1143,3

83,8

221,2

16,2

Динами-
ка за
3 года

абсо-
лют-
ное
число

-82,4

-66,8

-15,6

-63,0

-19,4

%

-5,7

-6,3

-5,0

-5,2

-8,1



Таблица 2


Показатели естественного движения населения


Годы

Рождае-
мость на
1000
человек
населения

Общая
смертность
на 1000
человек
населения

Естественный
прирост на
1000 человек
населения

Младенческая
смертность

1999

7,6

14,0

-6,4

18,3

2000

7,8

15,0

-7,2

16,6

2001

7,8

15,2

-7,4

15,8

2002

8,3

16,1

-7,8

15,1

2003

8,6

16,6

-8,0

12,3

Динамика
за 2 года

абсолютное число

+0,3

+0,5

-0,2

-2,9

%

+3,6

+3,1

-2,6

-18,5

Российская Федерация,
2002 г.

9,8

16,3

-6,5

13,3



Материально-техническая база


На 1 января 2004 года в области функционировало 173 лечебно-профилактических учреждения: больниц - 88, диспансеров - 13, поликлиник (амбулаторий) - 61, стоматологических поликлиник - 11, фельдшерско-акушерских пунктов - 561, здравпунктов - 140. Кроме того, 5 санаториев, областная станция переливания крови, бюро судебно-медицинской экспертизы, центр медицинской профилактики, дом ребенка, центр медицины катастроф.

По состоянию на 1 января 2004 года из 402 зданий, в которых ведется лечебный процесс, амбулаторный прием, лабораторные и диагностические исследования, 110 нуждаются в капитальном ремонте, 14 - в реконструкции, а 5 зданий подлежат сносу. На капитальный ремонт лечебных учреждений требуется 237465,0 тыс. рублей. На балансе лечебно-профилактических учреждений области стоит 941 единица санитарного и 201 единица прочего транспорта.

Заболеваемость населения


Заболеваемость населения в 2003 году имела тенденцию к росту и составляла 823,5 на 1000 человек населения (Российская Федерация (далее РФ) - 744,7) против 804,4 на 1000 человек населения в 2002 году. Соответственно увеличилась заболеваемость: среди взрослых - с 607,7 на 1000 человек соответствующего населения до 637,8; среди подростков - с 1338,8 на 1000 человек соответствующего населения до 1361,2; среди детей - с 1566,0 соответствующего населения до 1637,2.

У детей наиболее часты респираторные болезни органов дыхания - 911,4, инфекционные и паразитарные заболевания - 103,6, болезни кожи и подкожной клетчатки - 118,2 на 1000 человек детского населения.

В 2003 году заболеваемость детей первого года жизни составляла 2334,7 на 1000 человек детей первого года жизни против 2443,1 в 2002 году.

Показатель детской инвалидности составляет 236,0 на 10000 человек детского населения (РФ - 191,9).

Заболеваемость активным туберкулезом составляла в 2003 году 67,2 на 100000 человек населения (РФ - 86,1) против 69,6 в 2002 году.

Заболеваемость злокачественными новообразованиями последние 3 года растет - в 2003 году - 292,2 на 100000 человек населения (РФ - 316,2) против 285,5 в 2002 году.

Заболеваемость сифилисом снизилась с 92,1 на 100000 человек населения в 2002 году до 70,4 в 2003 году (РФ - 119,5).

Имеет место рост заболеваемости алкоголизмом со 198,2 на 100000 человек населения в 2002 году до 199,4 в 2003 году (РФ - 175,0). Наблюдается значительное снижение наркомании с 21,2 на 100000 человек населения в 2002 году до 16,3 в 2003 году (РФ - 19,1).

2. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ,
ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ НАСЕЛЕНИЮ БЕСПЛАТНО

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»