ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2005 г. N 17
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи в Ульяновской области и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2004 N 690 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год" постановляю:
1. Утвердить Территориальную программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в Ульяновской области на 2005 год (прилагается).
2. Рекомендовать главам муниципальных образований области разработать муниципальные заказы на оказание гражданам бесплатной медицинской помощи.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Главы администрации области Тихонова И.В. и исполняющего обязанности заместителя Главы администрации области - начальника Главного управления финансов области Батракову И.А.
Глава администрации
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ
Утверждена
постановлением
Главы администрации области
от 11 февраля 2005 г. N 17
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД
ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД
Территориальная программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в Ульяновской области на 2005 год (далее - Территориальная программа) разработана на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2004 N 690 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год", Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью (далее - Методические рекомендации), утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 28.08.2001 N 2510/9257-01, N 3159/40-1.
При разработке нормативов оказания бесплатной медицинской помощи учтены демографические особенности возрастного состава населения Ульяновской области.
На 1 января 2004 года население области составляло 1364,5 тыс. человек, из них взрослых - 1143,3 тыс. человек (83,8%), детей - 221,2 тыс. человек (16.2%), в связи с чем для расчетов применен поправочный коэффициент: для детей - 0,74, для взрослых - 1,07. В соответствии с этим расчетные нормативы объемов медицинской помощи для взрослого населения выше, для детского - ниже нормативов, утвержденных Методическими рекомендациями.
Нормативы объемов бесплатной медицинской помощи населению Ульяновской области рассчитаны исходя из федеральных нормативов, фактически сложившейся заболеваемости по отдельным классам болезней и в рамках оптимизации деятельности учреждений здравоохранения с учетом их материально-технического оснащения, кадрового потенциала и экономических условий.
На 2005 год по Территориальной программе предусмотрены следующие нормативы:
1) амбулаторно-поликлиническая помощь: 9176,59 посещений на 1000 человек (федеральный норматив - 9198,0 посещений на 1000 человек населения), в том числе по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС) 8551,49 посещений на 1000 человек населения (федеральный норматив - 8458,0 посещений на 1000 человек населения);
2) стационарозамещающие технологии: дневные стационары - 570 дней лечения на 1000 человек населения (федеральный норматив - 577 дней лечения на 1000 человек населения), в том числе по ОМС 479 дней лечения на 1000 человек населения (федеральный норматив - 479 дней лечения на 1000 человек населения);
3) стационарная медицинская помощь: 2789,48 койко-дней на 1000 человек населения (федеральный норматив - 2812,5 койко-дней на 1000 человек населения), в том числе по ОМС 2090,6 койко-дней на 1000 человек населения (федеральный норматив - 1942,5 койко-дней на 1000 человек населения).
Объемы стационарной медицинской помощи ниже федерального норматива за счет социально значимых видов помощи (фтизиатрии), что обусловлено недостаточностью материально-технических ресурсов.
Объемы стационарной помощи, входящие в систему ОМС, соответствуют федеральным нормативам в целом при перераспределении объемов по отдельным профилям с учетом сложившейся заболеваемости и занятости койки в году по соответствующим профилям;
4) скорая помощь: 318 вызовов на 1000 человек населения, что соответствует федеральному нормативу.
Приоритетными направлениями в Территориальной программе являются развитие и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи, а также развитие стационарозамещающих и ресурсосберегающих технологий. Коечная мощность распределена в соответствии с территориальными особенностями, а также с учетом уровня и структуры заболеваемости и болезненности населения территории.
Территориальной программой предусматривается оказание стационарной медицинской помощи на трех уровнях:
районный - оказание врачебной медицинской помощи по 10 специальностям (педиатрия, терапия, травматология, хирургия, гинекология, неврология, инфекционные койки, родильные, патологии, беременности, абортные) - центральные районные больницы, районные, участковые больницы, врачебные амбулатории, государственное учреждение здравоохранения "Узловая поликлиника ст. Инза";
городской - оказание всех видов специализированной помощи в учреждениях здравоохранения г. Ульяновска, г. Димитровграда и в ведомственных лечебно-профилактических учреждениях;
клинический - высококвалифицированная специализированная помощь населению области в учреждениях здравоохранения областного подчинения.
Оказание амбулаторно-поликлинической помощи (в том числе по стационарозамещающим технологиям) предусматривается по одному уровню.
Расчетная стоимость Территориальной программы составляет 5088,66 млн. рублей, в том числе Территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Территориальная программа ОМС) - 2960,71 млн. рублей. Финансовое обеспечение Территориальной программы в 2005 году средствами бюджета всех уровней составляет 2806,0 млн. рублей, или 55,1%; средствами обязательного медицинского страхования - 1010,0 млн. рублей, или 19,9%. Дефицит стоимости Территориальной программы составляет 1272,66 млн. рублей, или 25,0% к расчетной стоимости программы по средствам территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) и бюджетов всех уровней.
Стоимость Территориальной программы ОМС жителей Ульяновской области 2005 года по пяти статьям расходов (оплата труда, начисления на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование) составляет 2263,1 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и ТФОМС - 1010,0 млн. рублей, или 44,6%; средства областного бюджета и средства муниципальных бюджетов - 1253,1 млн. рублей, или 55,4%.
В связи с тем, что основным источником финансирования Территориальной программы, в том числе и Территориальной программы ОМС, являются средства областного бюджета и муниципальных бюджетов, то за счет средств бюджета в полном размере финансируются расходы лечебно-профилактических учреждений, привлекаемых к исполнению муниципальных заказов, - по коммунальным и прочим расходам, приобретению оборудования и предметов длительного пользования, капитальному ремонту и частично - расходы по оплате труда и начислениям на оплату труда, медикаментам и перевязочным средствам, продуктам питания, мягкому инвентарю и обмундированию.
Для лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) и индивидуальных предпринимателей, входящих в систему обязательного медицинского страхования, за счет бюджетов всех уровней производится дофинансирование до расчетной стоимости Территориальной программы ОМС жителей Ульяновской области 2005 года:
1) на 1 амбулаторно-поликлиническое посещение - в сумме 23,68 рубля;
2) на 1 койко-день в стационарах круглосуточного пребывания - в сумме 145,58 рубля;
3) на 1 день пребывания в дневных стационарах - в сумме 9,3 рубля.
За счет средств обязательного медицинского страхования подлежат финансированию расходы ЛПУ и индивидуальных предпринимателей, входящих в систему ОМС, в размере 100% - по медикаментам и перевязочным средствам, продуктам питания, мягкому инвентарю и обмундированию и частично расходов по оплате труда и начислениям на оплату труда в размере до 20% фонда оплаты труда. Финансирование системы обязательного медицинского страхования в 2005 году производится в соответствии с бюджетом ТФОМС. Доходы ТФОМС составляют 1010,0 млн. рублей, в том числе налоги на социальные нужды - 494,2 млн. рублей, безвозмездные поступления из федерального бюджета и Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 341,3 млн. рублей, централизованный платеж из областного бюджета на страхование неработающего населения Ульяновской области - 90,0 млн. рублей. В случае фактических поступлений в ТФОМС средств на страхование неработающего населения в размерах ниже утвержденных областным бюджетом 2005 года расходы по оплате труда и начислениям на оплату труда подлежат корректировке в сторону уменьшения, и учреждения здравоохранения финансируются только в пределах фактически поступивших средств в ТФОМС, а разница между утвержденным бюджетом 2005 года и фактическими поступлениями страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения финансируется средствами соответствующего бюджета - областного, муниципального.
Средства федерального бюджета, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и ТФОМС имеют целевое направление и подлежат использованию лечебно-профилактическими учреждениями и индивидуальными предпринимателями, входящими в систему ОМС, только на расходы, утвержденные Территориальной программой ОМС жителей Ульяновской области 2005 года: на оплату труда и начисления на оплату труда, на медикаменты и перевязочные средства, на продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование. В случае использования учреждениями здравоохранения средств ОМС не по назначению нецелевые расходы подлежат удержанию с ЛПУ и индивидуальных предпринимателей, входящих в систему ОМС, и возврату на счета федерального бюджета, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и ТФОМС.
Реализация Территориальной программы будет способствовать оптимизации оказания медицинской помощи населению Ульяновской области, рациональному использованию ресурсов здравоохранения области.
1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Анализ ситуации
Медико-демографические показатели здоровья населения
Охрана здоровья - приоритетная задача всех уровней как законодательной, так и исполнительной власти Ульяновской области.
Население области к началу 2004 года составляло 1364,5 тысячи человек (таблица 1); рождаемость (таблица 2) - 8,6 на 1000 человек населения (по России - 9,8 на 1000 человек населения).
Увеличился уровень общей смертности до 16,6 на 1000 человек населения (в целом по России - 16,3 на 1000 человек населения).Основными причинами смерти являются заболевания системы кровообращения, новообразования, а в трудоспособном возрасте - травмы и отравления.
В 2003 году показатель младенческой смертности по сравнению с 2002 годом снизился на 18,6% и составил 12,3 на 1000 человек населения (по России - 13,3 на 1000 человек населения). В структуре младенческой смертности преобладают отдельные состояния перинатального периода - 52,3% и врожденные аномалии - 26,5%, что свидетельствует о низком уровне здоровья женщин. Болезни органов дыхания составляют 7,9%, врожденные инфекции - 1,3%, травмы, отравления - 4,9%.
Таблица 1
Численность населения (тыс. чел.)
Годы | Числен- | В том числе | ||||||||
населе- | городское | сельское | взрослое | дети | ||||||
всего | абсо- | % | абсо- | % | абсо- | % | абсо- | % | ||
2002 | 1446,9 | 1059,2 | 73,2 | 387,7 | 26,8 | 1206,3 | 83,4 | 240,6 | 16,6 | |
2003 | 1432,4 | 1050,5 | 73,3 | 381,9 | 26,7 | 1205,8 | 84,2 | 226,6 | 15,8 | |
2004 | 1364,5 | 992,4 | 72,7 | 372,1 | 27,3 | 1143,3 | 83,8 | 221,2 | 16,2 | |
Динами- | абсо- | -82,4 | -66,8 | -15,6 | -63,0 | -19,4 | ||||
% | -5,7 | -6,3 | -5,0 | -5,2 | -8,1 |
Таблица 2
Показатели естественного движения населения
Годы | Рождае- | Общая | Естественный | Младенческая | |
1999 | 7,6 | 14,0 | -6,4 | 18,3 | |
2000 | 7,8 | 15,0 | -7,2 | 16,6 | |
2001 | 7,8 | 15,2 | -7,4 | 15,8 | |
2002 | 8,3 | 16,1 | -7,8 | 15,1 | |
2003 | 8,6 | 16,6 | -8,0 | 12,3 | |
Динамика | абсолютное число | +0,3 | +0,5 | -0,2 | -2,9 |
% | +3,6 | +3,1 | -2,6 | -18,5 | |
Российская Федерация, | 9,8 | 16,3 | -6,5 | 13,3 |
Материально-техническая база
На 1 января 2004 года в области функционировало 173 лечебно-профилактических учреждения: больниц - 88, диспансеров - 13, поликлиник (амбулаторий) - 61, стоматологических поликлиник - 11, фельдшерско-акушерских пунктов - 561, здравпунктов - 140. Кроме того, 5 санаториев, областная станция переливания крови, бюро судебно-медицинской экспертизы, центр медицинской профилактики, дом ребенка, центр медицины катастроф.
По состоянию на 1 января 2004 года из 402 зданий, в которых ведется лечебный процесс, амбулаторный прием, лабораторные и диагностические исследования, 110 нуждаются в капитальном ремонте, 14 - в реконструкции, а 5 зданий подлежат сносу. На капитальный ремонт лечебных учреждений требуется 237465,0 тыс. рублей. На балансе лечебно-профилактических учреждений области стоит 941 единица санитарного и 201 единица прочего транспорта.
Заболеваемость населения
Заболеваемость населения в 2003 году имела тенденцию к росту и составляла 823,5 на 1000 человек населения (Российская Федерация (далее РФ) - 744,7) против 804,4 на 1000 человек населения в 2002 году. Соответственно увеличилась заболеваемость: среди взрослых - с 607,7 на 1000 человек соответствующего населения до 637,8; среди подростков - с 1338,8 на 1000 человек соответствующего населения до 1361,2; среди детей - с 1566,0 соответствующего населения до 1637,2.
У детей наиболее часты респираторные болезни органов дыхания - 911,4, инфекционные и паразитарные заболевания - 103,6, болезни кожи и подкожной клетчатки - 118,2 на 1000 человек детского населения.
В 2003 году заболеваемость детей первого года жизни составляла 2334,7 на 1000 человек детей первого года жизни против 2443,1 в 2002 году.
Показатель детской инвалидности составляет 236,0 на 10000 человек детского населения (РФ - 191,9).
Заболеваемость активным туберкулезом составляла в 2003 году 67,2 на 100000 человек населения (РФ - 86,1) против 69,6 в 2002 году.
Заболеваемость злокачественными новообразованиями последние 3 года растет - в 2003 году - 292,2 на 100000 человек населения (РФ - 316,2) против 285,5 в 2002 году.
Заболеваемость сифилисом снизилась с 92,1 на 100000 человек населения в 2002 году до 70,4 в 2003 году (РФ - 119,5).
Имеет место рост заболеваемости алкоголизмом со 198,2 на 100000 человек населения в 2002 году до 199,4 в 2003 году (РФ - 175,0). Наблюдается значительное снижение наркомании с 21,2 на 100000 человек населения в 2002 году до 16,3 в 2003 году (РФ - 19,1).
2. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ,
ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ НАСЕЛЕНИЮ БЕСПЛАТНО