ЗАКОН

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ "РЕФОРМИРОВАНИЕ ПАССАЖИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2007 - 2012 ГОДАХ"  

(с изменениями на 4 июля 2012 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
     Закона Ульяновской области от 04.07.2012 N 86-ЗО
____________________________________________________________________


Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
28 сентября 2006 года


Утвердить концепцию "Реформирование пассажирского автомобильного транспорта общего пользования Ульяновской области в 2007 - 2012 годах" (прилагается).


Губернатор
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ

Ульяновск
4 октября 2006 года
N 144-ЗО






Утверждена
Законом Ульяновской области
"Об утверждении концепции
"Реформирование пассажирского
автомобильного транспорта общего
пользования Ульяновской области
в 2007 - 2012 годах"

КОНЦЕПЦИЯ
"РЕФОРМИРОВАНИЕ ПАССАЖИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2007 - 2012
ГОДАХ"

ВВЕДЕНИЕ


В последнее время в России сложились объективные предпосылки для ускоренного развития автомобильного транспорта. Возросло его влияние на развитие социально-экономической сферы страны. Факторами, позволяющими делать прогнозы роста развития автомобильного транспорта, являются:

1) объективные преимущества автотранспорта - скорость, гибкость, мобильность, надежность;

2) большинство населенных пунктов страны не имеют подъездных путей, кроме автомобильных.

Важнейшая роль в обеспечении социально-политической и экономической стабильности общества принадлежит автобусному транспорту, осуществляющему более 52 процентов всех пассажирских перевозок страны. Междугородные автомобильные перевозки пассажиров эффективно конкурируют с пригородными и дальними железнодорожными перевозками.Перевозки пассажиров автомобильным транспортом в междугородном сообщении эффективно конкурируют с перевозками пассажиров в поездах дальнего следования и пригородного сообщения.

Под пассажирским автомобильным транспортом общего пользования (далее - ПАТОП) понимают автомобильный транспорт всех форм собственности, осуществляющий перевозки пассажиров в городском, пригородном, междугородном сообщении на основании договора с исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления.

Ульяновской области как субъекту Российской Федерации присущи все тенденции развития, особенности и проблемы ПАТОП России. Важнейшими проблемами ПАТОП Ульяновской области являются:

1) низкий технический уровень отечественных автомобилей и высокая степень их изношенности, что влечет высокие издержки автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области (с 1995 по 2005 год в связи со значительным износом автобусный парк государственных автотранспортных предприятий сократился с 1281 до 539 единиц подвижного состава, за этот же период было приобретено всего лишь 97 автобусов);

2) низкий уровень безопасности дорожного движения (так, если в 2001 году по вине водителей автобусов было совершено 19 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадал 31 человек, погиб 1 человек, то в 2005 году по вине водителей автобусов было совершено 41 дорожно-транспортное происшествие, в которых пострадали 62 человека, погиб 1 человек);

3) перегруженность улично-дорожной сети в крупных населенных пунктах (повышенная интенсивность движения за счет замещения автобусов большой вместимости автобусами малой и особо малой вместимости);

4) недостаточность регулирования пассажирских перевозок со стороны органов исполнительной и законодательной власти;

5) Утратил силу. - Закон Ульяновской области от 04.07.2012 N 86-ЗО

6) несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность ПАТОП;

7) наличие недобросовестной конкуренции на рынке перевозок.

Концепция "Реформирование пассажирского автомобильного транспорта общего пользования Ульяновской области в 2007 - 2012 годах" (далее - Концепция) исходит из основных положений Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, в частности, ее первого этапа, рассчитанного до 2010 года, и учитывает ситуацию и особенности, сложившиеся непосредственно в Ульяновской области и г. Ульяновске.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ
РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ


ПАТОП Ульяновской области оказывает значительное влияние на экономику и социальную сферу Ульяновской области. Обеспечивая передвижение людей во времени и пространстве, он способствует ускоренному развитию рыночных отношений, становлению предпринимательства. Состояние ПАТОП Ульяновской области определяется тем общим социально-экономическим положением, которое сложилось в Ульяновской области в настоящее время. Спад общественного производства, снижение инвестиционной активности, инфляция, рост цен - все это непосредственно отражается на деятельности автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области. В настоящее время до крайности осложнилось их финансовое состояние, резко замедлились воспроизводственные процессы, обновление транспортных средств, увеличивается изношенность основных средств. Поэтому экономическая ситуация в еще большей степени предопределяет важность правильного выбора наиболее эффективных мероприятий научно-технического прогресса, направленных на решение комплекса взаимосвязанных задач по внедрению новой техники и прогрессивных технологических процессов, передовых форм и методов организации производства, эффективных методов управления производственно-хозяйственной деятельностью, обеспечивающих повышение эффективности ПАТОП Ульяновской области.

Назначение ПАТОП Ульяновской области состоит в осуществлении стабильных, надежных и безопасных перевозок пассажиров, способствующих эффективному обеспечению многосторонней жизнедеятельности населения Ульяновской области. В настоящее время в данной отрасли сложилась критическая ситуация.

В последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения числа автобусов средней и большой вместимости на маршрутах регулярных перевозок с одновременным резким ростом количества автобусов малой и особо малой вместимости. Около 70 процентов подвижного состава автобусного парка подвержено значительному износу и подлежит списанию или требует проведения капитального ремонта. Производственная база автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, разрушается, не на должном уровне находится качество обслуживания пассажиров. Состояние областного и городского бюджетов не обеспечивает гарантированные по срокам и объемам размеры возмещения затрат пассажирского транспорта на осуществление транспортных услуг. Привлечение индивидуальных предпринимателей, использующих автобусы малой и особо малой вместимости, не может снять остроту транспортной проблемы.

Таким образом, в работе ПАТОП Ульяновской области обозначились две основные проблемы. Первая заключается в том, что деятельность автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, не ведет к финансовой самообеспеченности; и вторая - это отсутствие достаточного объема финансирования из бюджета для поддержания провозных мощностей на соответствующем уровне. Эти проблемы Правительство Ульяновской области в первую очередь учитывает при формировании общей стратегии развития ПАТОП.

Прогноз возможных результатов развития ПАТОП Ульяновской области в случае сохранения сложившихся тенденций:

1) потеря устойчивости и резкое снижение безопасности функционирования пассажирского автотранспорта;

2) Правительство Ульяновской области и администрация города Ульяновска будут вынуждены осуществлять значительные единовременные вложения для вывода пассажирского транспорта из кризиса;

3) резко снизится мобилизационная готовность пассажирского транспорта, входящего в колонны войскового типа;

4) произойдет замена автобусов большой вместимости на использование на маршрутах Ульяновской области личного транспорта малой вместимости, что повлечет резкое обострение экологической обстановки, рост социально-экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий, перегруженность транспортных потоков;

5) резко ухудшится обслуживание льготных категорий пассажиров.

Реализация программных мероприятий Концепции при решении проблемы реформирования ПАТОП Ульяновской области позволит обеспечить комплексность и системность на основе:

1) определения целей и задач;

2) концентрации ресурсов Правительства Ульяновской области для реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере ПАТОП Ульяновской области;

3) повышения эффективности государственного управления в области ПАТОП Ульяновской области.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ


Основными целями Концепции являются:

1) повышение качества перевозок пассажиров в городском, пригородном, междугородном сообщении, выполняемых автотранспортными организациями, расположенными на территории Ульяновской области, и индивидуальными предпринимателями (упорядочение работы "ПАТОП Ульяновской области", снижение количества срывов рейсов, повышение комфортабельности перевозок);

2) обеспечение безопасности дорожного движения;

3) обеспечение экологической безопасности региона;

4) обеспечение рентабельной и устойчивой производственной и финансово-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области;

5) оптимизация расходов областного бюджета;

6) повышение занятости населения в городах и районах Ульяновской области;

7) удовлетворение потребности в перевозках льготных категорий пассажиров;

8) обеспечение транспортной доступности для сельского населения.

Условиями достижения целей Концепции является выполнение следующих задач:

1) обновление подвижного состава ПАТОП Ульяновской области;

2) реализация мер, направленных на обеспечение безопасности перевозки пассажиров;

3) создание оптимальной структуры управления автотранспортными организациями, расположенными на территории Ульяновской области, выполняющими перевозки пассажиров, повышение эффективности их деятельности;

4) создание единой управляющей компании для осуществления централизованного управления, бюджетирования производственной деятельности акционируемых государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области;

5) акционирование государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области с передачей в собственность единой управляющей компании контрольного пакета акций реорганизованных государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области;

6) разработка и установление основных принципов разграничения полномочий между автотранспортными организациями, расположенными на территории Ульяновской области, и создаваемой структурой, организация производственной, коммерческой, финансово-экономической деятельности;

7) реализация принципов регулирования, оптимизации маршрутной сети и расписания движения "ПАТОП Ульяновской области";

8) реализация принципов формирования тарифов на перевозку пассажиров;

9) развитие конкурентной среды на рынке перевозок;

10) совершенствование нормативно-правовой базы.

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ

3.1. Совершенствование транспортного обслуживания
населения за счет организационно-технических
преобразований


Каждому гражданину России государство обязано гарантировать возможность реализовать закрепленное Конституцией Российской Федерации право на передвижение с приемлемым качеством услуг и по доступным ценам. Поэтому главной задачей в области ПАТОП является формирование пассажирообразующей системы, отвечающей интересам общества, современным стандартам и обеспечивающей эффективное использование ресурсов, транспортную и экологическую безопасность.

В сфере перевозки пассажиров ПАТОП Ульяновской области улучшение транспортного обслуживания населения Ульяновской области предусматривается осуществить путем обновления подвижного состава, в том числе и за счет привлечения внебюджетных средств инвесторов на основе концессии. На практике данное направление реализуется путем разработки и исполнения областной целевой программы "Обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта Ульяновской области в 2007 - 2011 годах

Обеспечение автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, новыми типами транспортных средств, отвечающих мировым стандартам и правилам, в свою очередь приведет к повышению комфортабельности поездок, в том числе и за счет использования автобусов средней и большой вместимости, снижению количества срывов рейсов и эксплуатационных затрат автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области. Кроме этого, обновление автобусного парка привлечет молодые кадры водителей и кондукторов, улучшит экологию, культуру обслуживания, конкурентоспособность общественного транспорта.

Обновление подвижного состава позволит также повысить надежность и безопасность функционирования ПАТОП Ульяновской области. Снижение аварийности в сфере ПАТОП Ульяновской области также предусматривается и за счет реализации мероприятий областной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Ульяновской области в 2007 - 2012 годах".

По мере осуществления основных мероприятий по реформированию системы ПАТОП Ульяновской области (раздел 3.2) будет совершенствоваться транспортное обслуживание населения, в том числе и за счет использования современных технических методов автоматизации изучения пассажиропотоков и сбора доходов, первичного учета транспортной работы, системы диспетчерского управления и информатизации на основе спутниковой навигации. Это позволит в значительной степени снизить время ожидания пассажирского транспорта на остановочных пунктах, наиболее рационально перераспределять автобусы различной вместимости между маршрутами в зависимости от пассажиропотока, свести к минимуму перегруженность улично-дорожной сети.

Данные мероприятия целесообразно выделить в самостоятельную областную целевую программу с привлечением средств внебюджетных источников.

Для финансирования проектов предусмотрено применение лизинговой схемы, широко применяющейся в других регионах Российской Федерации.

3.2. Сущность реформирования системы ПАТОП


Реформированию подвергаются основные механизмы сферы ПАТОП Ульяновской области с целью стабилизации финансового состояния "автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, что позволит улучшить транспортное обслуживание населения Ульяновской области, сдерживать рост тарифов и увеличение субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Концепция объединяет и систематизирует разрозненные мероприятия, направленные на экономию бюджетных средств и снижение бюджетной нагрузки. В течение периода реализации Концепции предполагается упорядочить и стабилизировать работу ПАТОП Ульяновской области в виде гармоничного функционирования в перевозочном процессе транспортных средствавтотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров по единым стандартам на более высоком уровне.

Расходы ПАТОП Ульяновской области будут восполняться за счет средств, поступающих от оплаты за проезд пассажирами, повышения эффективности деятельности автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также путем привлечения средств из внебюджетных источников.

Привлечение внебюджетных источников финансирования возможно только при акционировании государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области. Для исключения "потери" отрасли в связи с акционированием, с целью осуществления государственного контроля и регулирования деятельности акционируемых государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области потребуется создание единой управляющей компании, находящейся в собственности Ульяновской области. Контрольный пакет акций акционированных государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области передается в распоряжение управляющей компании.

Акционирование государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области и объединение их в холдинг носит необходимый характер по следующим причинам:

1) раздельные государственные автотранспортные предприятия Ульяновской области не могут разрозненными действиями противостоять в конкурентной борьбе и постоянно сдают свои позиции;

2) на 30 процентах государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области кредиторская задолженность соизмерима со стоимостью основных средств или годовым объемом доходов. Самостоятельно они не в состоянии решить эту проблему. В случае акционирования привлеченные доходы пойдут, в том числе, и на погашение кредиторской задолженности;

3) отсутствие единых современных методов управления и контроля над государственным автотранспортным государственным автотранспортным предприятием Ульяновской области Ульяновской области не позволяет собственнику эффективно управлять собственностью;

4) объединение государственным автотранспортным предприятием Ульяновской области с дополнительным акционированием позволит собственнику определить, чем он владеет (стоимость имущества и каково состояние дел его собственности);

5) объединение государственным автотранспортным предприятием Ульяновской области позволит проводить единую политику по оптимизации подвижного состава, что сократит расходование средств на приобретение запасных частей и ремонт техники, а также единую политику по закупке топлива.

Безусловно, объединение государственным автотранспортным предприятием Ульяновской области в единое не должно ухудшить их финансово-хозяйственную деятельность из-за ограничения полномочий руководителей предприятий, отсутствия возможности и стимула получения дополнительных доходов, сокращения расходов. Все эти моменты будут отражены в уставах управляющей компании, дочерних акционерных обществ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»