Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ЗАКОН

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА
2006 - 2010 ГОДЫ

(с изменениями на 28 августа 2008 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
     Закона Ульяновской области от 28.08.2008 N 146-ЗО
____________________________________________________________________


Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
27 апреля 2006 года


Утвердить Концепцию реформирования жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области на 2006 - 2010 годы (прилагается).

Губернатор
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ

Ульяновск
6 мая 2006 года
N 54-ЗО





Утверждена
Законом Ульяновской области
"Об утверждении Концепции
реформирования жилищно-коммунального
комплекса Ульяновской области
на 2006 - 2010 годы"

КОНЦЕПЦИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ  


ВВЕДЕНИЕ


Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек при оказании услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, большими потерями энергоресурсов.

Необходимость развития и совершенствования методов работы и управления жилищно-коммунальным комплексом области в настоящее время ни у кого не вызывает сомнений. Недостаточное внимание к этой отрасли в предыдущие годы привело к значительному износу основных фондов и обострению социально-политической обстановки.

Настоящая Концепция реформирования жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области на 2006 - 2010 годы (далее - Концепция) разработана с учетом положений подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2001 г. N 346-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 г. N 1183-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865.

Концепция предлагает методологические подходы к проведению преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве на территории Ульяновской области, повышающие надежность функционирования жилищно-коммунальной системы жизнеобеспечения населения и направленные на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса, формирование режима его устойчивого и достаточного финансирования.

Целями Концепции являются обеспечение комфортных и безопасных условий проживания граждан, адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения.

Концепция направлена на ликвидацию сверхнормативного износа основных средств, стимулирование эффективного и рационального хозяйствования организаций жилищно-коммунального хозяйства, максимальное использование ими всех доступных ресурсов для решения задач надежного, устойчивого, технически и экономически обоснованного уровня обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг и является основой для разработки программ и проектов, обеспечивающих повышение эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований, улучшение качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг.

Разработка программ реализации мероприятий, определенных в настоящей Концепции, должно осуществляться как единое целое с учетом их взаимосвязи и взаимозависимости.

1. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1.1. Жилищный фонд


Жилищный фонд в Ульяновской области Ульяновской области составляет 28,5 млн. кв. м, в том числе в городских поселениях - 20,34 млн. кв. м, что составляет 71,4% всего жилищного фонда области, в сельских поселениях - 8,16 млн. кв. м, что составляет 28,6% всего жилищного фонда области.

Из 28,5 млн. кв. м жилищного фонда в муниципальной собственности находится 14,3 млн. кв. м, что составляет 47,2% всего жилищного фонда.

Ветхим и аварийным фондом является 0,271 млн. кв. м, что составляет 1,9% площади жилищного фонда.

Основными причинами ветхости жилищного фонда являются:

естественное старение зданий;

экстремальные условия формирования жилищного фонда послевоенного периода;

отсутствие нормативного текущего и капитального ремонта основных строительных конструкций и инженерного оборудования.

Обслуживание вышеуказанного жилищного фонда осуществляется 92 организациями, в основном муниципальными.

1.2. Финансово-экономическое состояние организаций
жилищно-коммунального хозяйства области


Дебиторская задолженность организаций жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на 1 января 2006 года составила 5077,5 млн. рублей, кредиторская задолженность - 7355,9 млн. рублей. Доходы организаций ЖКХ по итогам производственной деятельности в 2005 году составили 7114,9 млн. рублей, расходы - 7288,3 млн. рублей. Анализ финансово-экономического состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства по итогам работы 2005 года показал, что конечный финансовый результат работы комплекса составил 173,4 млн. рублей убытка.

1.3. Водопроводно-канализационное хозяйство


Водоснабжение населения является одним из определяющих факторов здоровья, уровня жизни населения и социально-экономического развития поселений Ульяновской области.

В городе Ульяновске действует 4 источника водоснабжения: Поливенский речной водозабор, являющийся единственным источником в Правобережье, и 3 источника в Левобережье: Архангельский грунтовый и речной водозаборы, водозабор на Нижней Террасе. Основным источником водоснабжения города Ульяновска является р. Волга (порядка 70% потребления воды г. Ульяновска). Водоснабжение правобережной части г. Ульяновска осуществляется от единственного источника - открытого водозабора. В соответствии с установленными требованиями город должен иметь два независимых водоисточника, один из которых должен быть подземным. Для решения данного вопроса согласно результатам предварительной разведки, выполненной в 1987 году, было предложено использовать воду из подземных источников Барышского и Свияжского водозаборов (производительность Свияжского водозабора - 30 тыс. куб. м/сут. и Барышского водозабора - 70 тыс. куб. м/сут., водоводы диаметром - 500 - 900 мм., общая протяженность - 140 км).

Подземные водозаборы в сельских и городских поселениях Ульяновской области не в полном объеме обеспечивают потребителей питьевой водой. Энергоемкое оборудование водозаборов устарело и приводит к большим неэффективным затратам. Технические потери воды составляют до 40%. В связи с банкротством многих сельскохозяйственных производственных кооперативов и иных организаций, имеющих на балансе водопроводные сети, эксплуатация водопроводов осуществлялась крайне неудовлетворительно, многие из них доведены до аварийного состояния, не имеют организованных зон санитарной охраны.

На балансе организаций жилищно-коммунального хозяйства и в казне муниципальных образований области находится 4899 км водопроводных сетей, требуют замены - 1847 км. На территории Ульяновской области (на 01.01.2005) действовали 1583 источника централизованного водоснабжения. Из них: обеспечивающих коммунальные водопроводы - 350, ведомственные  водопроводы - 1233, в том числе в сельских поселениях - 1261. Там, где отсутствует централизованное водоснабжение, имеются источники децентрализованного водоснабжения (каптажи, родники, колодцы) в количестве 1091, в том числе в сельских поселениях - 921.

В 49 населенных пунктах Ульяновской области имеется система централизованной канализации, в том числе: в 5 городах, 19 поселках городского типа, 25 сельских населенных пунктах. Общая протяженность канализационных сетей составляет 679,3 км, в том числе находящихся в муниципальной собственности - 512,04 км.

Износ канализационных и водопроводных сетей , находящихся в муниципальной собственности, составляет 60%.

Мощность существующих очистных сооружений позволяет осуществить очистку всего 54% от общего необходимого количества стоков. В 4 районах области очистные канализационные сооружения отсутствуют. В Базарносызганском, Вешкаймском, Кузоватовском, Майнском, Мелекесском, Новоспасском, Сенгилеевском, Старомайнском, Сурском, Тереньгульском, Ульяновском, Цильнинском районах и городе Барыше очистные сооружения изношены и не обеспечивают должной очистки согласно нормативным требованиям.

Существующее неблагополучное состояние систем водопроводно-канализационного хозяйства определяется целым рядом проблем, возникших вследствие многолетних низких темпов развития водопроводно-канализационных систем и комплектации водопроводно-канализационного хозяйства техникой, материалами и оборудованием.

Высокий уровень износа оборудования и коммуникаций привел к росту числа аварий.

Качество питьевой воды


Основной качественной характеристикой питьевой воды, влияющей на состояние здоровья населения, является ее соответствие гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим (бактериологическим) показателям.

Санитарно-химические показатели качества питьевой воды характеризуются наличием в воде различных концентраций химических элементов и их соединений. Отклонения качественных показателей от установленных нормативов по содержанию железа, марганца и жесткости наблюдаются в Старомайнском, Мелекесском, Сурском, Чердаклинском, Новомалыклинском, Базарносызганском и Барышском районах и в г. Ульяновске.

Использование воды данных месторождений требует реализации комплекса мероприятий по устройству установок водоподготовки (обезжелезивания, сорбционной очистки и т.п.). Микробиологические показатели качества воды зависят от технического состояния систем водоснабжения и уровня их текущей эксплуатации.

Основными факторами, влияющими на ухудшение микробиологических показателей, являются:

увеличение аварийности вследствие износа водопроводных сетей и сооружений;

неисполнение ежегодных мероприятий по обеззараживанию водопроводных сетей (промывка с хлорированием), предусмотренных правилами эксплуатации;

невыполнение мероприятий по промывке и обеззараживанию сетей водоснабжения после ликвидации аварийных ситуаций;

несоблюдение мероприятий по содержанию охранных зон водозаборов;

отсутствие и выход из эксплуатации установок обеззараживания воды при подаче в водопроводную сеть на станциях второго подъема;

невыполнение мероприятий по ликвидационному тампонажу бездействующих скважин, непригодных для дальнейшей эксплуатации.

Наблюдаются сезонные отклонения от установленных санитарными правилами норм в пробах воды из водоисточников в г. Ульяновске, Мелекесском, Сенгилеевском, Радищевском, Ульяновском, Майнском, Базарносызганском, Карсунском, Кузоватовском районах.

Следствием высокого уровня износа водопроводных сетей и ненадлежащего состояния зон санитарной охраны может стать ухудшение органолептических и микробиологических показателей качества питьевой воды и увеличение заболеваемости населения инфекционными заболеваниями, связанными с водным фактором.

В целях улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и предотвращения вспышек инфекционных заболеваний, возникновение которых" связано с питьевой водой, необходимо реализовать комплекс мер по приведению систем водоснабжения населения независимо от форм собственности в состояние, соответствующее нормам эксплуатации. Высокий уровень физического износа систем водоснабжения приводит к снижению надежности снабжения питьевой водой населения, а также надежности работы систем отопления в течение отопительного сезона.

1.4. Теплоэнергетический комплекс


Кризисное состояние коммунальной теплоэнергетики области обусловлено высоким уровнем затратности, отсутствием экономических стимулов, решений по снижению издержек на производство тепловой энергии и характеризуется высокой степенью износа основных средств по теплогенерирующему и теплосетевому оборудованию, низким уровнем эксплуатации, неэффективной работой предприятий жилищно-коммунального комплекса.

Теплоснабжение - это одна из важнейших составляющих жилищно-коммунального хозяйства Ульяновской области. Повышение надежности и эффективности функционирования коммунальных систем теплоснабжения, обеспечение бесперебойного и качественного снабжения потребителей тепловой энергией - одна из основных задач органов местного самоуправления.

Сегодня теплоснабжением в 21 районе и в 4 городах Ульяновской области обеспечивают:

по районам области: 45 организаций, в том числе 34 муниципальных;

по городам области:

г. Ульяновск - 21 организация, в том числе 3 муниципальных;

г. Димитровград - 10 организаций, в том числе 1 муниципальная;

г. Барыш - 1 организация, в том числе 1 муниципальная;

г. Новоульяновск - 2 организации.

Итого 79 организаций, в том числе 39 муниципальных.

Объем производства тепловой энергии по области за 2005 год составил 6854 тыс. Гкал на сумму 2674 млн. рублей. В том числе собственное производство муниципальных унитарных предприятий составило 1301 тыс. Гкал на сумму 682 млн. рублей.

В Ульяновской области 1080 котельных, из которых 279 - котельные ЖКХ, обеспечивающие тепловой энергией жилищный фонд и объекты социальной сферы. Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении 1478 км, из которых 1038 км находятся в муниципальной казне. Из общей протяженности сетей 60% нуждается в замене, так как их изношенность достигает более 65%.

Из-за ветхости и большого износа конструктивных элементов инженерной инфраструктуры потери тепловой энергии достигают более 15%.

Из 25 районов в 8 районах преобладают мазутные котельные, в 13 - газовые.

Мазутные котельные вырабатывают в год тепловой энергии 287,5 тыс. Гкал на сумму 220,9 млн. рублей и при этом их эксплуатация приносит убытки в размере 6 млн. рублей в год (плюс недополученные доходы от разницы в тарифах для населения около 68 млн. рублей).

Объем производства тепловой энергии котельных на газовом топливе в районах составляет 611,9 тыс. Гкал на сумму 256 млн. рублей. Большинство из них имеют нулевую рентабельность.

Из 79 теплоснабжающих организаций области 9 специализируются только на услугах по передаче тепла (без собственного производства), в том числе 5 муниципальных. Имеют тепловые сети на своем балансе 36 организаций, в том числе 25 муниципальных.

Коэффициент загрузки муниципальных котельных:

55 котельных имеют коэффициент загрузки от 16 до 30%;

70 котельных имеют коэффициент загрузки от 30 до 50%.

В котельных муниципальных предприятий области установлены 252 котла типа ТВГ-1,5, которые характеризуются низким КПД - от 46 до 55%, что составляет около 30% от основной массы котлов. Сами котлы, как и горелочные устройства, зачастую являются самодельными, что сильно влияет на перерасход топлива.

Основными источниками централизованного теплоснабжения города Ульяновска в настоящее время являются:

ОАО "Ульяновскэнерго" - 76,4% ( ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3);

ведомственные котельные - 13,9%;

муниципальные котельные - 9,7%.

Загрузка производственных мощностей по производству тепловой энергии составляет:

ОАО "Ульяновскэнерго" - в среднем 58%;

ведомственные котельные - в среднем 45%;

муниципальные котельные - в среднем 51%.

В целом по системе теплоснабжения ОАО "Ульяновскэнерго" потери тепла достигают 25 - 30%. Потери тепла в тепловых сетях ведомственных и муниципальных котельных в связи с их незначительной протяженностью несколько ниже и составляют 10 - 15%.

Система теплоснабжения города Ульяновска от ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 работает по открытой схеме, то есть с непосредственным водоразбором на горячее водоснабжение из тепловой сети, что приводит к большому расходу объема подпиточной воды и в связи с этим к усложнению и удорожанию станционной водоподготовки, усложнению и увеличению объема санитарного контроля за системой теплоснабжения, усложнению эксплуатации из-за нестабильности гидравлического режима тепловой сети, связанной с переменным расходом воды в обратной линии. В закрытых системах теплоснабжения вода, циркулирующая в тепловой сети, используется только как теплоноситель, но из сети не отбирается.

К достоинствам закрытой системы относятся:

стабильное качество горячей воды, поступающей в установки горячего водоснабжения, одинаковое по качеству с водопроводной водой;

простой санитарный контроль системы горячего водоснабжения благодаря короткому пути прохождения водопроводной воды от ввода в здание до водопроводного крана;

простой контроль герметичности теплофикационной системы, которая проводится по расходу подпитки.