ЗАКОН
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"МОЛОДЕЖЬ" (2001 - 2004 ГОДЫ)
(с изменениями на 29 декабря 2004 года)
___________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Закона Ульяновской области от 29.12.2004 N 110-ЗО
___________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
25 января 2001 года
Статья 1. Утвердить областную целевую Программу "Молодежь" (2001 - 2004 годы).
Статья 2. При рассмотрении Закона Ульяновской области "Об областном бюджете Ульяновской области" на 2001, 2002, 2003 и 2004 годы учитывать финансирование областной целевой Программы "Молодежь".
Глава администрации
Ульяновской области
В.А.ШАМАНОВ
Ульяновск
5 февраля 2001 года
N 006-ЗО
Утверждена
Постановлением
Законодательным Собранием
Ульяновской области
от 25 января 2001 г. N 18/10
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"МОЛОДЕЖЬ" (2001 - 2004 ГОДЫ)
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"МОЛОДЕЖЬ" НА 2001 - 2004 ГОДЫ
Наименование Программы | Областная целевая Программа "Молодежь" |
Заказчик и основной | Комитет по делам молодежи администрации Ульяновской области |
Основная цель | формирование, развитие и укрепление пра-вовых, экономических и организационных |
Важнейшие целевые по- | - оздоровление демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи; |
Исполнители основных | Комитет по делам молодежи администрации области, Управление образования, Департамент труда и социального развития по Ульяновской области, Управление культуры, |
Объемы и источники фи- | Общий объем необходимых финансовых средств для реализации программы в 2001 - 2004 гг. - 28,720 млн. руб., |
Ожидаемые конечные | - улучшение демографической ситуации в области, уменьшение числа разводов, снижение уровня безнадзорности среди |
Организация контроля | Комитет по делам молодежи совместно с Управлением финансов области |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Деятельность Комитета по делам молодежи администрации Ульяновской области осуществляется в условиях:
- продолжающегося социального расслоения в молодежной среде, утери равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и других социальных услуг, достойной работы; нахождения значительной части молодых людей в особо неблагополучных условиях, нередко за чертой бедности и без какой-либо надежды на позитивную жизненную перспективу;
- нарастания негативных тенденций в развитии демографической ситуации: в сравнении с 1989 г. численность 15 - 29-летних в России уменьшилась почти на 1 млн. человек; с 1987 г. по 1998 г. в стране родилось почти на 6 млн. детей меньше, чем за предыдущие 10 лет, а количество молодых людей в возрасте до 16 лет сократилось на 3 млн. человек; до 70% разводов приходится на молодые семьи; наблюдается резкий рост социального сиротства - отсутствия родительского попечения над ребенком при живых родителях;
- ухудшения состояния здоровья молодежи: в среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50% имеют серьезные отклонения в физическом и психическом здоровье;
- сохранения высокого уровня преступности в молодежной среде (в среднем, в два раза превышающей уровень "взрослой" преступности); экспансии наркобизнеса и наркотизации молодежи как одной из проблем национальной безопасности России: около 70% потребляющих наркотики составляют молодые люди до 30 лет;
- размывания ценностных ориентаций, кризиса духовного мира юношества; усиления недоверия к институтам власти в целом (лишь около 15% молодых людей считают, что Правительство Российской Федерации проводит целенаправленную молодежную политику; более 60% считают, что этого не происходит);
- ограниченности средств федерального, областного бюджетов, направляемых на финансирование мероприятий по реализации государственной молодежной политики и т.д.
Президентская программа "Молодежь России", одобренная Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 1994 г. N 1922 и утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1279, была направлена на формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив.
В рамках проведения в 1995 - 1999 годах программных мероприятий, федеральные органы исполнительной власти совместно с органами по делам молодежи субъектов Российской Федерации и при основном финансовом обеспечении за счет средств местных бюджетов были заложены организационные основы государственной молодежной политики.
В сфере законодательно-нормативного обеспечения государственной молодежной политики действуют Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских объединений", Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи", постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 N 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации".
В Ульяновской области действует областная программа "Молодежь 1998 - 2000".
В 1999 г. был принят Закон "О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений".
В результате реализации программы и закона в области действует Областной центр занятости молодежи, в октябре 2000 г. создан Областной Молодежный информационный центр. С июня 2000 г. действует Молодежный загородный центр "Лесной". Из средств федерального бюджета в объеме 205 тыс. рублей был профинансирован ряд программ, ставших победителями и лауреатами всероссийских конкурсов, например:
В сфере занятости - "Добровольный труд молодежи в восстановлении природных комплексов" (статус межрегиональной программы).
В программе ОБЖ - "По тропе Робинзона" (грант 3 степени).
Активно идет воссоздание студенческих и педагогических отрядов. За 1998 - 2000 годы более 300 студентов выезжали в качестве вожатых в ДООЦ "Юный нефтяник". Развиваются межрегиональные и международные связи. Более 150 человек выезжали в страны ЕС и США по программам "US camp" и "Служба добровольного труда молодежи".
Получили дальнейшее развитие студенческие и школьные досуговые программы "КВН", "Студенческая Весна" и т.д.
На территории Ульяновской области за последние годы наметился количественный рост детских и молодежных объединений с 20 в 1998 до 55 в 2000 г. Создан "Круглый стол детских и молодежных общественных объединений".
Таким образом, реализация государственной молодежной политики в рамках областной программы "Молодежь 1998-2000" привела к определенным результатам.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Формирование условий для гражданского
становления, духовно-нравственного и патриотического
воспитания молодежи
Настоящий раздел включает в себя следующие основные мероприятия:
методическое обеспечение работы по развитию гражданственности, духовно-нравственному и патриотическому становлению молодежи;
развитие и поддержка различных форм воспитания;
научное и информационное обеспечение, материально - техническое и кадровое укрепление и финансовая поддержка общественных объединений и организаций, ведущих работу в данном направлении;
работа со средствами массовой информации;
организация и проведение областных мероприятий, посвященных юбилейным и памятным датам отечественной истории и культуры.
2. Решение социально-экономических проблем молодежи
Настоящий раздел включает в себя четыре подпрограммы социально - экономической направленности:
1. Пути решения жилищной проблемы молодежи.
Формирование законодательно-нормативных основ областной молодежной жилищной политики. Разработка и поэтапное внедрение различных форм поддержки и стимулирования строительства экономичного жилья для молодежи и молодых семей путем предоставления субсидий, ссуд, долгосрочных кредитов, привлечения внебюджетных источников финансирования. Поддержка инициатив молодежи, предприятий и организаций, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в области.
2. Социально-экономическая поддержка молодой семьи.
Создание необходимых условий для обеспечения социально-экономической поддержки молодой семьи, адаптация ее в условиях перехода к рыночной экономике. Содействие молодой семье в решении экономических, юридических, социально-бытовых проблем.
3. Содействие молодежному предпринимательству.
Поэтапное развитие комплексной системы организаций, оказывающих содействие молодежному предпринимательству (учебно-предпринимательские центры, бизнес-инкубаторы, центры деловой поддержки и т.д.). Поддержка и стимулирование молодежного предпринимательства в производственной, научно - технической, инновационной сферах, сфере оказания услуг населению.
4. Решение вопросов занятости молодежи.
Организация всех форм занятости молодежи, в том числе через систему общественных работ, восстановление системы студенческих отрядов и координация их деятельности, завершение формирования областной системы молодежных бирж труда и центров занятости молодежи в целях содействия трудоустройству молодежи на постоянную и временную работу, обеспечения вторичной занятости.
3. Интеллектуальное и физическое развитие молодежи
Раздел включает в себя 4 подпрограммы:
1. Поддержка талантливой молодежи.
Выявление и развитие индивидуальных особенностей личности, повышение творческого потенциала и способности к саморазвитию, содействие в интеллектуальном развитии;
2. Развитие художественного творчества молодежи.
Воспитание у молодежи потребности в освоении ценностей мировой и национальной культуры, стремления приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни общества. Проведение молодежных конкурсов и фестивалей по различным жанрам искусства;
3. Поддержка массового детского и молодежного спорта.
Воспитание у молодого поколения потребности к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни. Содействие проведению массовых детских и юношеских спортивных соревнований;
3. Межрегиональное и международное молодежное сотрудничество.
Вовлечение молодежи области в систему международных молодежных обменов. Обмен представителями детских и молодежных организаций с целью изучения и реализации международных проектов и программ. Налаживание прямых партнерских связей между молодежными организациями Ульяновской области и других регионов, зарубежных стран;
4. Развитие молодежных межнациональных связей.
Развитие межнациональных культурных обменов. Развитие толерантности среди молодежи разных национальностей.
4. Социальная поддержка и защита молодежи
В настоящий раздел входят три подпрограммы, включающие в себя систему мер правовой защиты и социальной политики в отношении молодежи:
1. Правовая защита и социальная адаптация молодежи.
Создание нормативной правовой базы, обеспечивающей правовую защиту и социальную адаптацию молодежи. Апробация современных форм и методов профилактической и социально-адаптационной работы, в том числе в области наркозависимости. Усиление роли общественности в защите прав молодежи, создание механизма правового информирования и консультирования;
2. Формирование и развитие системы клубов и социальных служб для молодежи.
Совершенствование нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания молодежи, молодежно-подростковых клубов и центров по месту жительства. Выбор оптимальных моделей управления подростково-молодежными клубами, разработка новых направлений их деятельности. Разработка и внедрение системы информационного обеспечения молодежных социальных программ;
3. Развитие системы молодежного, детского и семейного отдыха.
Поддержка системы организации досуга и оздоровительного отдыха подростков и молодежи. Развитие новых тенденций в организации деятельности оздоровительных учреждений. Развитие Областного молодежного загородного центра "Лесной"
5. Программа содействия детским и молодежным
общественным объединениям Ульяновской области
Государственная поддержка деятельности детских и молодежных объединений.
Создание условий для самореализации молодежи в сфере экономики, науки и техники. Организационно-методическая и финансовая поддержка программ детских и молодежных объединений. Обучение кадров для работы с детскими и молодежными общественными объединениями. Предоставление грантов, льгот для ведения деятельности. Создание Областного Центра детских и молодежных объединений.
6. Обеспечение реализации Программы
Две подпрограммы данного раздела включают в себя мероприятия по информационному и кадровому обеспечению областной молодежной политики:
1. Создание системы информационного обеспечения молодежи и молодежной политики.
Обеспечение условий доступа к информации, характеризующей жизнедеятельность молодежи. Развитие центров информации и документации для молодежи. Проведение исследовательских работ, научно-практических и учебных мероприятий, реализация издательских проектов;
2. Создание системы подготовки и переподготовки специалистов по работе с молодежью.
Создание методологической основы разработки учебных планов и программ, учебно-методических материалов; разработка эффективных методов обучения с учетом профессиональных особенностей.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ