КОНЦЕПЦИЯ
РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Преобразования в жилищно - коммунальной сфере на современном этапе осуществляются в рамках реализации нового этапа Государственной целевой программы "Жилище". Однако, несмотря на принимаемые меры, социально - экономическое состояние области продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают минимальных стандартов качества обслуживания.
Несмотря на попытки реализации мер, направленных на улучшение обслуживания жилого фонда, качество условий проживания имеет тенденцию к ухудшению, при постоянном росте затрат. Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережений. Продолжает нарастать износ основных фондов, возрастает интенсивность аварий, отказов и повреждений. Сохраняется монополия организаций, предоставляющих жилищно - коммунальные услуги. Решение указанных вопросов требует адаптации этой сферы к рыночным условиям хозяйствования, реформы жилищно - коммунального хозяйства.
Единственным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования, переход от бюджетного дотирования к оплате жилищно - коммунальных услуг потребителями при условии социальной защиты малообеспеченных семей и экономическом стимулировании улучшения качества обслуживания.
На сегодня размеры тарифов на услуги жилищно - коммунального хозяйства для населения должны устанавливаться, исходя из оценки уровня реальных доходов граждан и затрат, необходимых для поддержания работоспособности систем инженерного жизнеобеспечения населенного пункта.
Если до этого повышение доли платежей населения за предоставление жилищно - коммунальных услуг происходило, в основном, путем повышения ставок оплаты, то на новом этапе целесообразно в большей мере сосредоточить усилия на рационализации и снижении самих издержек.
Концептуально основные цели реформирования жилищно - коммунального хозяйства можно определить так:
обеспечение стандартов качества условий проживания;
снижение издержек и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
смягчение для населения процесса перехода к экономически обоснованным ставкам и тарифам.
Основными путями достижения указанных целей является:
совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля;
переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление и обслуживание жилья, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами и оборудованием, проектно - строительными услугами;
совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных ставок оплаты сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг;
совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения.
Особой проблемой является обеспечение санитарно - гигиенических норм, экологических стандартов, соответствующих требованиям безопасности и реальным финансовым возможностям, что требует разработки отдельной программы.