I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно - коммунальных услуг состоит в недопущении со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций:
включения в экономически обоснованные тарифы затрат, связанных с монопольным положением организаций жилищнокоммунального хозяйства;
сдерживания развития программы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным семьям;
необоснованного снижения качества предоставляемых услуг, предусмотренного договорами найма, на техническое обслуживание предоставление жилищно - коммунальных услуг;
введения неоправданного высокого уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.
Нарушение гарантий обеспечения проживающих в жилищном фонде условий, отвечающих всем требованиям жилья, а именно:
- создание нормального теплового режима в домах
- создание надлежащего санитарного состояния внутри домов и на прилегающих территориях
- недопущения перебоев в обеспечении холодной и горячей водой
- своевременное проведение капитального ремонта и работ по текущему содержанию жилья
- усилению контроля со стороны органов надзора за правильностью предоставления услуг и содержанию жилья
- производить отпуск тепла, холодной и горячей воды не менее установленных нормативов потребления и последующей установкой в каждой квартире приборов учета потребления
- обслуживание жилого фонда и его ремонт производить на конкурсной основе, с целью повышения качества работ и его удешевления.
Следует принять меры по совершенствованию механизма предоставления жилищных субсидий и отражения изменений в оценке прожиточного минимума и минимальной потребительской корзины в целях увеличения платы за жилье и коммунальные услуги. Это в частности предполагает:
исключение возможности отказа в выделении жилищных субсидий гражданам, имеющим на них права, под каким бы то ни было предлогом, в том числе проживающим в домах ведомственного жилищного фонда и домах, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций;
при определении величины субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг недопустимо исключение отдельных видов коммунальных платежей (оплата жилья, плата за наем, за водоснабжение, канализацию, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение).
Установление процедур, не допускающих отказа в выдаче субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, при их согласии погасить эту задолженность в согласованные сроки. Это дало бы возможность исключить просроченную задолженность наименее обеспеченных семей.
В целях создания эффективной системы мер воздействия на должников по оплате жилищно - коммунальных услуг, а также дополнительной защиты граждан от необоснованных санкций организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, контроль обоснованности применения мер принуждения к должникам целесообразно возложить на специальную комиссию (комиссию по жилищным спорам), куда следует включать представителей органов местного самоуправления, работников государственных жилищных инспекций, служб социальной защиты, а также юристов. К компетенции комиссии могут быть отнесены:
проведение работы по выработке и реализации мероприятий по погашению задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг;
консультирование семей по вопросам получения различных видов социальной помощи и содействия в получении этой помощи;
организация добровольного обмена жилыми помещениями;
формирование обменного жилищного фонда для переселения;
выявление нанимателей, дела на которых передаются в суд, и организация подачи судебного иска.
Необходимо обеспечить оперативное отражение нормативных затрат, связанных с пользованием жилищно-коммунальными услугами, в методике расчета прожиточного минимума.