Недействующий



ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 1997 г. N 150

О концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства


В целях перевода жилищно - коммунального хозяйства Ульяновской области в режим безубыточного функционирования, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации" и предложениями совместной комиссии администрации области и Законодательного Собрания области по выработке предложений и мер социальной защиты населения в период реформирования системы оплаты жилищно - коммунальных услуг, постановляю:

1. Одобрить концепцию реформы жилищно - коммунального хозяйства по Ульяновской области.

2. Главам городов и районов области:

2.1. Принять меры по реализации концепции реформы жилищно - коммунального хозяйства.

2.2. Доработать программы городов, рабочих поселков и населенных пунктов по реформе жилищно - коммунального хозяйства с учетом замечаний и предложений комиссии по коммунальной реформе и до 15 сентября представить их в администрацию области на согласование.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации области Яроша В. Ф.



   Глава администрации области
                                   Ю.Ф.ГОРЯЧЕВ




                                        Утверждена
                                   постановлением
                              Главы администрации
                              Ульяновской области
                         от 29 августа 1997 г. N 150



КОНЦЕПЦИЯ
РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА


Преобразования в жилищно - коммунальной сфере на современном этапе осуществляются в рамках реализации нового этапа Государственной целевой программы "Жилище". Однако, несмотря на принимаемые меры, социально - экономическое состояние области продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают минимальных стандартов качества обслуживания.

Несмотря на попытки реализации мер, направленных на улучшение обслуживания жилого фонда, качество условий проживания имеет тенденцию к ухудшению, при постоянном росте затрат. Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережений. Продолжает нарастать износ основных фондов, возрастает интенсивность аварий, отказов и повреждений. Сохраняется монополия организаций, предоставляющих жилищно - коммунальные услуги. Решение указанных вопросов требует адаптации этой сферы к рыночным условиям хозяйствования, реформы жилищно - коммунального хозяйства.

Единственным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования, переход от бюджетного дотирования к оплате жилищно - коммунальных услуг потребителями при условии социальной защиты малообеспеченных семей и экономическом стимулировании улучшения качества обслуживания.

На сегодня размеры тарифов на услуги жилищно - коммунального хозяйства для населения должны устанавливаться, исходя из оценки уровня реальных доходов граждан и затрат, необходимых для поддержания работоспособности систем инженерного жизнеобеспечения населенного пункта.

Если до этого повышение доли платежей населения за предоставление жилищно - коммунальных услуг происходило, в основном, путем повышения ставок оплаты, то на новом этапе целесообразно в большей мере сосредоточить усилия на рационализации и снижении самих издержек.

Концептуально основные цели реформирования жилищно - коммунального хозяйства можно определить так:

обеспечение стандартов качества условий проживания;

снижение издержек и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

смягчение для населения процесса перехода к экономически обоснованным ставкам и тарифам.

Основными путями достижения указанных целей является:

совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля;

переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление и обслуживание жилья, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами и оборудованием, проектно - строительными услугами;

совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных ставок оплаты сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг;

совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения.

Особой проблемой является обеспечение санитарно - гигиенических норм, экологических стандартов, соответствующих требованиям безопасности и реальным финансовым возможностям, что требует разработки отдельной программы.



 I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ


Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно - коммунальных услуг состоит в недопущении со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций:

включения в экономически обоснованные тарифы затрат, связанных с монопольным положением организаций жилищнокоммунального хозяйства;

сдерживания развития программы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным семьям;

необоснованного снижения качества предоставляемых услуг, предусмотренного договорами найма, на техническое обслуживание предоставление жилищно - коммунальных услуг;

введения неоправданного высокого уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.

Нарушение гарантий обеспечения проживающих в жилищном фонде условий, отвечающих всем требованиям жилья, а именно:

- создание нормального теплового режима в домах

- создание надлежащего санитарного состояния внутри домов и на прилегающих территориях

- недопущения перебоев в обеспечении холодной и горячей водой

- своевременное проведение капитального ремонта и работ по текущему содержанию жилья

- усилению контроля со стороны органов надзора за правильностью предоставления услуг и содержанию жилья

- производить отпуск тепла, холодной и горячей воды не менее установленных нормативов потребления и последующей установкой в каждой квартире приборов учета потребления

- обслуживание жилого фонда и его ремонт производить на конкурсной основе, с целью повышения качества работ и его удешевления.

Следует принять меры по совершенствованию механизма предоставления жилищных субсидий и отражения изменений в оценке прожиточного минимума и минимальной потребительской корзины в целях увеличения платы за жилье и коммунальные услуги. Это в частности предполагает:

исключение возможности отказа в выделении жилищных субсидий гражданам, имеющим на них права, под каким бы то ни было предлогом, в том числе проживающим в домах ведомственного жилищного фонда и домах, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций;

при определении величины субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг недопустимо исключение отдельных видов коммунальных платежей (оплата жилья, плата за наем, за водоснабжение, канализацию, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение).

Установление процедур, не допускающих отказа в выдаче субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, при их согласии погасить эту задолженность в согласованные сроки. Это дало бы возможность исключить просроченную задолженность наименее обеспеченных семей.

В целях создания эффективной системы мер воздействия на должников по оплате жилищно - коммунальных услуг, а также дополнительной защиты граждан от необоснованных санкций организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, контроль обоснованности применения мер принуждения к должникам целесообразно возложить на специальную комиссию (комиссию по жилищным спорам), куда следует включать представителей органов местного самоуправления, работников государственных жилищных инспекций, служб социальной защиты, а также юристов. К компетенции комиссии могут быть отнесены:

проведение работы по выработке и реализации мероприятий по погашению задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг;

консультирование семей по вопросам получения различных видов социальной помощи и содействия в получении этой помощи;

организация добровольного обмена жилыми помещениями;

формирование обменного жилищного фонда для переселения;

выявление нанимателей, дела на которых передаются в суд, и организация подачи судебного иска.

Необходимо обеспечить оперативное отражение нормативных затрат, связанных с пользованием жилищно-коммунальными услугами, в методике расчета прожиточного минимума.



 II. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО -
КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА



Совершенствование системы управления
жилищно - коммунальным хозяйством


Ключевой проблемой реформы экономического механизма остается изменение отношений собственности, обусловленное появлением финансово - строительных и эксплуатационных компаний, акционерных обществ, частных фирм, выступающих в качестве застройщиков или собственников жилья.

Появление новых видов собственников обусловлено потребностями в новых формах и методах организации инвестиций в развитие объектов жилищно - коммунального хозяйства в условиях ограниченности бюджетных средств. При этом наряду с диалогом "заказчик - предприятие жилищно - коммунального хозяйства (подрядчик) " формируются сложные многосторонние взаимоотношения, участниками которых являются:

инвестиционные, строительные и эксплуатационные организации различных форм собственности, осуществляющие финансирование, строительство, управление и содержание объектов жилищно - коммунального хозяйства;

собственники жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, представляющие их органы и управляющие компании;

потребители услуг - владельцы, наниматели и арендаторы жилых помещений, товарищества собственников, другие организации.

Реформа жилищно - коммунального хозяйства направлена на повышение роли местной администрации, самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, обеспечивающих непосредственное обслуживание потребителей и имеющих правовые и финансовые возможности не только для осуществления текущей эксплуатационной деятельности, но и для развития объектов жилищно - коммунального хозяйства.

Решение указанной проблемы требует:

изменения структуры управления; порядка финансирования, компетенции и функций органов управления в обеспечении государственного регулирования развития и текущей деятельности жилищно - коммунального хозяйства;

формирование структур (служб "Заказчика", управляющих компаний), представляющих интересы всех собственников (а не только органов местного самоуправления) и защищающих права потребителей услуг;

совершенствование организационно - правовых форм предприятий жилищно - коммунального хозяйства;

завершения процесса передачи в муниципальную собственность ведомственных, объектов жилищно - коммунального хозяйства.

В основу системы управления жилищно - коммунальным хозяйством положено рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственниками, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, и Государственной жилищной инспекцией, уполномоченной осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищных и коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.

Одним из основных принципов, который должен соблюдаться при выборе конкретного варианта из возможного разнообразия структур управления, является предоставление собственнику права принятия решения о том, кто будет обслуживать принадлежащую ему недвижимость и управлять ею.

Основной функцией собственника является осуществление на территории муниципального образования единой технической политики в сфере развития жилищно - коммунального хозяйства, соблюдение нормативно - технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунального хозяйства, обеспечение их финансирования достаточного для качественного и надежного обслуживания потребителей, сохранение и улучшение своего жилищного фонда и объектов инженерных инфраструктур.

Должен быть осуществлен процесс разграничения и оформления прав собственности на объекты жилищно - коммунального хозяйства. Право дальнейшего управления коммунальным жилищным фондом передается службам "Заказчика" (управляющим компаниям).

Основные фонды подотраслей коммунального хозяйства подразделяются на две основные группы. Одна из них (так называемые технологические фонды) определяет инженерную инфраструктуру - сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения и т. п. Вторая группа (производственные фонды) состоит из объектов, обеспечивающих обслуживание фондов первой группы. Сюда входят гаражи, мастерские, производственные базы и т. п.

Собственник может передавать технологические фонды в оперативное управление, а производственные в полном хозяйственное ведение коммунальными организациям - подрядчикам.

Объекты коммунального назначения обслуживаются муниципальными предприятиями или акционерными обществами со смешанной формой собственности при сохранении за органом местного управления контрольного пакета акций. При акционировании предприятий жилищно-коммунального хозяйства необходимо учитывать различный порядок приватизации производственной и технологической части основных фондов. Фонды, определяющие инженерную инфраструктуру, приватизации не подлежат.

Основной задачей организации, специализирующейся в сфере управления, является рациональное распределение ограниченных финансовых ресурсов между производителями тех или иных жилищно-коммунальных работ (услуг). Собственник вправе выполнять эти функции сам либо нанять управляющую организацию, в том числе, частную. Управляющая организация по поручению собственника может осуществлять также сбор платежей, заключение договоров с подрядными организациями и контроль за их выполнением, а также заключение договоров найма (при управлении жилищным фондом).

Функцией обслуживающей подрядной организации является своевременное и качественное выполнение работ, предусмотренных в договоре подряда.

Организации по обслуживанию жилья, как самостоятельные хозяйствующие субъекты, не должны быть жестко закреплены за какой-либо определенной территориальной единицей. Это позволит при организации конкурса на обслуживание жилищного фонда стимулировать конкуренцию не только между муниципальными организациями и частными компаниями, но и между самими муниципальными организациями. При этом необходимо создать равные условия работы как для частных, так и для муниципальных организаций (предоставление нежилых помещений для осуществления своих функций без взимания арендной платы, равные условия предоставления служебной жилой площади т. п.).

Основным принципом преобразования существующих организационных структур в новые должна быть не надстройка прежней структуры, а обдуманная трансформация структурных подразделений, при этом наиболее квалифицированный персонал должен перейти в структуру управления. Это может позволить осуществить структурную перестройку без какой-либо революционной ломки и, что не менее важно, без увеличения управленческих штатов и дополнительных бюджетных расходов, увеличивающих в конечном итоге затраты потребителей.

Службы "Заказчика" выполняют роль управляющих организаций для муниципальных объектов. Для управления жилищным фондом других форм собственности (товарищество собственников жилья) может быть нанята специализированная управляющая организация, привлекающая на условиях подряда ремонтно-эксплуатационные и коммунальные организации.

Подрядные организации освобождаются от несвойственных им регистрационно - учетных функции, паспортно - учетной работы, сбора платы с населения, оформления льгот и субсидий и других форм социального обслуживания населения.

Объекты коммунального назначения могут обслуживаться организациями различных форм собственности при наличии лицензии на право обслуживания объектов инженерной инфраструктуры.

За местными органами управления остается функция регулирования процессов содержания и развития социальной сферы села.

Система договорных отношений должна включать в себя:

договор между собственником и хозяйствующим субъектам, заключаемый как правило на конкурсной основе;

договор между собственником жилищного фонда и нанимателем (владельцем) жилого помещения;

договор между субъектами хозяйствования (например, организациями водо- и теплоснабжения);

договор между организациями, предоставляющими жилищнокоммунальные услуги, и потребителями.


Демонополизация и развитие конкурсной сферы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»