Главным итогом деятельности органов управления всех уровней и работы педагогических коллективов по реализации Программы развития и модернизации образования Ульяновской области в 2002 - 2004 годах является стабильно работающая и содержательно развивающаяся система образования. На 1.01.05 года в области работает 427 дошкольных образовательных учреждений (34244 воспитанников), 660 общеобразовательных учреждений различных видов (149033 учащихся), 44 учреждения начального и среднего профессионального образования, подведомственных главному управлению образования (15959 человек), 32 образовательных учреждения для детей, нуждающихся в особой государственной поддержке и защите, 97 учреждений дополнительного образования.
В образовательных учреждениях области занято 24626 педагогических работников, в том числе в общеобразовательных школах 13758.
Главные задачи, стоявшие перед системой образования в 2002 - 2004 г.г. в рамках первого этапа модернизации образовательной отрасли, в основном решены.
Администрациями районов и городов области, муниципальными органами управления образованием принимаются меры по сохранению сети дошкольных образовательных учреждений за счет передачи ведомственных ДОУ на муниципальные бюджеты, создания интегративных образовательных учреждений "школа - детский сад".
Обеспечено дальнейшее развитие образовательных учреждений повышенного уровня: гимназий, лицеев, классов с углубленным изучением отдельных предметов, учреждений коррекционно-развивающего обучения, учреждений начального и среднего профессионального образования. Под особой заботой органов управления образованием находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Обеспечено значительное увеличение доли расходов на образование за счет привлечения федеральных и внебюджетных средств, в том числе, на поставку компьютеров в общеобразовательные школы, на капитальный и текущий ремонт интернатов и учреждений начального профессионального образования. Открыт и успешно работает Центр Интернет-образования, благодаря деятельности которого новые информационные и коммуникационные технологии приходят в образовательный процесс и управленческую деятельность руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием.
Благодаря сотрудничеству образовательных учреждений с высшими учебными заведениями, достигнуты значительные успехи в развитии олимпиадного движения и внеурочной работе с детьми, склонными к творческой и исследовательской деятельности. В значительной степени обеспечено научно-методическое руководство поисково-экспериментальной работой в образовательных учреждениях по обновлению содержания образования, внедрению в образовательный процесс личностно-ориентированных, сберегающих здоровье технологий обучения; созданию воспитательных систем.
В то же время, анализ работы системы образования области в рамках первого этапа модернизации отрасли показывает, что инновационные процессы, происходящие в системе педагогического сообщества не находят должной поддержки родителей, широкой общественности. В значительной мере это объясняется фактами формализма при проведении мероприятий, направленных на развитие образования, отсутствием их должной подготовки, разъяснения, ресурсного обеспечения, что нередко ведет к формированию негативного восприятия населением идей модернизации образования.
Серьезного внимания требуют вопросы совершенствования управления образованием на муниципальном уровне, в образовательных учреждениях. Остро стоят проблемы финансового и материально-технического обеспечения развития системы образования, социальной поддержки работников системы. Требует совершенствования структура профессионального образования, как по уровням, так и по направлениям подготовки специалистов, с учетом реальных потребностей рынка труда.
Анализ качества знаний учащихся, итогов независимой оценки уровня подготовки выпускников общеобразовательных школ свидетельствуют о проблемах в организации образовательного процесса, внутришкольном инспектировании и деятельности инспекторской службы на муниципальном и областном уровнях, недостаточной деятельностью ИПК ПРО в научно-методическом обеспечении текущей и итоговой аттестации учащихся школ области.
Актуальными для сферы образования на всех уровнях остаются проблемы патриотического, нравственного, эстетического воспитания, утверждения норм здорового образа жизни. Реализуемые в настоящее время правовые, организационные меры противодействия распространению детского и подросткового алкоголизма и наркомании, безнадзорности и беспризорности, должны в большей степени опираться на богатейшие воспитательные ресурсы самого образовательного процесса, его содержания, средств индивидуального и коллективного психологического и педагогического воздействия на неблагополучных в социальном отношении детей и подростков.
В соответствии с Программой модернизации Российского образования основными проблемами, на решении которых необходимо сосредоточить усилия образовательных учреждений органов управления образованием, являются следующие:
- оптимизация сети и структуры образовательных учреждений различных уровней, расположенных в сельской местности; общего и начального профессионального образования в городской местности с учетом демографических и социально-экономических условий;
- разработка и апробация новой структуры и содержания общего образования в части регионального и школьного компонента образовательного стандарта;
- модернизация структуры и содержания начального и среднего профессионального образования в соответствии с текущими и перспективными потребностями региональных рынков труда;
- участие в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена;
- создание и совершенствование государственно-общественной системы оценки качества образования;
- создание и отработка системы предпрофильной подготовки учащихся основной школы и профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы;
- развитие инновационной деятельности педагогов, образовательных учреждений по научно-методическому обеспечению модернизации образования;
- развитие и совершенствование механизмов финансирования образования, включая вопросы введения нормативно-подушевого финансирования образования;
- обеспечение условий, способствующих сохранению, укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, внедрение здоровьесберегающих технологий;
- расширение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию, их интеграции в систему общего и профессионального образования;
- совершенствование регионального законодательства об образовании в части обеспечения реализации приоритетных направлений образовательной политики России на современном этапе;
- совершенствование научного, информационного и социологического сопровождения модернизации образования в области, включая вопросы формирования общественного мнения;
- совершенствование управления образованием, развитие системы общественного участия в управлении образованием.
Описание проблем в разделе I подраздел 1 "Образование" (п.п.1.1.1-1.1.6 табл. 1.25).