Хотя в настоящее время туризм стал одной из наиболее динамично развивающихся и высокодоходных отраслей экономики, анализ современного состояния российского внутреннего туризма в целом указывает на недостаточный уровень его развития, как по качественным, так и по количественным характеристикам.
Аналогичные тенденции преобладают и на областном туристском рынке Ульяновской области. Показатели развития областного туризма ниже среднероссийских, несмотря на достаточно высокий областной туристский потенциал.
Число туристов, путешествовавших в Ульяновской области по турам, сокращается, в 2000 году область посетило 6564 человека, а в 2002 - 5753 человека.
Заметно снизилось использование круизного туризма. С 2002 года из 40 круизных судов, проходящих через область, в речном порту останавливается 19 теплоходов.
Между тем, в области существует конкурентоспособный потенциал для развития туризма. На территории Ульяновской области находится 135 учреждений курортно-оздоровительного комплекса, из них 12 санаториев, 8 санаториев-профилакториев, 1 дом отдыха, 30 баз отдыха и 84 туристические базы.
Историко-культурное наследие Ульяновской области, представленное в, экспозиции 29 музеев, 2 из которых используют современные интерактивные методы работы с аудиториями ("Музей-усадьба городского быта", "Музей народного образования"), создает достаточный потенциал для успешного развития в области событийного и культурно-познавательного туризма.
На территории Ульяновской области расположено также множество природных объектов, способных привлечь внимание туристов.
Главной целью развития регионального туризма является формирование нового областного специализированного конкурентоспособного туристского комплекса Ульяновской области. Это обусловлено тем, что основное туристское направление "Родина Ленина" стало забываться, а новое еще не сформировалось. Для решения этой проблемы необходимо разработать конкурентоспособный специализированный областной турпродукт, включив в его ресурсы, кроме 2 исторических городов Ульяновска (Симбирска) и Димитровграда (Мелекесса), туристические ресурсы других городов и районов области, и осуществить его продвижение на внутреннем и внешнем рынках.
Решение этой проблемы возможно при координации деятельности областных, муниципальных органов управления, субъектов турбизнеса по созданию нового конкурентоспособного специализированного областного туристского продукта. Это возможно при проведении следующих основных мероприятий:
1. Нормативно - правовое, организационно-методическое обеспечение управления развитием туризма, повышение квалификации кадров. То есть создание нормативной, правовой и организационно-методической базы управления туризмом
2. Развитие туристской инфраструктуры и межотраслевой координации, что означает дальнейшее расширение туристской инфраструктуры через привлечение инвестиций и оказание поддержки предпринимателям на региональном и муниципальном уровне.
3. Формирование областного турпродукта через совершенствование используемых и создание новых туристских объектов экскурсионного показа, разработку и внедрение новых нетрадиционных событийных мероприятий, проводимых, в том числе, в низкий сезон, создание других мотиваций посещения муниципальных образований, включенных в турпродукт Ульяновской области, что способно значительно увеличить объем оказанных туристских услуг.
4. Продвижение областного турпродукта, что подразумевает реализацию единой рекламной политики при создании качественных информационных материалов на всех видах носителей, участия в выставках и в использовании других форм продвижения областного турпродукта, в том числе рекламных туров для журналистов и туроператоров. Особое место в системе рекламных мероприятий занимает использование новых информационных технологий, включая "Интернет", развитие областного туристского сайта.
Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток российских и иностранных туристов в регион и увеличить приток поступлений в бюджет области, с одной стороны, а учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения, с другой стороны.
Основные проблемы в сфере туризма:
- отсутствие региональной нормативно-правовой базы;
- отсутствие программ развития туризма в большинстве муниципальных образований;
- слабая система подготовки кадров для туристической отрасли;
- слабая организация информационно-рекламного продвижения регионального турпродукта;
Описание проблем в разделе III подраздел 21 "Туризм" (п.п.21.1-21.6 табл. 1.25).