Недействующий

Об утверждении комплексной программы экономического и социального развития Ульяновской области на 2005 - 2010 годы

Занятость населения и развитие рынка труда


К концу января 2005 года численность экономически активного населения составила 650,3 тыс.чел. Из них 86,5 % заняты в экономике и 13,5% не имели занятия, но активно искали. В декабре 2004 года на крупных и средних предприятиях области работало 349,2 тыс.человек, что к декабрю 2003 года составляет 95,1%. В январе-декабре 2004 года на крупные и средние предприятия области было принято на работу 98,6 тыс.человек или 25,4 % среднесписочной численности (т.е. каждый четвёртый). Выбыло по различным причинам за тот же период 119,4 тыс.человек (30,7% среднесписочной численности), в их числе более 6 тыс. - в связи с сокращением численности персонала. Выбытие работников компенсировалось приёмом кадров на 82,6% против 85,5% в 2003 году. По прогнозам предприятий в первом квартале 2005 года предполагается высвободить ещё 636 человек или 0,2% среднесписочной численности. В то же время  на конец 2004 года на действующих предприятиях области оставались невостребованными 3640 рабочих мест. За 2004 год 10,9 тыс.человек (2,8% среднесписочной численности крупных и средних предприятий)  работали по инициативе администрации  неполный рабочий день. Продолжительность рабочего дня составила 6,8 часа, что больше уровня 2003 года на 2,3%.

               За тот же период 27,7 тыс.человек (7,1% среднесписочной численности) имели вынужденные административные отпуска, их них более 4 тыс. работников (14,6%) не получали никакой денежной компенсации. Наибольшая доля работников, побывавших в вынужденных отпусках, отмечена в промышленности - 24,6 тыс.человек (19,7% среднесписочной численности). Средняя продолжительность административного отпуска в целом по области составила 24 рабочих дня, в 2003 году - 21.

         В декабре 2004 года уровень общей безработицы составил 12,8% от экономически активного населения, что заметно выше, чем в декабре 2003 года (7,6%). Аналогичная тенденция характеризовала и официальный рынок труда: уровень регистрируемой в службе занятости безработицы на конец 2004 года составил 3,5% против 2,3% в декабре 2003 г. В Николаевском, Радищевском и Новомалыклинском районах ситуация с занятостью критическая, уровень официальной безработицы превышает 10%. Рост безработицы начался во II-ом полугодии 2004 года и это произошло по следующим причинам. Во-первых, ряд средних и крупных предприятий области (такие как ОАО "Ульяновский автомобильный завод", ОАО "Ульяновский механический завод" и др.) объявили о предстоящем сокращении персонала в связи со своей реструктуризацией. Во-вторых, значительное количество отраслей региональной экономики закончили год со спадом производства, что отразилось и на необходимом им количестве рабочей силы. В-третьих, упростились процедуры регистрации человека в качестве официального безработного и увеличилось пособие по безработице, что вызвало перераспределение части населения из экономически неактивного состояния в занятых поисками работы. В четвертых, ульяновские предприятия сейчас активно проводят кампании по замене работников с низким уровнем профессионального образования на молодежь с более высоким (техникум, вуз), что приводит к их освобождению от неквалифицированной рабочей силы, являющейся определенным ограничением повышения конкурентоспособности бизнеса. В-пятых, смещается структура потребностей населения, и это вызывает необходимость в дополнительных источниках доходов и др.

В государственную службу занятости обращается около 30% безработных, большая часть которых - женщины (67%). Вместе с тем, ульяновская безработица имеет мужское, а не женское "лицо", так как 55% от общего количества безработных (только 30% из которых зарегистрированы государством в таком статусе) - мужчины. Высокий уровень безработицы в Ульяновской области прямо связан с профессиональной безграмотностью ее населения, когда 45% работающих ульяновцев не имеют образования даже на уровне ПТУ.

Продолжается тенденция сокращения персонала на средних и крупных предприятиях области (-5%), которые в наименьшей степени перестроили свою работу в соответствие с требованиями рынка, что и вынуждает их избавляться от лишних работников, занятых на постоянной основе. Наряду с этим, увеличиваются альтернативные полной формы занятости: внешнее совместительство (+3%), работа на условиях гражданско-правовых договоров (+5%), количество индивидуальных предпринимателей (+9%). Таким образом, отношение к кадровым ресурсам у предприятий становится более рациональными персонал все больше привлекается под конкретную работу, а не в качестве одного из видов запасов. Кроме того продолжается процесс перераспределения занятых в сектор малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, который у нас еще находится в стадии своего становления.               

Следствием увеличения безработицы стало заметное снижение среднего времени поиска работы: с 5,4 до 3,7 месяцев, что объясняется сильно сократившимися возможностями выбора из предлагаемых вакансий. Так, если в конце 2003 года нагрузка незанятого населения на  одну заявленную вакансию составила 3,7, то на аналогичную дату 2004 года уже 6,7. Сокращаются и размеры неполной занятости - с 5,1 до 2,7% от среднесписочной численности работников, а также находящихся в административных отпусках - с 4,9 до 3,9%.

Казалось бы из представленных данных можно сделать однозначный вывод об ухудшении ситуации на региональном рынке труда. Тем не менее такого заключения сделать нельзя. Исследования показывают, что меняются не столько количественные параметры безработицы, сколько ее качественные характеристики, а именно: вместо сохранения ненужных предприятиям работников путем увеличения перед ними долгов по заработной плате, загрузки неполный рабочий день, либо "отправки" в административные отпуска, как это было на протяжении последних 10 лет, теперь бизнес переходит на другой этап кадрового менеджмента - увольнения персонала в тот момент, когда в нем исчезает надобность, а также расширения временных форм занятости. Это явилось следствием увеличения реальной заработной платы, повышения требований к качеству работы персонала и усилению финансово-экономической зависимости предприятий от квалификации и производительности труда работников. Другими словами будущее предприятий все в большей степени зависит от компетентности и эффективности работы имеющихся сотрудников, а не от их количества.  

В то же время уже сейчас складывается напряжённая ситуация по обеспечению региональной экономики рабочими кадрами. Так, 80% всех имеющихся вакансий на рынке труда приходится на рабочие профессии.  Мониторинг 2004 года показал необходимость повышения квалификации и переподготовки работников большинства предприятий. Так, в половине организаций доля работников с высшим образованием составляет менее 10% и только в 16 % организаций имеют более 40% работников с высшим образованием.  Работники со средним профессиональным образованием составляют менее 20 % в более чем половине организаций. Однако финансировали повышение квалификации персонала только 37% предприятий, затраты на одного работника в среднем составили 3159 рублей. Только 8% предприятий готовы оплачивать подготовку кадров в образовательных учреждениях, затрачивая в среднем  на одного работника 11098 рублей.

Учитывая складывающуюся демографическую ситуацию, в течение 5-6 лет следует ожидать уменьшение контингента обучающихся в учреждениях начального профессионального образования более чем на 35%. . В то же время прямые договора на подготовку кадров рабочих массовых профессий с профтехучилищами имеют лишь 6,2% организаций, на подготовку специалистов с СУЗами имеют договора 12,2%, с ВУЗами - 16,3%. При этом собственную внутрифирменную службу, занимающуюся подготовкой кадров имеют только 6,8% опрошенных организаций. Целевое распределение по договорам учебных заведений с предприятиями имеют в среднем 20% выпускников, 56% осуществляют самостоятельный поиск.

Спрос на рабочие профессии не случаен. За прошедшее десятилетие резко сократилось количество подготавливаемых специалистов с начальным профессиональным образованием, выпускников профессиональных училищ, бывших в свое время "кузницей" рабочих кадров. Переориентация профессиональных училищ на освоение более престижных профессий и специальностей, проведенная без тщательного анализа перспективы рынка труда, привела к перепроизводству одних специалистов и недостатку других. Возник четкий дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда области.

         Необходимо отметить и тот факт, что территориальная структура потребности в кадрах сильно смещена в пользу городских рынков труда, на которых приходится большая часть вакансий. Всего за 2004 год предприятиями области были выставлены 72596 вакансий, из них в г. Ульяновске 34177 (47%). Резко отличается и структура выставленных вакансий. Так  по г. Ульяновску больше всего требовалось кадров в торговлю и общественное питание (5754 вакансии), промышленность (10997 вакансий). Отрадно отметить и то, что в 2004 году начало развиваться строительство. На рынке труда были востребованы специалисты со строительным профилем (3865 вакансий).  Не хватает сегодня на рынке труда и специалистов в таких отраслях экономики, как "народное образование" - по г. Ульяновску - 1024 вакансии, в сельской местности - 6957, "здравоохранение, физическая культура" - по г. Ульяновску 1025 вакансий, в сельской местности - 2643.В сельской местности в связи с новым законом о муниципальной власти явно не хватает специалистов в отрасли "управление" - 5987 вакансий. В сельской местности также востребованы специалисты сельского хозяйства (4464 вакансии), промышленности (6888 вакансий). Но очень настораживает такой факт, что на рынке труда Ульяновской области мало востребованы специалисты в информационном и вычислительном обслуживании, как раз та отрасль экономики, которая получает развитие в других регионах России ( всего за год - 44 вакансии).

На основании анализа сложившегося рынка труда области можно отметить, что в 2004-2010 годах на него окажут влияние следующие факторы:

движение рабочей силы по-прежнему будет происходить с некоторым преобладанием выбывших работников над численностью принятых на работу;

сохранятся формы неполной занятости на ряде предприятий;

минимальный уровень оплаты труда будет несколько отставать от сложившегося в области прожиточного минимума трудоспособного населения;

сохранится низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

сохранится напряженность в сфере занятости населения в ряде сельских районов и отдельных населенных пунктах;

сохранится проблема с реализацией в полной мере механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг для повышения качества подготовки кадров и улучшения ситуации с занятостью молодых специалистов;

продолжится высвобождение работников.

К числу ключевых задач и проблем развития сферы занятости населения относятся:

необходимость обеспечения эффективной занятости населения, прежде всего в сельской местности в связи с достаточно высоким удельным весом сельского населения, высвобождением работников в условиях реформирования агропромышленного комплекса;

недостаточная занятость в сфере услуг и малом бизнесе, неэффективная самозанятость населения;

создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой;

развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы профессионального обучения с учетом потребностей рынка труда,  переобучения, переподготовки и повышения квалификации незанятого и работающего населения;

рост мобильности трудовых ресурсов;

осуществление мер в области активной политики занятости населения;

смягчение социальных последствий высвобождения работников;

совершенствование информационного обеспечения политики занятости населения.