Без учета данных по Республике Беларусь внешнеторговый оборот за 2004 год составил 249,0 млн. долл. США или 103,8% к уровню 2003 года, в том числе экспорт -173,5 млн. долларов (103,7% к уровню 2003 года), импорт - 75,5 млн. долларов (104,0%.к уровню 2003 года). Сальдо торгового баланса сложилось положительное: 98,0 млн. долларов.
Доля экспорта во внешнеторговом обороте составила 69,7%, доля импорта - 30,3%.
В товарной структуре экспорта области в отчетном периоде преобладала машиностроительная продукция - 78,4% от общего объема экспорта. В импорте товаров ведущее место занимали машиностроительная продукция - 61,2% от общего объема импорта, продовольственные товары и сырье для их производства -15,4%.
За 2004 год предприятиями области в Республику Беларусь было поставлено продукции в объеме 9,7 млн. долларов США.
Торговыми партнерами Ульяновской области в 2004 году являлись 73 страны. Крупнейшие торговые партнеры при экспорте: Украина (28,6%), Казахстан (22,4%), Афганистан (10,2%), Германия (4,5%), Азербайджан (3,5%). Крупнейшие торговые партнеры при импорте - Германия (32,1%), Украина (22,1%), Кот Д'ивуар (11,3%), США (8,3%), Польша (7,0%), Бельгия (3,5%), Чехия (2,6%). Торговыми партнерами в равной степени являлись страны дальнего и ближнего зарубежья. Их доля в товарообороте составила 49,0% и 51,0% соответственно.
Крупнейшими предприятиями-экспортерами были: ОАО "Ульяновский автомобильный завод", ООО ПФ "Инзенский деревообрабатывающий завод", ООО "Мика Экспорт", ФГУП "ГНЦ РФ НИИ АР", ООО "Димитровградская финансовая компания", ООО "Стройпластмасс-Экспорт", ОАО КФ "Волжанка", ОАО "Ульяновский лесопромышленный комбинат", ООО "Авиа-техническая компания СТАЭР".
Крупнейшими предприятиями-импортерами были: ОАО "Ульяновский автомобильной завод", ОАО КФ "Волжанка", ООО "СП ВИС МОС", ОАО "Ульяновское КБ приборостроения", ЗАО "Авиастар-СП", ПБОЮЛ Евсеев Сергей Борисович, ООО "ПКФ "Машторгсервис", ЗАО "АЛЕВ", ООО "Фортуна-1", ЗАО "Авиакомпания "Волга-Днепр", ЗАО "РОСТЭК-Нижний Новгород", ЗАО Фирма "РУСЬ", ООО "Даг и компания", ООО "Фирма ПЛЕС" Дочернее общество ОАО "Утес".
В условиях глобализации мировой экономической системы и подготовкой экономики к вступлению в ВТО Ульяновская область должна создать конкурентную, высокотехнологическую, инновационо - восприимчивую экономику на основе сложившихся сравнительных преимуществ области, развития отраслей "новой экономики" для успешной интеграции в мировое хозяйство.
Проблемы развития внешнеэкономической деятельности Ульяновской области могут быть представлены следующим образом:
- недостаточная конкурентоспособность продукции, ограниченность номенклатуры экспортируемых товаров;
- слаборазвитая маркетинговая деятельность на предприятиях;
- недостаточно развитая инфраструктура содействия развитию внешнеэкономической деятельности (транспортные, таможенные, страховые, консультационные и другие услуги);
- недостаточный объем привлекаемых иностранных инвестиций;
- дефицит квалифицированных кадров в области внешнеэкономической деятельности;
- проблемы, касающиеся вступления России во Всемирную торговую организацию;
- недостаточная проработанность направления экспорта услуг (туристических, образовательных, консультационных).
- слабое позиционирование области и местных производителей на внешних рынках;
- недостаточный опыт и практическое отсутствие системы работы с российскими и зарубежными инвесторами и бизнес - партнерами;
- отсутствие единого информационного пространства для принятия решения потенциальными внешними партнерами.
Среди сильных сторон развития внешнеэкономической деятельности можно выделить:
- географическое положение Ульяновской области;
- близость к основным транспортным магистралям;
- наличие портов для воздушного и водного транспорта;
- наличие управляющего центра одно из лидеров международных грузовых авиаперевозок "Волга-Днепр";
- дешевая квалифицированная рабочая сила;
- наличие тесных культурных связей с городами-побратимами за рубежом: г. Крефельд (Германия), г. Оклахома (США);
- наличие привлекательных факторов для западных специалистов и бизнесменов в сфере сельского хозяйства;
- наличие богатой историко-культурной базы для освоения российскими и зарубежными турфирмами и развития сферы туризма, гостиничного бизнеса и сопутствующих отраслей;