Недействующий

Об утверждении комплексной программы экономического и социального развития Ульяновской области на 2005 - 2010 годы

Бюджетная политика и финансово-кредитная система

Бюджетная политика.

Исполнение бюджетов всех уровней за последние три года свидетельствует о том, что бюджет становится активным инструментом государственной экономической политики.

Бюджетная политика строится в соответствии с законами Ульяновской области об областном бюджете на очередной год, законом  Ульяновской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе на территории Ульяновской области", отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации".

Доля доходов консолидированного бюджета Ульяновской области в 2002 году в объеме валового регионального продукта составила 16,8% и увеличилась по сравнению с 1999 годом на 3,8 процентного пункта (табл. 1.9).

Доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Ульяновской области  в общей сумме доходов в 2003 году уменьшилась по сравнению с 2000 годом на  18,1 процентных пунктов и составила 63,5 %.

По-прежнему в 2003 году наибольший удельный вес в налоговых поступлениях консолидированного бюджета Ульяновской области занимают налог на прибыль        (10%), налог на доходы физических лиц (25,3 %), налог на имущество (6,5 %) и акцизы (5,4%).

Вместе с тем в 2001-2003 годах отмечается рост доли средств, полученных в рамках межбюджетных отношений из федерального бюджета. Так, если в 2000 году из федерального бюджета  получено 466,9 млн. рублей (28,3 % в общих доходах бюджета), то в 2003 году -  2384,3 млн. рублей (46,3 %). При этом в течение 2001-2003 гг. Ульяновская область, занимая 70-73 места в Российской Федерации по размеру собственных бюджетных доходов в расчете на душу населения, с учетом доходов от безвозмездных перечислений из федерального бюджета оказывалась на предпоследнем, 87-м месте в Российской Федерации по уровню общей душевой бюджетной обеспеченности.

Расходы консолидированного бюджета Ульяновской области в 2003 году составили 9728,1 млн. рублей и  возросли по сравнению с 2000 годом в 2,4 раза. В 2003 году средства консолидированного бюджета в основном  направлялись на финансирование социально-культурной сферы (55,7 %) (табл. 1.10). При этом, удельный вес расходов, на выплату заработной платы с начислениями, топливно-энергетические ресурсы и расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в общей сумме расходов консолидированного бюджета вырос с 2000 по 2003 год на 13 процентных пунктов (с 53,6% в 2000 году до 66,6% в 2003 году).

Консолидированный бюджет Ульяновской области в 2003 году исполнен с дефицитом в размере 1031,5 млн. рублей, что является существенным фактором  кредитного риска, затрудняющим формирование бюджета развития региона.     

Ульяновская область имеет достаточно высокий объем накопленного долга, в структуре которого преобладают бюджетные ссуды из федерального бюджета (52,4%). К началу 2004 года отношение накопленного долга к общему объему доходов бюджета составило 25%, хотя в дальнейшем планируется постепенное увеличение долговой нагрузки при удлинении сроков заимствований и сокращении объема предоставляемых гарантий.

Основными направлениями бюджетной политики являются:

- эффективное использование бюджетов для сохранения темпов экономического роста и создания условий для повышения уровня жизни населения;

- обеспечение нового качественного уровня использования бюджетных средств, прозрачности бюджетных процедур, конкурентного режима при закупках товаров и услуг для государственных нужд, общественной подконтрольности расходов;

- стимулирование активной инвестиционной деятельности организаций, обеспечения стабильности налоговой системы и имущественных отношений для инвесторов, государственная поддержка эффективных и общественно значимых инвестиционных проектов предприятий реального сектора экономики, ускорение развития малого предпринимательства;

- разграничение бюджетных полномочий между органами исполнительной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления по принципу реальной ответственности и заинтересованности в результатах своей деятельности и максимального сокращения, совместно финансируемых расходов, обеспечение на этой основе доступа граждан вне зависимости от места их проживания к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям;

- казначейское исполнение бюджета.

Ключевой проблемой является низкий уровень бюджетной обеспеченности на душу населения и собственных доходов  местных бюджетов, в первую очередь сельских муниципальных образований.

Финансово-кредитная система.

В настоящее время в области функционируют 6 банков и 27 филиалов кредитных организаций, из них 13 филиалов Сбербанка России.

Динамика развития банковского сектора Ульяновской области за последние 3 года была позитивной и опережала  изменение объёмных показателей реального сектора экономики. Величина  банковских активов к концу 2003 года достигла  14 млрд. руб. и возросла за год на 17%.

В области идет устойчивый процесс восстановления доверия со стороны населения  к банковской системе. За 2003 год вклады населения увеличились (с учетом инфляции) -   на 20% и достигли 7,4 млрд. руб., впервые превысив в реальном исчислении докризисный  (августа 1998 года) уровень.

Активно  растет   кредитование предприятий и населения. Если в 2000 году  было выдано кредитов  в сумме   6 млрд. руб., то в 2001 году - 13,7 млрд. руб.,  в 2002 году - 17,2 млрд. руб., а в 2003 году (по оценке) -  21 млрд. руб. За три года существенно  увеличились объемы  кредитных вложений: в промышленность (в 2,2 раза); в сельское хозяйство (в 4,4 раза); в строительство (в 2 раза); кредиты населению выросли в 2,8  раза. По сравнению с 2000 годом, поменялись приоритеты в кредитовании. Если в 2000 году структура кредитования была в большей степени ориентирована на торгово-посредническую деятельность, так как  наибольший удельный вес в выданных кредитах занимала торговля (в нее вкладывалась половина всех кредитов, а в промышленность - только третья   часть), то в 2003 году приоритетной отраслью становится уже промышленность.

Однако, несмотря на благоприятную динамику  основных банковских  показателей, есть проблемы, которые сдерживают развитие банковского сектора области. Прежде всего, это  недостаточная капитальная база. Уставный капитал  самостоятельных банков на сегодня достиг только  174,5 млн. руб.   Несмотря на существенные темпы роста  этого показателя (за последние три года - в 5 раз),  величина уставного капитала значительно  отстает от  ее  размера в большинстве  других регионов Поволжья.

Финансово-кредитная система Ульяновской области также включает в себя 5 страховых организаций по Ульяновской области.

Основными проблемами развития финансово-кредитной системы являются:

- необходимость усиления устойчивости банковского сектора, повышение качества и расширение пакета  оказываемых услуг, развитие ресурсной базы региональных банков;

- недостаточное развитие лизинговых услуг, необходимость привлечения крупных лизинговых компаний к инвестиционному сотрудничеству;

- недостаточно развитая  и эффективная система кредитной кооперации, других видов небанковских кредитных организаций;

- недостаточное развитие регионального страхового рынка и страховых услуг, неполный перечень услуг, предоставляемых страховыми организациями;