Ульяновская область является крупным транспортным узлом, в котором пересекаются железнодорожные, водные, основные российские автомобильные магистрали.
Транспортный комплекс Ульяновской области представлен всеми видами транспорта. Ведущее место принадлежит автомобильному транспорту. Им перевозится около 60% грузов и 40 % пассажиров. Число автобусов на 100 тысяч населения в 2003 году составило 52, что значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу. Для удовлетворения потребностей населения в перевозках, в том числе по комфортности обслуживания, необходимо ежегодно приобретать не менее 120 автобусов и 20 трамваев и троллейбусов. Несмотря на то, что парк автобусов ежегодно обновляется на 13-14 %, доля автобусов с полностью начисленной амортизацией составляет 52 %. За счет чего? Начиная с 2002, года автобусный парк не обновлялся. Износ государственного пассажирского автобусного пака составляет (70-80)%. Время жизни автобусного парка составляет 10-15 лет. Проблема общественного транспорта решается за счет частных перевозчиков - маршрутное такси, что негативно влияет на транспортные магистрали города и приводит к росту дорожно-транспортных происшествий.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием Ульяновской области на 1 января 2004 г. составила 4430 км. Отсутствуют структуры, занимающиеся логистикой.
Для решения проблемы развития транспортной инфраструктуры в Ульяновской области утверждена схема развития дорожной сети области на длительный период до 2020 года. В соответствии с утвержденной схемой Саратовским филиалом ГипродорНИИ в 2001 году разработана "Программа совершенствования и развития автомобильных дорог общего пользования Ульяновской области до 2010 года с прогнозом до 2020 года".
Развитие транспортной инфраструктуры предполагает решение таких проблем:
- обновление подвижного состава и развитие маршрутной сети пассажирского транспорта;
- создание конкурентной среды в сфере перевозок;
- внедрение автоматизированной системы управления движением пассажирского транспорта и единой системы маршрутной сети;
- отсутствие инфраструктуры речного пассажирского транспорта;
- неэффективное использование мощностей аэропортов "Ульяновск-Центральный" и "Восточный";
- строительство нового мостового перехода через р.Волга, обеспечивающего безопасный пропуск постоянно растущего потока автомашин.
- обновление изношенного парка машин и механизмов, занятых на ремонте дорог;
- отсутствие логистической инфраструктуры.
Описание проблем в разделе II подраздел 13.3. "Развитие транспортной и логистической инфраструктуры" (п.п. 13.3.1-13.3.3 табл. 1.25).