Недействующий

Об утверждении комплексной программы экономического и социального развития Ульяновской области на 2005 - 2010 годы

Газификация населенных пунктов, развитие инженерной инфраструктуры и реформирование ЖКХ


Из-за ограниченности бюджетных средств темпы газификации остаются низкими. Протяженность распределительных газовых сетей составляет 5583 км.  По уровню газификации жилья Ульяновская область значительно уступает соседним регионам: Республике Татарстан, Республике Мордовия, Нижегородской области.

На территории области, функционируют 246 предприятий жилищно-коммунального хозяйства. В том числе многоотраслевых предприятий ЖКХ - 118. Из вышеуказанного количества предприятий ЖКХ имеют лицензию - 209 предприятий, 85 % от общего количества предприятий ЖКХ.

На территории области:

- 1043 котельных суммарной мощностью свыше 4,7 тыс.Гкал/час (износ 71%);

-      2100 км. тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, из них нуждается в замене 800 км., 49,4%.

1670 км. тепловых сетей в двухтрубном исчислении (износ 76%);

- 6633 км. водопроводных сетей, установленная мощность 1,2 млн.м3 в сутки (износ 53%);

- 1553 км. канализационных сетей, 60 канализаций, одиночная протяженность главных коллекторов 660 км., установленной пропускная мощность очистных сооружений 0,6 млн.м(3 )в сутки. Износ очистных сооружений превышает 75%.  

- 2230 трансформаторных подстанций и распределительных пунктов;

- 15060 км. линий электроснабжения

На предприятиях ЖКХ области мощность оборудования значительно превышает фактический объем производства.

Оборудование предприятий ЖКХ при оказании услуг по теплоснабжению - 26 %, водоснабжению - 44,5% и водоотведению - 56,8 %, а по производству тепловой энергии менее, чем на 30% и в течение 1999-2004 гг. ситуация лишь ухудшалась.

Стоимость жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр жилья и тарифы на жилищно-коммунальные услуги на 1 квадратный метр жилья не сбалансированы:

Наименование услуги

Удельный вес услуги в стоимости ЖКУ на 1 человека в месяц

Удельный вес услуги в тарифе на 1 человека в месяц

Отклонение
(удельный вес в тарифе - удельный вес в стоимости)

Отопление

33,1

33,6

0,5

ГВС

16,3

18,77

2,47

ХВС

8,3

8,7

0,4

Водоотведение

5,5

13,37

7,87

Жилищные услуги

11,7

19,8

8,1

Газ

19,3

11,8

-7,5

Электроэнергия

19

13,77

-5,23


Как видно из таблицы перекос в тарифах происходит в сторону увеличения доли платежей за отопление, ГВС и ХВС, водоотведение и жилищные услуги, за счет сокращения удельных весов газа, электроэнергии.

При сравнении сложившейся в области себестоимости предоставления услуг в расчёте на единицу измерения и себестоимости в целом по Приволжскому федеральному округу видно, что Ульяновская область занимает 11 место из 14 регионов, самая высокая себестоимость ЖКУ сложилась в Саратовской области, самая низкая - в Республике Башкортостан.

При сравнении сложившейся в области стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр и Федерального стандарта предельной стоимости ЖКУ на один квадратный метр  видно, что стоимость ЖКУ в области, начиная с 2000 года, значительно превышает Федеральный стандарт, а, следовательно, уровень платежей граждан значительно ниже, установленных Постановлениями Правительства Российской Федерации, 100% от стоимости жилищно-коммунальных услуг.    

Уровень платежей граждан за ЖКУ на территории области ежегодно увеличивается и приближается к федеральному стандарту уровня платежей граждан за ЖКУ. Соответственно нагрузка на консолидированный бюджет области ежегодно уменьшается.

Однако несмотря на рост тарифов и увеличение бюджетных дотаций убытки предприятий ЖКХ не уменьшаются.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что жилищно-коммунальное хозяйство Ульяновской области находится в состоянии кризиса, вызванного целым рядом причин:

§ Отсутствием централизованной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством области.

§ Отсутствием единой системы подбора и подготовки кадров для предприятий ЖКХ области.

§ Отсутствием единой системы сбора коммунальных платежей с населения.

§ Недостаточной эффективностью деятельности служб, обязанных обеспечить социальную защиту населения при росте тарифов на коммунальные услуги.

§ Значительным износом основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве области и отсутствием механизмов привлечения заемных средств на обновление и пополнение основных фондов.

Сегодняшнее техническое состояние объектов жилищно-коммунального хозяйства региона характеризуется высоким уровнем износа (до 70 %), аварийностью, в связи с этим  в сфере инженерной инфраструктуры и реформирования  жилищно-коммунального хозяйства первоочередными проблемами являются: