Недействующий



ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

               от 8 апреля 1999 г. N 60



ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


В целях совершенствования механизма государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, повышения эффективности защиты населения и территорий от аварий, катастроф и стихийных бедствий и во исполнение приказа МЧС России от 25.11.98 N 682, постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации территориальным органам исполнительной власти Ульяновской области по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.

Основными направлениями осуществления комплекса мероприятий по смягчению последствий чрезвычайных ситуаций считать:

- информирование населения о возможных чрезвычайных ситуациях и подготовка его к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

- защиту населения (обеспечение средствами защиты, подготовка к эвакуации) и его первоочередное жизнеобеспечение в условиях чрезвычайных ситуаций;

- подготовка и поддержание в постоянной готовности системы управления, сил и средств территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

2. Возложить на органы исполнительной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, независимо от их организаионно-правовой формы, разработку целевых программ (планов), организацию обеспечения и проведения работ в области предупреждения, снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

3. Утвердить план мероприятий по реализации рекомендаций МЧС России по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории области (прилагается).

Начальнику Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области (Меньшиков) организовать работу по выполнению мероприятий и внести (при необходимости) в планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций коррективы с учетом полученных результатов проводимых мероприятий по снижению риска и смягчению чрезвычайных ситуаций на территории области.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области Меньшикова А.И.



Глава администрации области
                                   Ю.Ф.ГОРЯЧЕВ






Приложение
к постановлению
Главы администрации
Ульяновской области
от 8 апреля 1999 г. N 60


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ BЛACTИ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА И СМЯГЧЕНИЮ
ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ


                    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Методические рекомендации территориальным органам исполнительной власти области по снижению диска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций - нормативно-методический документ, направленный на совершенствование работы комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления и организаций по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на территориальном уровне.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113, и их действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности указанных выше органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1.2. Комплекс организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций проводится по следующим основным направлениям:

- мониторинг окружающей среды и диагностика состояния зданий сооружений и потенциально опасных объектов;

- прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

- повышение технологической безопасности и эксплуатационной надежности производственных процессов.

1.3. Основными направлениями осуществления комплекса мероприятий по смягчению последствий чрезвычайных ситуаций являются:

- защита населения (обеспечение средствами защиты, подготовка к эвакуации) и его первоочередное жизнеобеспечение в условиях чрезвычайных ситуаций;

- рациональное размещение производительных сил и населенных пунктов на территории области;

- инженерная защита территории и населенных пунктов;

- локализация зон воздействия поражающих факторов источнике чрезвычайных ситуаций;

- подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

- подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- создание фонда страховой документации;

- подготовка и поддержание в постоянной готовности системы управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- информирование населения о возможных чрезвычайных ситуациях и подготовка его к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

1.4. Уровень безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях зависит от эффективности работы территориальных органов исполнительной власти по управлению риском чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основными направлениями работы территориальных органов исполнительной власти по управлению риском чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:

- организация мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

- организация государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- организация и проведение государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- участие в лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности и декларировании промышленной безопасности;

- планирование и осуществление комплекса превентивных мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание и совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- экономическое регулирование деятельности по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- организация проведения специальных мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в случае террористических и диверсионных актов.


    2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
          ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКОВ
          ПРИРОДНЫХ И ТЕХНОГЕННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ



2.1. Организация мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации


Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории области включают в себя:

- мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений;

- прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера;

- мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;

- прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами территориальных органов исполнительной власти области по организации мониторинга окружающей среды, опасных природных процессов и явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера являются:

- координация работ учреждений и организаций сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны области на местном и территориальном уровнях по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды;

- создание информационно-коммуникационной системы для решения задач мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера;

- создание информационной базы об источниках чрезвычайных ситуаций, последствиях чрезвычайных ситуаций природного характера и связанных с ними техногенных аварий (катастроф);

- совершенствование нормативной правовой и методической базы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера;

- определение органов, уполномоченных координировать работы учреждений и организаций, решающих задачи мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера.

Основными задачами территориальных органов исполнительной власти по организации мониторинга состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов и прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются:

- координация работ отраслевых и территориальных органов надзора по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах;

- создание диагностических комплексов по оценке устойчивости зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;

- развитие систем наблюдения за опасными технологическими процессами;

- создание базы данных об имевших место чрезвычайных ситуациях техногенного характера на территории области и аналогичных чрезвычайных ситуациях, имевших место на территории других субъектов Российской Федерации;

- совершенствование нормативной правовой и методической базы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера.


2.2. Оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций


Основными этапами оценки возникновения чрезвычайных ситуаций являются:

- выявление и идентификация возможных источников чрезвычайны ситуаций природного и техногенного характера на территории области;

- оценка вероятности (частоты) возникновения источников чрезвычайных ситуаций;

- прогнозирование возможных последствий воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций на население и территорию.

На первом этапе анализу подвергаются источники чрезвычайных ситуаций, в результате возникновения и развития которых:

- существенно нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей на территории области;

- возможны человеческие жертвы или ущерб здоровью большого количества людей;

- возможны значительные материальные потери;

- возможен значительный ущерб окружающей среды.

На последующем этапе производится оценка вероятности возникновения источников чрезвычайных ситуаций и величины возможного ущерба.

Вероятность возникновения источника чрезвычайной ситуации и величина возможного ущерба характеризуют риск возникновения этой чрезвычайной ситуации.

Под ущербом в чрезвычайных ситуациях следует понимать:

- прямые потери, в том числе количество погибших, количестве пострадавших, количество поврежденных (разрушенных) объектов производственной и непроизводственной сферы экономики, а также потери личного имущества граждан в зоне действия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций;

- затраты на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- объем эвакомероприятий и затраты, связанные с эвакуацией населения;

- затраты на ликвидацию чрезвычайной ситуации (возмещение ущерба) и восстановительные работы;

- косвенные потери (недовыпуск промышленной продукции, затраты на пенсии и пособия и т.д.) и др.

Оценка вероятности возникновения аварий на объектах экономики и их возможных последствий проводится руководителями этих объектов.

Оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями, происходящими на территории области, проводится соответствующими территориальными органами исполнительной власти.

В случае отсутствия таких документов для отдельных видов чрезвычайных ситуаций органы исполнительной власти организуют проведение исследований по оценке вероятности возникновения источников чрезвычайных ситуаций и величины ущерба в чрезвычайных ситуациях научными силами или обращаются в вышестоящий орган с заявкой на проведение этих исследований по планам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с долевым участием их финансирования.

Результаты оценки вероятности возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий и величины ущерба в чрезвычайных ситуациях служат основой для создания сил и средств, планирования действий при чрезвычайных ситуациях и принятия решений на проведение первоочередных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.


2.3. Организация государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Государственной экспертизе в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций подлежат:

- градостроительная документация;

- проектная документация (в том числе разделы "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций") на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, снятие с эксплуатации и ликвидацию объектов промышленного и социального назначения, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- социальные защитные сооружения гражданской обороны.

Государственная экспертиза градостроительной и проектной документации проводится с целью:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»