ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 1999 г. N 60
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях совершенствования механизма государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, повышения эффективности защиты населения и территорий от аварий, катастроф и стихийных бедствий и во исполнение приказа МЧС России от 25.11.98 N 682, постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации территориальным органам исполнительной власти Ульяновской области по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.
Основными направлениями осуществления комплекса мероприятий по смягчению последствий чрезвычайных ситуаций считать:
- информирование населения о возможных чрезвычайных ситуациях и подготовка его к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
- защиту населения (обеспечение средствами защиты, подготовка к эвакуации) и его первоочередное жизнеобеспечение в условиях чрезвычайных ситуаций;
- подготовка и поддержание в постоянной готовности системы управления, сил и средств территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
2. Возложить на органы исполнительной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, независимо от их организаионно-правовой формы, разработку целевых программ (планов), организацию обеспечения и проведения работ в области предупреждения, снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
3. Утвердить план мероприятий по реализации рекомендаций МЧС России по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории области (прилагается).
Начальнику Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области (Меньшиков) организовать работу по выполнению мероприятий и внести (при необходимости) в планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций коррективы с учетом полученных результатов проводимых мероприятий по снижению риска и смягчению чрезвычайных ситуаций на территории области.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области Меньшикова А.И.
Глава администрации области
Ю.Ф.ГОРЯЧЕВ
Приложение
к постановлению
Главы администрации
Ульяновской области
от 8 апреля 1999 г. N 60
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ BЛACTИ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА И СМЯГЧЕНИЮ
ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Методические рекомендации территориальным органам исполнительной власти области по снижению диска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций - нормативно-методический документ, направленный на совершенствование работы комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления и организаций по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на территориальном уровне.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113, и их действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности указанных выше органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1.2. Комплекс организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций проводится по следующим основным направлениям:
- мониторинг окружающей среды и диагностика состояния зданий сооружений и потенциально опасных объектов;
- прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- повышение технологической безопасности и эксплуатационной надежности производственных процессов.
1.3. Основными направлениями осуществления комплекса мероприятий по смягчению последствий чрезвычайных ситуаций являются:
- защита населения (обеспечение средствами защиты, подготовка к эвакуации) и его первоочередное жизнеобеспечение в условиях чрезвычайных ситуаций;
- рациональное размещение производительных сил и населенных пунктов на территории области;
- инженерная защита территории и населенных пунктов;
- локализация зон воздействия поражающих факторов источнике чрезвычайных ситуаций;
- подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
- подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- создание фонда страховой документации;
- подготовка и поддержание в постоянной готовности системы управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- информирование населения о возможных чрезвычайных ситуациях и подготовка его к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
1.4. Уровень безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях зависит от эффективности работы территориальных органов исполнительной власти по управлению риском чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основными направлениями работы территориальных органов исполнительной власти по управлению риском чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:
- организация мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
- организация государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- организация и проведение государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участие в лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности и декларировании промышленной безопасности;
- планирование и осуществление комплекса превентивных мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание и совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- экономическое регулирование деятельности по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация проведения специальных мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в случае террористических и диверсионных актов.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКОВ
ПРИРОДНЫХ И ТЕХНОГЕННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
2.1. Организация мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории области включают в себя:
- мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений;
- прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера;
- мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;
- прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами территориальных органов исполнительной власти области по организации мониторинга окружающей среды, опасных природных процессов и явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера являются:
- координация работ учреждений и организаций сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны области на местном и территориальном уровнях по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды;
- создание информационно-коммуникационной системы для решения задач мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера;
- создание информационной базы об источниках чрезвычайных ситуаций, последствиях чрезвычайных ситуаций природного характера и связанных с ними техногенных аварий (катастроф);
- совершенствование нормативной правовой и методической базы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера;
- определение органов, уполномоченных координировать работы учреждений и организаций, решающих задачи мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера.
Основными задачами территориальных органов исполнительной власти по организации мониторинга состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов и прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются:
- координация работ отраслевых и территориальных органов надзора по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах;
- создание диагностических комплексов по оценке устойчивости зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;
- развитие систем наблюдения за опасными технологическими процессами;
- создание базы данных об имевших место чрезвычайных ситуациях техногенного характера на территории области и аналогичных чрезвычайных ситуациях, имевших место на территории других субъектов Российской Федерации;
- совершенствование нормативной правовой и методической базы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
2.2. Оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций
Основными этапами оценки возникновения чрезвычайных ситуаций являются:
- выявление и идентификация возможных источников чрезвычайны ситуаций природного и техногенного характера на территории области;
- оценка вероятности (частоты) возникновения источников чрезвычайных ситуаций;
- прогнозирование возможных последствий воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций на население и территорию.
На первом этапе анализу подвергаются источники чрезвычайных ситуаций, в результате возникновения и развития которых:
- существенно нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей на территории области;
- возможны человеческие жертвы или ущерб здоровью большого количества людей;
- возможны значительные материальные потери;
- возможен значительный ущерб окружающей среды.
На последующем этапе производится оценка вероятности возникновения источников чрезвычайных ситуаций и величины возможного ущерба.
Вероятность возникновения источника чрезвычайной ситуации и величина возможного ущерба характеризуют риск возникновения этой чрезвычайной ситуации.
Под ущербом в чрезвычайных ситуациях следует понимать:
- прямые потери, в том числе количество погибших, количестве пострадавших, количество поврежденных (разрушенных) объектов производственной и непроизводственной сферы экономики, а также потери личного имущества граждан в зоне действия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций;
- затраты на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- объем эвакомероприятий и затраты, связанные с эвакуацией населения;
- затраты на ликвидацию чрезвычайной ситуации (возмещение ущерба) и восстановительные работы;
- косвенные потери (недовыпуск промышленной продукции, затраты на пенсии и пособия и т.д.) и др.
Оценка вероятности возникновения аварий на объектах экономики и их возможных последствий проводится руководителями этих объектов.
Оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями, происходящими на территории области, проводится соответствующими территориальными органами исполнительной власти.
В случае отсутствия таких документов для отдельных видов чрезвычайных ситуаций органы исполнительной власти организуют проведение исследований по оценке вероятности возникновения источников чрезвычайных ситуаций и величины ущерба в чрезвычайных ситуациях научными силами или обращаются в вышестоящий орган с заявкой на проведение этих исследований по планам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с долевым участием их финансирования.
Результаты оценки вероятности возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий и величины ущерба в чрезвычайных ситуациях служат основой для создания сил и средств, планирования действий при чрезвычайных ситуациях и принятия решений на проведение первоочередных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
2.3. Организация государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственной экспертизе в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций подлежат:
- градостроительная документация;
- проектная документация (в том числе разделы "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций") на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, снятие с эксплуатации и ликвидацию объектов промышленного и социального назначения, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- социальные защитные сооружения гражданской обороны.
Государственная экспертиза градостроительной и проектной документации проводится с целью: