Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 2 марта 2012 г. N 187
"О внесении изменения в Республиканскую программу содействия занятости населения
на 2011-2013 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан
от 28.10.2010 N 858 "Об утверждении Республиканской программы содействия
занятости населения на 2011-2013 годы"
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Изложить Республиканскую программу содействия занятости населения на 2011-2013 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.10.2010 N 858 "Об утверждении Республиканской программы содействия занятости населения на 2011-2013 годы", в новой прилагаемой редакции.
Премьер-министр | И.Ш. Халиков |
Приложение
к постановлению КМ РТ
от 2 марта 2012 г. N 187
Республиканская программа
содействия занятости населения на 2011-2013 годы
Паспорт
Республиканской программы содействия
занятости населения на 2011-2013 годы
Наименование программы | Республиканская программа содействия занятости населения на 2011-2013 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями; |
Государственный заказчик Программы | Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан |
Основной разработчик Программы | Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан |
Исполнители Программы | Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан; |
Цель Программы | Обеспечение реализации государственной политики занятости населения, защита граждан от безработицы |
Задачи Программы | Реализация мер, обеспечивающих снижение напряженности на рынке труда. |
Сроки реализации Программы | 2011-2013 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы - 5682510,84 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов) и показатели социально-экономической эффективности Программы | Недопущение к концу 2013 года роста: |
Введение
Настоящая Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями, Законом Республики Татарстан от 19.06.2006 N 39-ЗРТ "О реализации государственной политики в области содействия занятости населения в Республике Татарстан" с последующим изменением, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2009 N 932 "О Плане работы Кабинета Министров Республики Татарстан на 2010 год", исходя из принципов ее преемственности с Республиканской программой содействия занятости населения Республики Татарстан на 2008-2010 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.08.2008 N 623 "Об утверждении Республиканской программы содействия занятости населения на 2008-2010 годы", и в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2013 года (для субъектов Российской Федерации).
Основой Программы является система мероприятий, которые определены целевыми установками и задачами, а также сложившейся и прогнозируемой ситуацией на рынке труда и возможностями финансирования.
Мероприятия Программы по количеству участников и по финансовым ресурсам рассчитаны, исходя из развития и прогноза ситуации на республиканском рынке труда в 2010-2011 годах.
Объемы финансирования Программы за счет субвенций из федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, а также бюджетов муниципальных образований ежегодно уточняются в установленном порядке после принятия бюджетов на соответствующий год.
Понятия, используемые в настоящей Программе
Безработные, зарегистрированные в государственных учреждениях занятости населения, - лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного в органах государственной службы занятости.
К безработным применительно к стандартам Международной организации труда (МОТ) относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия); занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела; были готовы приступить к работе.
Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней в соответствии с критериями, изложенными выше.
К занятым в экономике относятся лица, которые в рассматриваемый период выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. В численность занятых включаются лица, которые временно отсутствовали на работе, лица, которые работали в качестве помогающих на семейном предприятии, а также лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для продажи или обмена.
Коэффициент напряженности на рынке труда - отношение числа незанятых и (или) безработных граждан, зарегистрированных в государственных органах службы занятости, к числу вакантных рабочих мест.
Материальная поддержка - денежные выплаты, которые производятся органами службы занятости безработным гражданам, участвующим в общественных (временных) работах, и несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период участия во временных работах.
Материальная помощь - денежные выплаты, которые могут производиться органами службы занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, а также в период прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости.
Политика занятости - комплекс мер по прямому и (или) косвенному регулированию государством основных параметров занятости и рынка труда.
Пособие по безработице - вид социальных выплат лицу, потерявшему работу и зарегистрированному в качестве безработного.
Регулирование миграции - стимулирование или ограничение перемещения людей по той или иной территории (законодательное, экономическое и др.).
Социальное партнерство на рынке труда - система взаимоотношений, позволяющая посредством соглашений и коллективных договоров, заключаемых сторонами социального партнерства, устанавливать дополнительные меры (сверх законодательного минимума) социальной защиты для работников, уволенных в связи с сокращением численности персонала.
Социальный контракт - соглашение между территориальным органом социальной защиты, центром занятости населения и гражданином, состоящим на учете в центре занятости населения в целях поиска подходящей работы (далее - безработный гражданин), для обеспечения назначения и выплаты целевого пособия.
Трудовые ресурсы - население в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих инвалидов I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в экономике.
Уровень регистрируемой безработицы - отношение (в процентах) численности безработных, зарегистрированных в установленном порядке в государственных органах занятости, к численности экономически активного населения.
Уровень безработицы (по методологии МОТ) - отношение (в процентах) численности безработных (по методологии МОТ) к численности экономически активного населения.
Экономически активное население (далее - ЭАН) (рабочая сила) - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период считаются занятыми или безработными. Численность экономически активного населения включает данные о занятых в экономике и безработных, полученные по итогам обследования населения по проблемам занятости. Измерение ЭАН осуществляется для лиц в возрасте 15-72 лет.
I. Состояние, прогноз рынка труда Республики Татарстан,
ключевые проблемы и пути их решения
Татарстан как интегрированная в международную хозяйственную систему республика, а также крупный экспортер находится в неотъемлемой зависимости от мировых экономических процессов.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом в Республике Татарстан также, как и в целом в Российской Федерации, наблюдается рост объемов производства в сопоставимой оценке по большинству макроэкономических показателей, среди которых валовый региональный продукт, объем промышленного производства, оборот розничной торговли, объем инвестиций.
Принимаемые Правительством Республики Татарстан меры позволили сохранить основные показатели качества жизни населения, способствовали снижению социальной напряженности, стабилизации ситуации на рынке труда, привели к сравнительно быстрому восстановлению промышленного производства, оживлению в строительстве, обеспечили стабильную работу сельского хозяйства.
Индекс промышленного производства в ноябре 2011 года по сравнению с ноябрем 2010 года составил 105,9 процента, в январе-ноябре 2011 года по сравнению с январем-ноябрем 2010 года составил 105,8 процента.
В 2011 году индекс промышленного производства, по оценке, составит 105,8 процента.
В 2010 году объем валового регионального продукта на душу населения увеличился на 8,3 процента по сравнению с 2008 годом и составил 266,5 тыс. рублей. Объем валового регионального продукта на одного занятого составил 557,1 тыс. рублей. Рост внутреннего регионального продукта до конца 2011 года прогнозируется на уровне 104,2 процента. При этом объемы производства в сельском хозяйстве увеличатся более чем на 40 процентов, в строительстве и торговле - более чем на 5 процентов. При этом объемы производства в сельском хозяйстве увеличатся на 40 процентов, в строительстве - на 6,7 процента, в торговле - на 8,4 процента.
Объем продукции сельского хозяйства за январь-ноябрь 2011 года составил 159073,1 млн. рублей, или 138,5 процента к аналогичному периоду 2010 года.
Объем работ по виду деятельности "строительство" за январь-ноябрь 2011 года составил 196596,1 млн. рублей, или 106,6 процента к аналогичному периоду 2010 года.
Указанные тенденции влияют и на формирование социальных показателей.
Среднедушевые денежные доходы населения Республики Татарстан в январе-ноябре 2011 года возросли по сравнению с соответствующим периодом 2010 года на 8,4 процента, реальные денежные доходы составили 100,2 процента.
В 2011 году в Республике Татарстан продолжался рост среднемесячной заработной платы. За 10 месяцев 2011 года среднемесячная заработная плата, начисленная работникам предприятий и организаций, включая субъекты малого предпринимательства, возросла на 14,7 процента по сравнению с соответствующим периодом 2010 года и составила 19018,6 рубля. Реальная заработная плата за этот же период составила 105,7 процента.
Темпы роста как номинальной, так и реальной заработной платы в Республике Татарстан выше, чем в среднем по Российской Федерации. При этом среди регионов Приволжского федерального округа Республика Татарстан по итогам 10 месяцев 2011 года занимает лидирующее место по размеру заработной платы, темпам ее роста и уровню реальной заработной платы.
Среднемесячная заработная плата в Республике Татарстан к концу 2011 года прогнозируется в размере около 20 тыс. рублей.
В ноябре 2011 года, по сведениям обследованных организаций, были приняты на работу 13,7 тыс. человек (2,5 процента от списочной численности), из них 661 человек (4,8 процента от общей численности принятых) приняты на дополнительно введенные рабочие места. Выбыли по различным причинам 13 тыс. человек, или 2,3 процента списочной численности персонала, что на 17 процентов меньше, чем в октябре 2011 года. Из общего числа выбывших 73 процента уволились по собственному желанию, 2 процента - по соглашению сторон, 3 процента - в связи с сокращением численности работников и 22 процента - по другим причинам.
В ноябре 2011 года прием новых кадров на 5,6 процента превысил выбытие работников, в октябре 2011 года - на 1,3 процента.
Движение работников крупных и средних предприятий республики в 2011 году (тыс. человек)
Наиболее высокий удельный вес работников, уволенных по собственному желанию, наблюдался на предприятиях и в организациях финансовой деятельности (88,8 процента от общей численности выбывших в данном виде экономической деятельности), строительства (85,3 процента), оптовой и розничной торговли (85,2 процента), добычи полезных ископаемых (69,6 процента), обрабатывающих производств (67 процентов).
Число замещенных рабочих мест на крупных и средних предприятиях работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в январе-октябре 2011 года составило 1065,1 тыс. человек, что на 2294 человека, или на 0,2 процента, больше показателя января-октября 2010 года.
Наиболее высокая доля совместителей и лиц, работавших по гражданско-правовым договорам, в организациях, осуществляющих финансовую деятельность (16,9 процента); деятельность в области рыболовства, рыбоводства (15,4 процента); в образовании (7 процентов); деятельность по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (5,9 процента); в организациях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (5,4 процента); в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (5,2 процента); в деятельности гостиниц и ресторанов (4,8 процента).
По материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости, численность занятых в 2010 году возросла на 3,9 процента к уровню 2009 года и на 1 процент - к уровню 2008 года, в 2011 году она продолжает расти.
Средний возраст занятых граждан в 2010 году составлял 39,3 года.
В структуре занятых граждан:
по полу:
50,1 процента - мужчины;
49,9 процента - женщины;
по месту проживания:
76,1 процента - городские жители;
23,9 процента - сельские жители;
по уровню образования:
25,4 процента - специалисты с высшим профессиональным образованием;
21,5 процента - специалисты со средним профессиональным образованием;
23,4 процента имеют начальное профессиональное образование.
В 2011 году по отношению к 2010 году среди занятых увеличилась доля лиц, имеющих высшее образование.
Численность граждан, которые не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией МОТ они классифицируются как безработные), составила в 2010 году 126,6 тыс. человек, или 6,3 процента от численности экономически активного населения (далее - ЭАН).
Численность ЭАН в возрасте 15-72 лет в среднем за январь-ноябрь 2011 года составила, по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости, 2034,5 тыс. человек, или 53,7 процента от общей численности населения Республики Татарстан. В численности ЭАН 1939,4 тыс. человек (95,3 процента от ЭАН) были заняты в экономике и 95,2 тыс. человек (4,7 процента) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией МОТ они классифицируются как безработные). Ожидаемая оценка уровня общей безработицы (по методологии МОТ) за 2011 год прогнозируется в размере 4,9 процента от численности ЭАН.
Несмотря на достижение Республикой Татарстан докризисного уровня по многим экономическим показателям, последствия кризиса продолжают оказывать влияние на рынок труда:
численность работающих в режиме неполного рабочего времени на 30 ноября 2011 года, по данным мониторинга, проводимого Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, составила 2,0 тыс. человек (на аналогичную дату 2010 года в режиме неполного рабочего времени работали 9453 человека);
с начала проведения мониторинга в центры занятости населения Республики Татарстан поступили сведения об увольнениях по причине ликвидации либо сокращения численности или штата работников от 4089 предприятий. С октября 2008 года по ноябрь 2011 года численность работников, предполагаемых к увольнению, составила 48,4 тыс. человек. Фактически уволены 42,6 тыс. человек. С начала 2011 года, по данным работодателей, фактически уволены 11,3 тыс. работников, в последующие 3 месяца предполагается уволить 2,8 тыс. человек.
В целом за 2010 год выбытие работников с предприятий и организаций республики превышало на 2,6 процента количество принятых на работу граждан. За 11 месяцев 2011 года численность выбывших граждан превышает на 0,6 процента численность принятых, а именно численность выбывших составляет 175 тыс. человек, численность принятых на работу - 173,9 тыс. человек.
Из общего числа выбывших 65,6 процента уволились по собственному желанию, 2,3 процента уволились по соглашению сторон, 1,8 процента - в связи с сокращением численности работников и 30,3 процента - по другим причинам.
Ситуация на регистрируемом рынке труда за январь-ноябрь 2011 года
За январь-ноябрь 2011 года в органы службы занятости обратились по различным вопросам 269,8 тыс. человек, это в 1,7 раза меньше, чем в аналогичном периоде 2010 года. Приняты на учет как ищущие работу 122,8 тыс. человек, в том числе незанятые граждане - 89 тыс. человек (в 2010 г. - 150,3 тыс. человек). Трудоустроены 74,9 тыс. человек, из них 41,8 тысячи незанятых граждан (это в 2,15 раза меньше, чем в аналогичном периоде 2010 года), и 33 тысячи несовершеннолетних. Трудоустроены в 10-дневный срок 36,7 тыс. человек, или 49 процентов из общего числа трудоустроенных.