Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 17 декабря 2010 г. N 1075
"Об утверждении Комплексного инвестиционного плана модернизации
 моногорода Зеленодольск Республики Татарстан
 (на период 2011-2015 годов)"


В целях диверсификации экономики г. Зеленодольска, решения проблем занятости населения и повышения эффективности социально-экономического развития города Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Зеленодольск Республики Татарстан (на период 2011-2015 годов).

2. Предложить органам местного самоуправления муниципального образования "город Зеленодольск" ежеквартально представлять в Министерство экономики Республики Татарстан информацию о ходе реализации утвержденного настоящим постановлением плана.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

     

Комплексный инвестиционный план
модернизации моногорода Зеленодольск Республики Татарстан
 (на период 2011-2015 годов)
(утв. постановлением КМ РТ от 17 декабря 2010 г. N 1075)

     
Паспорт
Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода
 Зеленодольск Республики Татарстан (на период 2011-2015 годов)

Наименование плана

Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Зеленодольск Республики Татарстан (на период 2011-2015 годов) (далее - Комплексный план)

Дата принятия решения о разработке Комплексного плана (дата его утверждения, наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Распоряжение Главы Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 18 мая 2010 г. N 1-АД "Об организации разработки комплексного инвестиционного плана города Зеленодольск"

Государственный заказчик Комплексного плана

Кабинет Министров Республики Татарстан

Государственный заказчик - координатор Комплексного плана

Министерство экономики Республики Татарстан

Основные разработчики Комплексного плана

Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, АУ ЗМР "Инвестиционный центр "Зеленый Дол", Министерство экономики Республики Татарстан, Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан

Цели и задачи Комплексного плана

Цель: создание условий для устойчивого социально-экономического развития города Зеленодольск на основе диверсификации экономики и создания эффективных рабочих мест.
Задачи:
1. Разработка механизмов реализации стратегии развития города Зеленодольск, принятой в составе стратегии социально-экономического развития Зеленодольского муниципального района на период до 2015 года, утвержденной решением Совета Зеленодольского муниципального района от 06.07.2009 N 28, с учетом задач преодоления кризисных явлений в экономике.
2. Максимально полное, комплексное и сбалансированное использование имеющихся ресурсов города Зеленодольск с целью достижения устойчивых положительных социально значимых результатов в интересах повышения уровня жизни населения, создания более комфортных условий труда, отдыха, образования и охраны здоровья

Целевые ориентиры развития города

Миссией города является устойчивое повышение качества жизни населения, обеспечиваемое экономическим ростом, развитием социальной сферы и среды обитания. К 2015 году уровень безработицы в городе должен быть достигнут на уровне не более 1,5%.
Уровень производительности труда на вновь созданных рабочих местах должен быть доведен до среднереспубликанского уровня

Стратегические направления Комплексного плана

1. Диверсификация экономики города Зеленодольск.
2. Развитие малого и среднего бизнеса.
3. Развитие инфраструктуры.
4. Развитие социальной инфраструктуры города Зеленодольск

Сроки и этапы реализации Комплексного плана

Реализация Комплексного плана предусматривается в 2010-2015 годах поэтапно:
2010-2012 гг. - "стабилизационный" этап:
в реальном секторе экономики - структурная перестройка (диверсификация традиционных и создание новых производств);
в муниципальной сфере - оптимизация структуры расходов бюджета;
2013-2015 гг. - этап роста:
в реальном секторе экономики - выход модернизированных и вновь созданных производств на проектную мощность;
в муниципальной сфере - рост доходной части бюджета

Участники основных мероприятий

Промышленные предприятия, предприятия сферы услуг и бюджетные учреждения города Зеленодольск

Целевые параметры результатов реализации Комплексного плана

1. Диверсификация экономики города Зеленодольск:
увеличение доли новых и действующих непрофильных в настоящее время отраслей промышленности в общем числе занятых - до 84,7% экономически активного населения.
2. Повышение благосостояния жителей:
обеспечение гарантированной занятости 84,7% экономически активного населения в результате создания новых производств;
сокращение численности безработных граждан;
создание к концу периода 9077 рабочих мест, а также в среднем за период на стадии реализации проектов 325 рабочих мест в строительстве.
4. Создание условий для устойчивого экономического роста:
обеспечение увеличения налоговых и неналоговых собственных доходов бюджета на 25% по сравнению с уровнем 2009 года

Механизм управления реализацией Комплексного плана

Общее управление реализацией Комплексного плана возлагается на Комиссию по реализации стратегии города Зеленодольск, созданную при мэре города Зеленодольск. Оперативное управление реализацией Комплексного плана осуществляется мэром города Зеленодольск.
Организационное сопровождение конкретных инвестиционных проектов осуществляется проектными группами, в состав которых будут входить представители инвестора, Исполнительного комитета муниципального образования "город Зеленодольск", других участников и заинтересованных сторон.
Комплексный план предусматривает реализацию комплекса взаимосвязанных инвестиционных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного и социального партнерства. Основными стратегическими партнерами являются органы муниципального и республиканского управления (законодательные и исполнительные), предприниматели и жители города (через различные формы общественных инициатив).
В ряде случаев стратегическими партнерами будут являться федеральные ведомства, партнеры из других регионов

Объемы и источники финансирования Комплексного плана

Общий объем средств, необходимых для реализации Комплексного плана, - 26658,17 млн. рублей, в том числе:
бюджет Российской Федерации - 3451,54 млн. рублей;
бюджет Республики Татарстан - 1932,86 млн. рублей;
муниципальный бюджет - 56,93 млн. рублей;
собственные средства инвесторов - 15844,1 млн. рублей;
средства Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (ВЭБ) - 5372,72 млн. рублей

     

1. Характеристика проблемы

     
1.1. Историческая справка


На сегодняшний день Зеленодольск - пятый по величине город Республики Татарстан, являющийся центром Зеленодольского района.

Территория Зеленодольского района разделена руслом Волги на правобережную и левобережную части. Зеленодольск расположен в северозападной части Республики Татарстан на берегах реки Волга, в 38 километрах к западу от Казани. Географически Зеленодольск располагается на стыке трех республик Поволжья: Марий Эл, Чувашии и Татарстана.

Развитая сеть всех видов путей сообщения дает возможность деловым партнерам быстро и без проблем добраться в любую точку страны. Пути сообщения: железная дорога, автомобильные магистрали, речные пути, мост через реку Волга, паромная переправа.

Площадь города составляет - 37,73 кв. км.

Население города - около 100 тысяч человек, более тридцати национальностей.

Трудовые ресурсы города составляют 61,7 тысяч чел. На территории города Зеленодольск зарегистрировано 1672 хозяйствующих субъекта.

Промышленность города Зеленодольск была и остается главной бюджетообразующей отраслью, который формирует до 70 % валового территориального продукта.

Сегодня в городе наиболее важными отраслями производства являются судостроение (ОАО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького"), машиностроение (ФГУП "Производственное объединение "Завод имени Серго" (компания POZIS), Зеленодольский машиностроительный завод), деревообработка (ООО "Поволжский фанерно-мебельный комбинат", ОАО "Зеленодольский фанерный завод"), производство пищевых продуктов (ОАО "Зеленодольский молочный комбинат", ЗАО "Зеленодольский хлебокомбинат").

В городе функционируют предприятия стройиндустрии, набирает темпы ипотечное кредитование граждан. Уровень обеспеченности жильем на одного жителя составляет 21 кв. метров.


1.2. Демографическая ситуация


Основными показателями демографической ситуации служат численность населения, динамика ее изменения, возрастная структура и миграция.

Начиная с 2000 года в динамике численности населения города Зеленодольск отмечается стойкая отрицательная тенденция, в результате которой к 2009 году общая численность населения города снизилась на 1,97% по сравнению с 2001 годом (рисунок 1).



Рисунок 1 - Динамика численности населения города Зеленодольск за период 2000-2009 гг.

Социальные показатели демографической и миграционной ситуации в городе Зеленодольск характеризуются продолжающимся процессом снижения численности населения (таблица 1).

Таблица 1

Динамика численности населения города Зеленодольск по компонентам

Период мониторинга,
год

Естественный прирост/убыль,
чел.

в том числе:

рождаемость,
чел.

смертность,
чел.

2000

-868

831

1699

2001

-808

896

1704

2002

-713

954

1667

2003

-761

940

1701

2004

-664

987

1651

2005

-767

936

1703

2006

-616

953

1569

2007

-512

954

1466

2008

-572

1060

1633

2009

-357

1119

1476


Сокращение числа жителей в городе обусловлено, в первую очередь, преобладанием смертности на фоне общего снижения рождаемости (демографического кризиса), однако отмечается небольшая положительная миграция из близлежащих поселений и районов (таблица 2).

Таблица 2

     
Динамика миграции населения г. Зеленодольск

Период мониторинга,
год

Миграционный процесс,
прирост (+)/убыль (-),
чел.

в том числе:

прибыло, чел.

убыло, чел.

2004

301

1214

913

2005

173

1258

1085

2006

448

1420

972

2007

646

1559

913

2008

526

1458

932

2009

271

1099

828


На 1 января 2010 года численность населения города Зеленодольск (рисунок 2) составила 99,1 тысяч человек, в том числе:

- дети и подростки до 16 лет - 15,1 тыс. человек;

- пенсионеры - 29,4 тысяч человек, из них по старости - 22,9 тыс. человек;

- население трудоспособного возраста - 61,1 тыс. человек.



Рисунок 2 - Возрастной состав населения города Зеленодольск

Возрастной состав города Зеленодольск характеризуется растущей долей населения старше 55 и 60 лет (таблица 3).

Таблица 3

     
Возрастной состав населения города Зеленодольск

Показатель

Единицы измерения

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Численность постоянного населения моложе трудоспособного возраста

чел.

16331

15777

15302

15040

14954

Доля от общей численности постоянного населения

%

16,4

15,9

15,5

15,2

15,1

Численность постоянного населения старше трудоспособного возраста

чел.

21626

21591

21790

22148

22443

Доля от общей численности постоянного населения

%

21,7

21,8

22

22,4

22,6

Численность постоянного населения в трудоспособном возрасте

чел.

61690

61848

61936

61879

61719

Доля от общей численности постоянного населения

%

61,9

62,3

62,5

62,5

62,3

Население города, всего

Чел.

99647

99216

99028

99067

99116


С увеличением численности старшей возрастной группы растет демографическая нагрузка на трудоспособное население пожилыми и престарелыми при снижении нагрузки детьми.


1.3. Трудовые ресурсы. Ситуация на рынке труда и в сфере занятости


По состоянию на 30.10.2010 численность безработных граждан, проживающих в городе, составила 1308 человек. Уровень регистрируемой безработицы составил 2,9% от численности экономически активного населения (рисунок 3, таблица 4), по методологии МОТ количество безработных достигло 4,8 тысяч человек.



Рисунок 3 - Динамика уровня зарегистрированной безработицы

По расчетным данным около 17 тысяч человек выезжают за пределы города на работу и учебу.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»