Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан, на 2011-2013 годы" (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.10.2023 N 1352)

Организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг


Повысить качество предоставления государственных и муниципальных услуг посредством сокращения материальных и временных затрат граждан позволяет создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В Республике Татарстан на сегодняшний день созданы 46 многофункциональных центров: в 43 муниципальных районах, 2 городских округах и пгт. Камские Поляны.

В Республике Татарстан многофункциональные центры создаются в форме государственных или муниципальных автономных или бюджетных учреждений для обеспечения:

повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг (упрощение процедур, сокращение сроков предоставления и повышение комфортности получения услуг);

получения одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна";

противодействия коррупции и ликвидации рынка посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

открытости и доступности информации для контроля процесса предоставления государственных и муниципальных услуг.

Результаты работы многофункциональных центров демонстрируют сокращение сроков получения государственных и муниципальных услуг, снижение межведомственной волокиты, достигается существенный антикоррупционный эффект за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с предоставляющими услуги государственными и муниципальными служащими, исчезновение спроса на деятельность включенных в коррупционные схемы посредников и, как следствие, повышение комфортности и удовлетворенности граждан взаимодействием с государственными органами. Многофункциональные центры позволяют минимизировать расходы на обеспечение условий качественного, доступного и комфортного получения государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами и заключенными соглашениями.

Перспективным направлением развития деятельности многофункциональных центров является использование сети почтовых отделений связи и органов местного самоуправления в сельских населенных пунктах как удаленных клиентских пунктов (фронт-офисов) многофункциональных центров. В соответствии с приказом Федерального агентства связи от 25.02.2011 N 38 создана рабочая группа по вопросу развития и использования сети почтовой связи в Республике Татарстан.

На сегодняшний день к основным проблемам, возникающим при предоставлении государственных (муниципальных) услуг, а также при создании многофункциональных центров, можно отнести следующие:

1. При создании многофункциональных центров в небольших населенных пунктах не всегда возможно обеспечить выполнение требований к количеству услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах (установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2009 N 796 "О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг"), в связи с тем, что значительную часть сложных услуг предоставляют "крупные" многофункциональные центры, тем более, что в Республике Татарстан активно развивается предоставление услуг в электронном виде.

2. У субъектов Российской Федерации отсутствует право самостоятельно определять количество услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах. В связи с этим требования к количеству услуг необходимо дифференцировать и внести соответствующие изменения в нормативные акты, устанавливающие требования к многофункциональным центрам.

3. Финансирование предоставления широкого спектра государственных и муниципальных услуг за счет средств бюджета учредителя многофункционального центра обременительно, в особенности для дотационных муниципальных образований. В связи с этим целесообразно разработать механизм софинансирования деятельности многофункциональных центров.

До настоящего времени у специалистов органов местного самоуправления вызывало затруднение формирование перечней услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и подлежащих регламентированию. Сложные услуги, состоящие из ряда простых, соседствуют в перечнях с простыми, а простые, в свою очередь, могут содержать в себе подуслуги (варианты предоставления услуги в рамках одного административного регламента). Такое положение затрудняет тиражирование любых достигнутых результатов. Для обеспечения единообразия при разработке административных регламентов и включения в реестры услуг необходим стандартизированный перечень простых государственных и муниципальных услуг. Сложные услуги должны определяться только как конкретный набор простых государственных и муниципальных услуг. Название услуги должно быть стандартизованным и содержать результат услуги. Региональные и муниципальные особенности будут минимальны, поэтому базовый перечень услуг целесообразно утвердить на федеральном уровне. Это решит многие проблемы методического обеспечения оптимизации предоставления услуг. В период реализации настоящей Программы такой перечень будет разработан и введен в контур государственной и муниципальной систем управления.