3.1.1. Краткая характеристика проблем в сфере управления имущественными отношениями
Сфера управления имущественными отношениями характеризуется наличием достаточной нормативной правовой базы. Вместе с тем предусмотренная законодательством система управления государственной и муниципальной собственностью чрезмерно сложна, что обуславливает появление целого блока проблем в рассматриваемой сфере.
Прежде всего это касается вопросов взаимодействия соответствующих уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления между собой, а также с подведомственными организациями, другими хозяйствующими субъектами, гражданами.
Мировой опыт, а также лучшая практика в субъектах Федерации подтверждают целесообразность четкого разграничения полномочий в сфере управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью. При этом государство всегда должно быть активным субъектом на рынке имущественных отношений.
Наибольшее количество проблем накопилось в сфере земельных отношений. Сегодня в Республике Татарстан нет межселенных территорий, а значит, основной имущественный комплекс в виде земельных участков строго распределен по территориям поселений. При этом земли на территории Республики Татарстан находятся в собственности Российской Федерации, Республики Татарстан, в муниципальной и частной собственности.
На конец 2010 года площадь земель на территории Республики Татарстан составляет 6783,7 тыс. га, из них в частной собственности, в том числе долевой собственности, граждан и организаций находится 3145,4 тыс. га (46%).
Право распоряжения земельными участками распределено следующим образом: у федеральных органов власти - 1673,6 тыс. га, муниципальных образований - 1939,7 тыс. га, Республики Татарстан - 25 тыс. га.
Земельный фонд Республики Татарстан включает в себя 4630,1 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, 79 тыс. га земель промышленности и иного специального назначения, 436,1 тыс. га земель водного фонда, 1217,7 тыс. га земель лесного фонда.
При изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, переводе земель из одной категории в другую, вовлечении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в хозяйственный оборот необходимы скоординированная деятельность всех вышеперечисленных субъектов, а также надлежащее информационное обеспечение общественности.
Сегодня есть ряд ограничений, связанных с использованием земель под инженерные и транспортные коммуникации, лесопосадки и так далее.
К важным имущественным ресурсам относятся особо охраняемые природные территории. Их в Республике Татарстан 160, в том числе один заповедник (Волжско-Камский), один национальный парк (Нижняя Кама), 129 памятников природы, 29 природных заказников. Их формирование и развитие сопряжены с рациональным использованием земельных, лесных и водных ресурсов. Однако в настоящее время не завершена работа по их паспортизации и постановке на кадастровый учет, нет и стратегии развития данных территорий.
Ряд проблем накопился в сфере развития и использования инфраструктурного имущественного комплекса. Так, тарифная политика в системе грузовых железнодорожных перевозок привела к тому, что основная часть хозяйствующих субъектов перешла на использование автомобильных перевозок в своей хозяйственной деятельности. Можно утверждать, что сегодня налицо ситуация, когда недостаточное развитие транспортного комплекса и большая нагрузка на него сдерживают развитие бизнеса и доступность социально-экономических благ для населения.
Также в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации Республика Татарстан не обладает полномочиями по принятию самостоятельных управленческих решений по использованию водных путей и ресурсов рек Волги, Камы, Вятки, протекающих по территории Республики Татарстан. К примеру, это касается вопросов забора воды, использования общераспространенных полезных ископаемых со дна рек, повышения уровня Куйбышевского водохранилища и так далее.
Особую озабоченность вызывает процесс снижения уровня воды, который в 2010 году составил порядка 49 метров, что более чем на два метра ниже нормативного значения. Это привело к нарушению судового хода, проблемам забора воды для питьевых и хозяйственных нужд, с инженерными коммуникациями, сопряженными с использованием водных ресурсов, к обострению экологических проблем, связанных с сохранением биоразнообразия.
Серьезные проблемы имеются и в сфере управления лесным фондом, которые особенно обострились в связи с засухой летом 2010 года. Структура лесов характеризуется низкосортностью и низкой пригодностью в качестве деловой древесины. В то же время лесные массивы выполняют очень важную экологическую функцию.
Значительная часть лесных массивов расположена на землях сельскохозяйственного назначения. Отсутствуют границы лесных поселков, а также лесных участков на землях сельскохозяйственного назначения, причем эти земли относятся к муниципальной собственности, что не позволяет Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан как центру ответственности за управление лесным фондом должным образом координировать работу по лесоустройству, увеличению лесистости территории Республики Татарстан и восстановлению лесов. Ряд полномочий, связанных с благоустройством улиц, скверов, дорог и припоселковых территорий, также относится к компетенции органов местного самоуправления, и Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан не имеет возможности принимать участие в планировании этой деятельности.
Усугубляются проблемы, связанные с засорением лесов в связи с большим количеством упавших и невывезенных деревьев.
3.1.2. Влияние проблем в сфере управления имущественными отношениями на развитие отраслей (секторов) экономики
Проблемы в сфере управления имущественными отношениями:
отсутствие должной координации правообладателей имущественных ресурсов (действий государственных и муниципальных органов, а также инвесторов и населения в процессе владения, пользования и распоряжения имуществом);
невыполнение или частичное выполнение требований законодательства в сфере имущественных отношений, отсутствие подзаконных актов, определяющих механизм реализации законодательства;
несвоевременная передача освобождающихся зданий для дальнейшего их включения в хозяйственный оборот при реорганизации сети подведомственных организаций в отраслях социальной сферы;
административные барьеры для инвесторов и других хозяйствующих субъектов при получении правоустанавливающих и иных документов на земельные участки;
недостаточно отработанные взаимоотношения с населением, владеющим земельными долями;
сложность межведомственного взаимодействия при переводе земель в категорию земель сельскохозяйственного назначения и наоборот;
отсутствие взаимодействия территориальных федеральных, республиканских и муниципальных органов по управлению имущественными комплексами;
превалирование интересов крупных компаний при предоставлении земельных участков и установлении сервитутов;
отсутствие генеральных планов и схем территориального планирования муниципальных образований, а также отсутствие перспектив изменения их границ;