3.10.1. Краткая характеристика проблем участия государства в экономике
Сегодня участие государства в экономике страны, включая государственную долю в акционерных капиталах, составляет порядка 50%. Причем государство участвует в экономике не только напрямую через государственные учреждения и государственные унитарные предприятия, но и контролирует бизнес посредством вхождения в крупные компании. Являясь одновременно регулятором и участником рынка, как показывает мировая практика, государство не обеспечивает его эффективного функционирования.
Участие государства в экономике в качестве собственника заметно усилилось в связи с созданием государственных корпораций и приобретением активов частных компаний.
В соответствии с системой индикаторов оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации Республика Татарстан по индикатору "Доля унитарных и казенных предприятий в субъекте Российской Федерации" по итогам 2008 года занимала 67-е, а по итогам 2009 года - 63-е место.
Как показал проведенный анализ, в республике количество государственных унитарных предприятий, зарегистрированных в налоговых органах и органах статистики, не соответствует числу функционирующих государственных унитарных предприятий.
Перечень государственных унитарных предприятий сформирован без соблюдения каких-либо единых принципов. В него включены предприятия, имеющие стратегически важное значение, а также предприятия, которые не были акционированы в предыдущие периоды, хотя эти действия были запланированы.
Особую озабоченность вызывает также невысокая компетентность отдельных представителей государства в органах управления хозяйственных товариществ и обществ.
Несмотря на проведенную большую работу, остался невостребованным институт независимых директоров.
Государство, исходя из своих функций, всегда выступает регулятором на рынке, если рыночные отношения нарушают конкурентную среду. Надо признать, что сегодня отсутствует система мониторинга конкурентных рынков как в целом в стране, так и в республике.
До настоящего времени не сформирована единая культура перехода к современным системам внутрикорпоративного управления.
Сегодня около тысячи предприятий Татарстана находятся в процедурах банкротства. Их имущество за редким исключением распродается по частям, при этом государство не является субъектом на этом рынке.
Особое место в деятельности государственных органов занимают создание эффективной системы интеграции с ведущими международными компаниями, а также продвижение собственной продукции на внешние рынки. В связи с этим внешнеэкономическая деятельность должна рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений.
Если в период кризиса роль государства в экономических процессах усиливается, то в посткризисный период его участие должно уменьшаться и на рынок должны прийти частные инвесторы.
Серьезным препятствием для развития бизнеса являются нерегламентированные процедуры предоставления государственными и муниципальными органами власти различного рода разрешительных, информационных и иных документов. Особенно эта проблема важна для сектора строительства. По результатам оценки Всемирного банка, именно по этому параметру Республика Татарстан, к сожалению, уступает многим российским регионам.
Для татарстанской экономики важно определить также государственную нагрузку на экономику с точки зрения оценки предельной величины перераспределяемого валового регионального продукта.
3.10.2. Влияние проблем участия государства в экономике на развитие отраслей (секторов) экономики
Проблемы участия государства в экономике:
избыточное количество государственных и муниципальных унитарных предприятий;
отсутствие критериев создания или сохранения государственных унитарных предприятий;
недостаточный уровень профессионализма представителей государства в органах управления хозяйственных товариществ и обществ;
неразвитость института независимых директоров;
невысокая активность уполномоченного органа по управлению имуществом при распродаже имущества предприятий-банкротов и освобождению имущественных комплексов действующих предприятий и учреждений социальной сферы;
отсутствие стандартов внутрикорпоративного управления;
отсутствие модели оценки целесообразности расширения или уменьшения участия государства в экономике в отдельные периоды ее развития;
наличие административных барьеров.
Ниже дана краткая характеристика каждой из перечисленных проблем.
Избыточное количество государственных и муниципальных унитарных предприятий. Отсутствие критериев создания или сохранения государственных унитарных предприятий
Государственное унитарное предприятие создается для дополнения полномочий государства в случае, когда эти полномочия не могут быть выполнены негосударственными структурами. Такие решения, как правило, принимаются при отсутствии конкурентной среды и одновременно при необходимости реализовать государственные гарантии. Сохранение или создание государственного (муниципального) унитарного предприятия может быть оправдано лишь соображениями безопасности, сохранения окружающей среды или пруденциального надзора над финансовыми институтами. Из существующих сегодня 607 государственных и муниципальных предприятий лишь 23 должны сохранить статус унитарных.