3.12.1. Краткая характеристика проблем в сфере повышения уровня жизни, влияние экономических и экологических факторов
Уровень жизни человека характеризуется благополучием, которое он для себя считает приличествующим. Достижение приличествующего уровня благополучия - это основная цель процесса созидательного развития человека, его семьи, предприятия, территории, государства в целом.
Критерии оценки достижения этой цели для каждого из перечисленных субъектов различны. Для человека - это материальный достаток, здоровье его и членов его семьи, образование, культура, удовлетворение его духовных, физических и экономических потребностей. Для предприятия - это уровень его экономической самодостаточности. Аналогичным критерием, как правило, измеряется достижение этой цели для региона и страны в целом. Среди таких критериев необходимо выделить два важных фактора: экономическое и экологическое благополучие.
Очень важно рассмотреть оба этих аспекта, прежде всего, в связи с состоянием бедности нашего населения.
Бедность - одна из причин социального неравенства, причина неспособности человека получить профессию, знания, обучиться соответствующим навыкам, достичь определенного положения в обществе, источник расслоения общества.
К сожалению, в России в целом отсутствует единая система критериев отнесения населения к этой категории. В Республике Татарстан существует система потребительских бюджетов, позволяющая относить население к категории бедных или обеспеченных. При доходе ниже прожиточного минимума человека относят к категории бедных. Сегодня доля населения республики, имеющего доход ниже прожиточного минимума, составляет 314 тыс. человек, или 8,3% от всего населения Татарстана. К этой категории относятся также и граждане, оценка доходов которых невозможна в связи с отсутствием эффективной системы учета неофициальных доходов.
Вместе с тем следует отметить, что распределение населения по квинтильным группам не позволяет выйти на эффективные меры социальной защиты, поскольку в эти группы попадают отдельные граждане без учета условий их существования.
В связи с изменением федерального законодательства в части пенсионного обеспечения уменьшилась численность пенсионеров, доход которых составил величину ниже прожиточного минимума. Из 1030 тыс. пенсионеров сегодня в эту категорию попадает около 42 тыс. человек. Однако такой расчет предполагает, что эти пенсионеры не имеют другого дохода в виде заработной платы (если работают) или поддержки членов семьи.
Что касается уровня обеспеченности детей, необходимо учитывать их социальный статус. Предметом особой заботы в этом контексте должны стать семьи с детьми.
В общей структуре доходов основной составляющей является заработная плата. Число работников, получающих зарплату ниже прожиточного минимума, составляет 0,6%, а ниже минимального потребительского бюджета - 16,5%.
В целом данные говорят о снижении уровня бедности. Этот вывод подтверждают также рост розничного товарооборота (на 8,9%) и увеличение вкладов населения (на 38%).
Однако подобные усредненные показатели не могут охарактеризовать полную картину в этой сфере. Достаточно сказать о том, что заработная плата в бюджетной сфере значительно отстает от заработной платы в отраслях экономики. И если исключить из сопоставления лиц, работающих в таких высокодоходных секторах, как добыча полезных ископаемых, нефтехимия и энергетика, то среднемесячная заработная плата в 2010 году составила порядка 16 тыс. рублей, с учетом коэффициента семейности доход на одного человека от такой заработной платы составил около 11 тыс. рублей.
Такое положение соответственно привело к снижению потребительского спроса на рынке жилья, примером тому являются пустующие новостройки в ряде населенных пунктов.
Необходимо также иметь в виду различный уровень притязаний населения (например, у жителей села и у жителей крупных городов республики).
В потребительский бюджет, характеризующий уровень обеспеченности населения, включены такие составляющие, как отдых, приобретение автомобиля в низком ценовом коридоре и так далее. Для соответствия этому стандарту доход наших граждан должен составлять порядка 27 тыс. рублей. Соответственно, заработная плата к 2015 году должна быть на уровне 40 тыс. рублей. Именно эти показатели определены в Основных направлениях деятельности Кабинета Министров Республики Татарстан на 2010 - 2015 годы.
Что касается экологического благополучия, то это состояние менее всего зависит от жизнедеятельности отдельного человека. Основными загрязнителями окружающей среды являются хозяйствующие субъекты и транспорт. Количество транспорта, находящегося в эксплуатации хозяйствующих субъектов и населения, ежегодно возрастает высокими темпами (примерно на 30%). Наиболее негативное влияние на экологическую обстановку в крупных городах оказывают пассажирские автобусы, при выборе моделей не всегда учитывается их экологическая безопасность.
На экологическое благополучие оказывает отрицательное влияние и низкое качество питьевой воды. Однако на загрязнение крупных водных путей, которые являются основными источниками питьевой воды, влияет не только Республика Татарстан, но и другие регионы, расположенные выше по течению рек. Остается проблема износа инженерных коммунальных сетей.
В целом можно сделать вывод об отсутствии единой региональной системы мониторинга окружающей среды (всех видов природных ресурсов - недра, вода, земля, лес, воздух). В настоящее время мониторингом в этой сфере занимаются федеральные органы (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Татарнедра), Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан и Министерство энергетики Республики Татарстан. Однако их деятельность сегодня можно охарактеризовать как деятельность конкурирующих структур.
3.12.2. Влияние проблем в сфере повышения уровня жизни, экономических и экологических факторов на развитие отраслей (секторов) экономики
Проблемы в сфере повышения уровня жизни:
низкая заработная плата и низкое пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан;
недостаток высокооплачиваемых рабочих мест в отдельных муниципальных образованиях, особенно в сельских поселениях;
низкая конкурентоспособность выпускников образовательных учреждений;
низкий уровень доступности общественных услуг для отдельных категорий граждан;
отсутствие механизма учета доходов граждан, не принимающих предложения по трудоустройству на вакантные рабочие места и не имеющих оснований не быть занятыми;
значительный масштаб "серого" рынка труда;
не всегда обоснованный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, приводящий к росту бюджетных средств на жилищные субсидии, некорректность оценки числа нуждающихся в получении жилищных субсидий;
отсутствие единой республиканской системы экологического мониторинга.