Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 24.07.2014)

Рис. 1. Институциональная матрица


Столбцы матрицы отражают секторы экономики и виды деятельности. Строки матрицы определяют институциональные факторы, анализ которых приведен в соответствующих разделах Программы. Элементы матрицы характеризуют наличие существенных проблем институционального характера в тех или иных секторах экономики и видах деятельности. При этом интенсивность цвета означает степень актуальности влияния фактора.

Перечисленные институциональные факторы выбраны по принципу идентификации зон максимального риска и угроз появления институциональных ловушек при принятии управленческих решений, которые, как правило, после снижения внимания к ним возвращаются в прежнее состояние, а иногда и обостряют проблемы в этих секторах. Причем каждая из ловушек может иметь мультиплицирующий характер и обуславливать появление новых рисков и угроз в проблемно связанных секторах.

Как видно из рисунка 1, в качестве институциональных факторов определены:

имущественные отношения;

размещение производительных сил;

человеческий капитал и рынок труда;

инновационное развитие;

деятельность монопольных организаций;

урбанизация и рурализация;

теневая экономика;

средний класс;

финансовые институты;

участие государства в экономике;

ценовая и тарифная политика;

уровень жизни - экономические и экологические факторы.

Необходимо отметить, что при анализе каждого из перечисленных институциональных факторов выявляются функциональные блоки, совокупность которых в целом характеризует уровень развития деловой активности, инвестиционной привлекательности, инновационной модернизации всех секторов экономики и социальной сферы и на этой основе возрастание их конкурентоспособности.

(абзац введен Законом РТ от 19.07.2012 N 57-ЗРТ)

В Республике Татарстан до настоящего времени система программирования была построена по отраслевому, территориальному (муниципальному) и ведомственному разрезам. В связи с этим из поля зрения выпадали угрозы и риски, возникающие по причине появления проблем институционального характера. Разработка настоящей Программы осуществлена на основе анализа влияния на развитие экономики институциональных факторов. Аналогичные подходы применяются при разработке программ в других странах, однако в настоящее время отсутствует информация о применении институционального подхода в системах программирования других субъектов Российской Федерации. Важно отметить, что отраслевые и территориальные программы целесообразно разрабатывать тогда, когда возникает необходимость решить проблемы стратегического и тактического характера в пределах установленных "коридоров" институциональных факторов, а также тогда, когда с высокой степенью уверенности можно считать, что эти факторы отсутствуют. Вместе с тем, как показывает многолетний опыт, в разрабатываемых и реализуемых сегодня в Республике Татарстан программах акцент ставится на финансировании программных мероприятий, которые нередко являются текущими задачами министерств, ведомств и органов местного самоуправления.

Программа, в отличие от других, ранее разработанных и реализованных программ, содержит следующие новшества:

1. Новый подход к разработке Программы, суть которого заключается в анализе влияния институциональных факторов на развитие секторов экономики и социальной сферы в Республике Татарстан.

2. Новая модель программирования, обеспечивающая неукоснительное соблюдение межпрограммных функциональных связей. Здесь речь идет о взаимосвязи всех разрабатываемых в соответствии с данной Программой республиканских, ведомственных и муниципальных (в том числе межмуниципальных) программ и проектов как между собой, так и каждой из них с данной Программой.

3. Новая технология внесения изменений в Программу. Ранее практически было невозможным внесение изменений в средне- и долгосрочные программы, так как они были разработаны на основе анализа текущих проблем, а также содержали конкретные значения целевых индикаторов и объемы финансирования. Поэтому любое изменение текущего состояния (а оно объективно изменяется) требовало изменения всей программы, что означало, по сути, разработку новой программы. Новая технология позволяет вносить изменения в Программу в процессе ее реализации, а также в разработанные на ее основе программы.

Близкий к институциональному подход был применен при разработке трех программ социально-экономического развития Республики Татарстан: на 1996 - 2000 гг.; 2001 - 2005 гг.; 2005 - 2010 гг. Отличие заключалось в том, что эти программы были ориентированы на решение проблем в различных секторах жизнедеятельности и содержали конкретные индикаторы, которые должны были быть достигнуты. Следует отметить, что программы были выполнены, за исключением некоторых параметров Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 - 2010 годы из-за влияния кризиса 2008 - 2009 годов.

В таблице 1 приведены итоги ее выполнения в разрезе индикаторов.