3.8.1. Краткая характеристика проблем формирования среднего класса
Развитие среднего класса - один из ключевых факторов формирования прогрессивной структуры общества. К среднему классу можно отнести население, которое благодаря своему образованию и профессиональным качествам смогло адаптироваться к условиям современной рыночной экономики и обеспечить своим семьям адекватный времени уровень потребления и образ жизни.
Наиболее распространенным мнением в сообществе экспертов и аналитиков по поводу инструментов формирования среднего класса является развитие малого и среднего бизнеса. Этот сектор сегодня не только важная составляющая экономического развития, но и реальный способ формирования среднего класса. Это новые рабочие места, особенно для молодежи, дополнительные налоги и арендные платежи. Представители именно малого и среднего бизнеса являются самыми активными участниками реализации перспективных проектов.
Наши крупные и средние предприятия должны создавать условия для того, чтобы их работники могли быть отнесены к категории среднего класса. Однако это направление редко рассматривается как стратегически важное в контексте данного вопроса. Кроме того, только около 7% субъектов малого бизнеса заняты в высокотехнологичных сферах. Остальная часть сосредоточена в секторах торговли, строительных и бытовых услуг, при этом уровень доходов граждан в этих секторах превышает среднюю заработную плату по республике.
Следует отметить, что к среднему классу относятся граждане, имеющие не только собственность и доход, обеспечивающий им приличествующий уровень жизни, но и собственность, профессию, соответствующий уровень образования и общей культуры.
По результатам проведенных в республике исследований по критерию уровня доходов 51% населения можно отнести к среднему классу. Самоидентификация респондентов показала, что 37% граждан относят себя к среднему классу. Однако по формальным признакам, перечисленным выше, только 27% населения республики может быть отнесено к этой категории.
Как показывает мировой опыт, доля среднего класса в обществе должна быть не менее 50%, а оптимальное значение - 6%.
Очень важно также отметить, что подавляющая часть работающих граждан после выхода на пенсию выпадает из категории среднего класса, а это ежегодно около 35 тыс. человек.
3.8.2. Влияние проблем формирования среднего класса на развитие отраслей (секторов) экономики
Проблемы формирования среднего класса:
невысокие доходы у значительной части населения;
высокая дифференциация доходов, в том числе в разрезе муниципальных образований;
отсутствие эффективной системы защиты нематериальных активов;
сложности в трудоустройстве выпускников высших учебных заведений по профильной специальности;
недостаточно высокий уровень экономической и общей культуры.
Ниже дана краткая характеристика каждой из перечисленных проблем.
Невысокие доходы у значительной части населения. Высокая дифференциация доходов, в том числе в разрезе муниципальных образований
Несмотря на то что в 2010 году средняя заработная плата по республике составила 17353 руб., а доходы 18060 руб., необходимо отметить, что значительная доля в них принадлежит работникам высокорентабельных крупных компаний, таких как ОАО "Татнефть", группа компаний "Татэнерго", предприятия нефтехимического комплекса. Средняя заработная плата (и соответственно доход) оставшейся части работающих в республике составляет 16000 рублей. Высока и дифференциация доходов на конкретных предприятиях - она может отличаться более чем на два порядка при общемировой практике менее чем на один порядок.
Существенно различаются заработная плата и доходы в разрезе муниципальных образований, хотя у жителей сельских районов, с учетом получаемой в личном подсобном хозяйстве продукции, покупательная способность рубля выше.
Заметно ниже заработная плата у работников бюджетной сферы. Это различие особенно остро проявляется в таких городах, как Альметьевск, Азнакаево, где работники бюджетной сферы по сравнению с нефтяниками получают в несколько раз меньшую заработную плату.
Отсутствие эффективной системы защиты нематериальных активов
Защита прав и интересов собственников является основополагающей стратегической задачей систем государственного и муниципального управления.
Существенные проблемы накопились в сфере защиты интеллектуальной собственности. Действующие сегодня на этом рынке структуры (Татарстанское агентство интеллектуальной собственности Республики Татарстан, Татарстанский центр научно-технической информации и Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам) неэффективны и в связи с этим мало востребованы. Инициатор проекта или идеи, при внесении ее на экспертный совет одного из институтов развития, не уверен в том, что в случае отклонения предложения его идея не будет использована в ущерб его интересам.
Не решены многие проблемы в сфере защиты жилищных прав граждан. В частности, приватизация жилья повлекла за собой появление категории общей собственности. К сожалению, по истечении почти 20 лет жильцы, приватизировавшие свое жилье, так и не стали его собственниками в полном смысле этого слова. Содержание общей собственности мало беспокоит жильцов, что подтверждают регулярно проводимые социологические исследования.
Серьезной проблемой является также возможность относительно простого доступа к персонифицированной информации граждан, что говорит о недостаточно эффективной системе защиты информации.
Сегодня можно констатировать недостаточное внимание к вопросу реализации профессиональной карьеры. Отсутствует и сама концепция развития человеческого потенциала и капитала. Особенно это важно для одаренных детей, для которых участие в олимпиадах, конкурсах и прочих подобных мероприятиях не является основанием для перехода на следующий уровень образования на льготных условиях.
Сложности в трудоустройстве выпускников высших учебных заведений по профильной специальности
Учитывая, что представитель среднего класса должен иметь соответствующий профессиональный статус и высокую квалификацию, озабоченность вызывает тенденция возрастания количества выпускников образовательных учреждений, которые трудоустраиваются не по полученной специальности. В современных условиях устаревания знаний в течение трех - пяти лет, а также возникновения дисбаланса между потребностями экономики и выпуском специалистов все больше выпускников могут стать профессионально несостоятельными.