Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 24.07.2014)

3.11. Ценовая и тарифная политика


3.11.1. Краткая характеристика проблем в сфере ценовой и тарифной политики

Важное значение для экономического развития республики имеет ценовая и тарифная политика, проводимая государственными и муниципальными органами. Основными задачами органов регулирования являются следующие:

обеспечение баланса интересов производителей и потребителей товаров (работ, услуг), тарифы (цены) на которые подлежат государственному регулированию;

повышение качества товаров (работ, услуг), тарифы (цены) на которые подлежат государственному регулированию;

предотвращение возможности спекулятивного роста регулируемых цен на товары и услуги;

создание условий для развития конкурентной среды в республике.

В настоящее время отсутствует принятая на республиканском уровне концепция ценовой политики, включающая подходы к установлению регулируемых цен и тарифов на товары и услуги, а также цен и тарифов в нерегулируемых отраслях, устанавливаемых на срок не менее трех лет, что будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности республики.

Применяемые на федеральном уровне рекомендации и правила по тарифному регулированию не соответствуют современным требованиям экономического роста.

Анализ показал, что сегодня имеется значительный запас резервов по снижению расходов, влияющих на формирование тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве и транспортном комплексе.

Темпы роста тарифов на коммунальные услуги - а это наиболее сложный блок проблем в сфере тарифной политики - значительно превышают темпы инфляции. Сохраняется перекрестное субсидирование. При этом основная часть расходов, влияющих на формирование тарифов, не имеет достаточного экономического обоснования. Как правило, неэффективна деятельность управляющих компаний многоквартирными жилыми домами.

3.11.2. Влияние проблем в сфере ценовой и тарифной политики на развитие отраслей (секторов) экономики

Проблемы в сфере ценовой и тарифной политики:

отсутствие концепции ценовой политики, включающей подходы к установлению регулируемых цен и тарифов на товары и услуги, а также цен и тарифов в нерегулируемых отраслях;

отсутствие инвестиционных соглашений, предусматривающих соблюдение позитивного влияния на социально-экономическое развитие муниципальных образований (баланс интересов производителя и потребителя услуг, снижение бюджетных средств на меры социальной поддержки в виде субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и так далее);

недостаточная оборудованность приборами учета многоквартирных жилых домов, зданий и сооружений хозяйствующих субъектов;

пассивная реакция органов местного самоуправления на Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 1140 "Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии" и от 23 сентября 2010 года N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", а также на соответствующие решения Кабинета Министров Республики Татарстан в сфере тарифного регулирования, защиты прав и интересов потребителей жилищных и коммунальных услуг;

отсутствие скоординированной позиции по проблемам перекрестного субсидирования;

сохранение перекрестного субсидирования коммунальных ресурсов;

отсутствие достаточной методологической базы формирования цен и тарифов в сфере оказания услуг населению;

установление тарифов только на один год;

отсутствие дифференцированной системы установления цен на строительство жилья по программе социальной ипотеки в разрезе муниципальных районов;

отсутствие достаточного количества аудиторов в сфере энергетического и технологического аудита;

недостаточная открытость деятельности управляющих организаций многоквартирными домами;

наличие в ряде случаев аффилированности организаций, обладающих признаками монополистической деятельности, с органами местного самоуправления;

низкий уровень конкуренции между управляющими организациями многоквартирными жилыми домами;

недостаточно высокий уровень защиты прав и интересов собственников жилых помещений;

либерализация рынка электрической энергии;

сложность присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения для потребителей.